Файл: Конспект открытого урока обществознания в 8 классе. Дата 17. 03. 20 Тема урока Главные вопросы экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5)Физкультминутка

6) Рубрика в классе и дома. Задание 3.(устно)

7)Тест «Главные вопросы экономики»

4.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проблемный вопрос:В чём заключается основная задача экономики?

Мы выяснили, что потребности человека безграничны, а ресурсы ограничены. Следовательно, перед человечеством встает проблема рационального использования и распределения ресурсов. Это значит, что каждому человеку, семье, компании, предприятию и государству в целом необходимо сделать экономический выбор.

Вывод: Основная задача экономики привести в соответствие безграничные потребности общества и ограниченные экономические и природные ресурсы через решение вопросов:что.как,для кого производить.

5. Рефлексия.Предлагаю оценить степень вашей активности на уроке.

6.Домашнее задание: прочитать п. 18, выучить термины, задание 3 на стр.160 письменно,творческое задание-составить кроссворд по теме «экономика»

Типы экономических систем Характерные черты

Традиционная

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

Достоинства - предсказуемость и стабильность.

Недостатки – низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Примеры - в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в у некоторых племен Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.

Командная (Централизованная, плановая, административная).

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.


8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Достоинства-

Недостатки - низкий уровень удовлетворения потребностей людей в товарах и услугах.

Примеры - СССР, в настоящее время командная экономическая система действует на Кубе, в Северной Корее, некоторых странах Юго-Восточной и Средней Азии.

Рыночная

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Достоинства – более эффективное использование ресурсов, внедрение новых технологий.

Недостатки – провалы рынка: безработица, экономическая нестабильность, неравенство в доходах населения.

Примеры- не встречается в чистом виде.

Смешанная

Характерные черты

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Примеры – США, Япония, Россия.

  1. Задание. Прочитайте текст и выполните задание.

Иногда начинающие предприниматели в своих попытках организовать доходное дело терпят неудачу. Может оказаться, что их предложения не устраивают рынок либо по качеству, либо по содержанию, либо подобных предложений гораздо больше, чем потребность в них. Иногда кажущиеся вполне новаторскими идеи и изобретения не находят отклика у людей потому, что их примене­ние не упрощает, а, наоборот, усложняет жизнь. Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппарата­ми, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приоб­ретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрел телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.



Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

  1. Что и в каком количестве производить?



  1. Как производить?

3) Для кого производить?

  1. Задание. Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 155-156.

Характерные признаки типов экономических систем.

традиционная

?

?

?



Основана на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Основные ресурсы производства и его результаты находятся в частных руках. Самостоятельность продавцов и покупателей в принятии экономических решений в соответствии с собственными интересами.

Развитие новых технологий, неравенство в доходах.

Основные экономические решения принимаются государством, ему принадлежат средства производства, экономические и природные ресурсы. Централизованное планирование, распределение и потребление материальных благ. Производители выполняют чужие распоряжения, большинство доходов уходит государству.

Современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. Экономическая свобода, разнообразная предпринимательская деятельность, активная регулирующая роль государства, рациональное и эффективное производство, научно-техническое развитие страны и социальные гарантии гражданам.



  1. Задание. Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 156-157

Характерные признаки типов экономических систем.

?

рыночная

?

?

Обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства, натуральный обмен, малоразнообразный набор благ, удовлетворение минимальных, жизненно необходимых потребностей. Преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла.





Основные экономические решения принимаются государством, ему принадлежат средства производства, экономические и природные ресурсы. Централизованное планирование, распределение и потребление материальных благ. Производители выполняют чужие распоряжения, большинство доходов уходит государству.

Современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. Экономическая свобода, разнообразная предпринимательская деятельность, активная регулирующая роль государства, рациональное и эффективное производство, научно-техническое развитие страны и социальные гарантии гражданам.


Задание. Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 157-158

Характерные признаки типов экономических систем.

?

?

командная

?

Обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства, натуральный обмен, малоразнообразный набор благ, удовлетворение минимальных, жизненно необходимых потребностей. Преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремесла.


Основана на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Основные ресурсы производства и его результаты находятся в частных руках. Самостоятельность продавцов и покупателей в принятии экономических решений в соответствии с собственными интересами.

Развитие новых технологий, неравенство в доходах.




Современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. Экономическая свобода, разнообразная предпринимательская деятельность, активная регулирующая роль государства, рациональное и эффективное производство, научно-техническое развитие страны и социальные гарантии гражданам.


Приложение для учителя.

Типы экономических систем

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)

Командная экономика

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.


6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы.

В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии

Рыночная экономика

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени

Смешанная экономика

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся

Тест «Главные вопросы экономики»    

1. Какой признак отличает традиционную экономику?

1) централизованное ценообразование

2) регулирование производства при помощи обычаев

3) преобладание частной собственности

2. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?

1) государственное регулирование ценообразования

2) плановая организация производства

3) многообразие форм собственности

3. Способ организации экономической жизни, механизмы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей называют

1) государственным бюджетом

2) экономической системой

3 экономическим ростом