Файл: Практическая работа 6 Тема урока государственные символы россии дата урока Тип урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №6
Тема урока | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ | ||
Дата урока | | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации | ||
Образовательные ресурсы | Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентация«Государственная символика» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_2490.html | ||
План урока | 1. Герб России. 2. Флаг России. 3. Гимн России | ||
Личностно значимая проблема | Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна… (Гимн РФ) | ||
методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Герб, флаг, гимн; скипетр, держава | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю |
Продолжение табл.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Моти-вация к учеб-ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Беседа | Организует беседу по вопросам: – Что является символами государства? – Как выглядят символы нашего государства? – А всегда ли в России были такие гимн, герб, флаг? – Какое значение для государства имеют государственные символы? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
III. Изучение нового матери-ала | 17 | 1. Презентация «Государственная символика». 2. Работа с материалами учебника, с. 99–105. 3. Путешествие в прошлое (Приложение) | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Нацеливает учащихся на работу по самостоятельному изучению материала и организует беседу по вопросам: – Что такое геральдика? – Объясните понятия «скипетр» и «держава». – Где изображают герб РФ? – Что говорит закон о гербе РФ? – Что такое флаг? Какие бывают флаги? – Что для страны значит флаг? – Что такое гимн? Какие чувства вы испытываете, слушая гимн? Когда исполняется гимн? 3. Знакомит с историей создания российской символики, в процессе своего рассказа определяет важную информацию с помощью вопросов: – Когда был принят указ о введении современного герба России? – Где можно увидеть изображение герба нашей Родины? – Кто в российской истории внес весомый вклад в развитие государственного герба? – Когда был принят новый государственный флаг РФ? – Почему на протяжении своей истории государственный флаг менял свои цвета? – Когда и кем был написан первый гимн России? – Как изменился гимн России после распада СССР? | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся с информацией учебника, рассуждают, аргументированно отвечают на вопросы. 3. Слушают рассказ учителя, делают выводы, отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы; обращаются за помощью, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 2. Уст- ные ответы. 3. Уст- ные ответы. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания в рабочей тетради, № 1, 2, 3, 4, с. 64–65 | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | Выполняют задания | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Организует беседу: – Как вы думаете, почему на протяжении российской истории так часто менялись государственные символы? | Отвечают на вопрос. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 12; задания рубрики «В классе и дома», с. 106 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Приложение
О российской государственной символике
Молитва русских
…Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю – Всё ниспошли! | Перводержавную, Русь Православную, Боже, храни! Царство ей стройное, В силе спокойное! Все ж недостойное Прочь отжени!.. | О, провидение! Благословение Нам ниспошли! К благу стремление, В счастье смирение, В скорби терпение Дай на земли!.. |
В. А. Жуковский, 1815
Слова «молитвы» использовали (не полностью) в качестве Гимна Великой Российской Империи в 1815–1833 гг. (муз. Г. Кэри).
Боже, Царя храни!
…Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя, Царя храни!..
В. А. Жуковский
Это стихотворение с 31 декабря 1833 года стало Гимном Российской Империи под названием «Боже, Царя храни!» – до 1917 года (муз. князя А. Ф. Львова).
Гимн Союза Советских Социалистических Республик («сталинский»)
(сл. С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана (Г. А. Урекляна), муз. А. В. Александрова)
Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! | Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил: Нас вырастил Сталин – на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Счастья народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! | Мы армию нашу растили в сраженьях. Захватчиков подлых с дороги сметем! Мы в битвах решаем судьбу поколений, Мы к славе Отчизну свою поведем! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Славы народов надежный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведет! |
первое официальное исполнение гимна было по радио в новогоднюю ночь на 1 января 1944 года.
Государственный гимн Российской Федерации (с 2000 года)
(сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова)
Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! | От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! | Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! |
Из истории российского герба
Герб – эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы подразделяются на следующие основные группы: государственный, земельный, корпоративный, родовой. Герб – специфический исторический источник, изучается дисциплиной геральдикой.
Герб изображается на знаменах, печатях, монетах и прочее, помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, предметах вооружения, произведениях искусства, книгах…
Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторяющиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира.
Государственный герб РФ – золотой двуглавый орел в красном поле. Герб – двуглавый орел достался России в наследство от Византии, после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Последняя царевна уже погибшей Византии выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи – двуглавого орла.
В России первые дворянские гербы появились в конце XVI – начале XVII века, но широкое их распространение началось на рубеже XVII–XVIII веков после уничтожения местничества. При Петре I герб становится необходимой принадлежностью дворянства. С конца XVIII века с составления «Общего гербовика» началась официальная кодификация родовых гербов. В дореволюционной России гербы были у всех губерний, областей, городов, посадов и крепостей.
Герб Российской империи сложился в период образования централизованного государства – состоял из двух основных эмблем: всадника, поражающего копьем змея (с конца XIV в.), и двуглавого орла (с конца XV в.), которые помещались на печатях великих московских князей и царей.
В 1882 году утвержден большой российский государственный герб со множеством геральдических деталей, но сохранивший в основе двуглавого орла с московским гербом на груди. После Февральской революции 1917 года Временное правительство сохранило двуглавого орла как государственную эмблему, но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы.