Файл: Конспект открытого урока обществознания в 8 классе. Дата 17. 03. 20 Тема урока Главные вопросы экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект открытого урока обществознания в 8 классе. Дата 17.03.20

Тема урока: Главные вопросы экономики

Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»  Лоренс Питер.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и способах их разрешения в разных экономических системах.

Задачи:

  • Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.

  • Расширить знания о роли экономики в жизни общества.

  • Закреплять практические навыки работы в паре, умение обобщать, объяснять причинно-следственные связи.

Планируемые результаты:

Научатся:  описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики – что, как ,для кого производить? различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Получат возможность научиться : осуществлять поиск нужной информации, находить способы  решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в паре, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

1) Предметные:

 Научиться объяснять значение понятий; определить, понять и объяснить главные вопросы экономики;  изучить экономические системы и основные типы экономических систем, выявить  особенности экономических систем;   систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы.

2) Метапредметные:

а). Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, решать учебные проблемы слушать других, формулировать свою точку зрения, принимать мнение других, отстаивать свою позицию, точно и грамотно выражать свои мысли, задавать вопросы, обмениваться знаниями;

б). Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию, выбирать средства достижения цели из предложенных, работая по составленному плану, сверяя свою действия с целью, самостоятельно исправлять ошибки;


в). Познавательные:  осуществлять расширенный поиск информации, работать с разными источниками информации, структурировать найденную информацию, обобщать факты и явления, давать определения понятий.

3) Личностные:

Формирование активной жизненной позиции, умение выражать собственное отношение к явлениям жизни, умение анализировать собственные поступки с точки зрения экономической природы человека и рационалистической модели экономического выбора, умение выражать собственное отношение к явлениям экономической жизни, понимание истинных причин успехов и неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова, презентация, компьютер

Тип урока: урок получения новых знаний

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята !Рада вас видеть! Нам предстоит сегодня на уроке интересная работа. Особенность урока в том, что полученные знания и умения вам пригодятся не только в школе, но и в жизни.

2.  Актуализация и мотивация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1)Фронтальный опрос. Дайте определение понятиям:

Экономика-хозяйство, используемое людьми для удовлетворения потребностей.путём создания необходимых благ.

- Что такое потребности?

Потребность - нужда человека в чем-либо для поддержания жизнедеятельности

- Виды потребностей? (Материальные, духовные ,социальные)

- От чего зависят потребности?(от климата, обычаев, уровня жизни,времени)

- В чём особенность потребностей?

- Как называются средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности?

Благо - это, то что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.

- Какие бывают блага?(Свободные блага, экономические блага) Приведите примеры.

Как называются вспомогательное средство для создания экономических благ?

Ресурс- вспомогательное средство для создания экономических благ.

-Какие бывают ресурсы?(Природные, финансовые, трудовые)

В чём особенность ресурсов?( ограниченнность ресурсов)

-Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человечеством проблемы их рационального использования и распределения. Из предыдущего параграфа вы узнали, что постоянно делать экономический выбор приходится всем: семьям, фирмам, государству.



-На прошлом уроке мы говорили о том, что ресурсы ограничены, а потребности людей безграничны. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой потом, какие блага производить и т. д. Как это происходит? Какие проблемы возникают? Как они решаются? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.

-Предлагаю  развить проблемную ситуацию: «Вы -  предприниматели, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг», какие вопросы вам предстоит решить?

-Предлагаю  определить тему и цель урока.

Слайд 1. Тема урока: Главные вопросы экономики.

Цель урока: сформировать представление о содержании главных вопросов экономики  и экономических системах.

Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»  »  Лоренс Питер.

Слайд 2 Главные вопросы экономики

Проблемный вопрос: В чём заключается основная задача экономики?

3. Изучение нового материала

Слайд 3. План урока:

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Что, как, для кого производить- эти вопросы организации экономики являются решающими для развития общества. Рассмотрим их подробнее.

1)Работа с текстом учебника с.151-153.

— Разделитесь на три группы. Изучите схему нас. 151 учебника. Каждая группа с помощью соответствующего параграфа учебника попытается выяснить суть вопроса.

I группа - п. 2 § 18 учебника.

II группа - п. 3 § 18 учебника.

III группа - п. 4 § 18 учебника.

1.   Что производить?

Вывод. Вопрос о том, что производить, возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, и экономика не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги производить, а от каких отказаться.

2.   Как производить?

Вывод. Вопрос о том, как производить связан с выбором экономических ресурсов, технологии, организации производства . Общество и производитель решает: кем, из каких ресурсов, с помощью каких технологий должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство

Для кого производить продукт?


Вывод. Вопрос о том, для кого производить, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает для кого производить.

Что производить?- Какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить?- Какие именно ресурсы привлечь, как организовать производство?

Для кого производить?- Как распределить произведенные товары?

2)Работа с документом (в парах) Прочитай текст и выполни задание.

Иногда начинающие предприниматели в своих попытках организовать доходное дело терпят неудачу. Может оказаться, что их предложения не устраивают рынок либо по качеству, либо по содержанию, либо подобных предложений гораздо больше, чем потребность в них. Иногда кажущиеся вполне новаторскими идеи и изобретения не находят отклика у людей потому, что их применение не упрощает, а, наоборот, усложняет жизнь. Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрел телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

2) Как производить? 3) Для кого производить?

3) Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики. В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведённым обычаям, путём отдачи распоряжений и приказов, и с помощью рынка. Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

- Записать определение понятия экономическая система.с.155


— Экономическая система - это способ организации совместной деятельности людей в обществе для решения вопросов: что, как, для кого производить?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складываются определенные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная.

4)Работа в группах. с.155-158. Задание для самостоятельной работы. В ходе работы с учебником заполнить таблицу. Типы экономических систем

Характеристика систем

5)Вопросы для дискуссии:

— Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

Традиционная

Достоинства - предсказуемость и стабильность.

Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Примеры - в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.

Командная

Достоинства- предсказуемость и стабильность

Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.

Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.

Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.

Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.

Примеры- не встречается в чистом виде.

Традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи — охотники и скотоводы, носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут свое хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни представителям современного общества. Европейские туристы специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди в традиционных обществах. Масаи за определенную плату демонстрируют иностранцам различные обряды, ритуалы, танцы. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик.