Файл: Конспект урока по литературе в 8 классе Д. И. Фонвизин. КомедияНедоросль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель русского языка и литературы Мухитдинова Дилноза Рустамовна.

Конспект урока по литературе в 8 классе «Д.И.Фонвизин.Комедия«Недоросль».

Цели урока:

  • Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.

  • Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию

  • Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска

Формы: коллективная , индивидуальная.

Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по литературе,

Оформление доски: запись темы урока, эпиграф: 
Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества". 
В. Г. Белинский. портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.

3.Краткие сведения о Д.И.Фонвизине.

Выступление учащегося (заранее выдано задание)

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.


Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй..

Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Выступление учащегося (заранее выдано задание)-записи в тетрадях.

САТИ́РА-обличающая, бичующая ирония

Драма - род литературных произведений , построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене8 произведения подобного рода , серьёзного, но не героического содержания ( в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы ( обычно в скобках) , связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

Недоросль - молодые людикоторые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы.

После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

  1. Слово учителя:

По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. 

4.Работа над проблематикой пьесы. 

Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков? (Записи в тетрадях)


1. «Говорящие» фамилии и имена; 
2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/ 
3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность); 
4. «Зоологизация»; 
5. Ремарки 
Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии? 
1. Критика самодержавно-крепостной действительности. 
2. Трагизм судьбы простого человека. 
Вторая проблема.

Гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России. 
Третья проблема.
Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей. 

Всех персонажей комедии можно четко разделить на два лагеря: герои идеологи - положительные герои, изображенные схематично, традиционно, в соответствии с правилами классицизма, и отрицательные или второстепенные бытовые герои, в изображении которых проявилось новаторство Фонвизина.

Из комедии известно, каково происхождение и условия воспитания бытовых героев: рассказывает о своей семье Простакова, мы знаем, почему остался неученым Скотинин, а «воспитание» и обучение Митрофанушки напрямую изображено в пьесе. Воспитание героев-идеологов же остается неизвестным: мы не знаем, в какой среде воспитывалась Софья, что сделало Милона идеальным офицером и т.д.

Бытовые герои в комедии постоянно находятся в движении: на сцене происходят драки Митрофана и Скотинина, Простаковой и Скотинина, сама Простакова говорит: «То бранюсь, то дерусь» (II, 5) и т.д. Бытовые герои почти не совершают поступков, их действия - это слова.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена. 
2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых? 
3. Какие же мечты , в отличие от Скотининых , у передовых людей? 
Милон - "Разум , любезность, просвещенность". 
Стародум – ‘’Душа и сердце". 
Правдин -‘’ Правда во всем’’. 

Создавая свою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела , есть люди, которым помогать надо
, есть Отечество, которому служить. " 
И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа. 
Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами. 

5.Закрепление нового материала.

- В каком веке создана эта комедия? (В 18 веке)

- К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение?( классицизм)

- Назовите черты классицизма как литературного направления, которые встретились в пьесе. (воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,  четкое их разделение на положительных и отрицательных, комедия носит поучающий характер, проповедует гражданский долг, «говорящие фамилии» героев).

- К какому роду литературы относится это произведение? К какому жанру? В иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными. Какова была цель низких жанров? (осмеять, обличить пороки человека и общества в целом).

- Какие правила соблюдались при написании пьесы в строгих рамках классицизма? Следует ли им Фонвизин в комедии «Недоросль»? ( Состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия - имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина).

- Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления

5.Вывод по уроку:

  Речевые характеристики, которыми наделяет Фонвизин своих героев, отличается необычайной меткостью, точностью, лаконизмом, афористичностью, индивидуальностью, богатством языка. Речь героев выдает их суть, их взгляды, намерения, желания. Всё это говорит о высоком мастерстве Фонвизина-драматурга.

       Следование традициям не отменяет стремления к новому. Мастерство и  талант писателя и состоят в том, что он вносит новое в устоявшееся, традиционное.


      В основном соблюдая деление героев на положительных и отрицательных, Фонвизин все же неоднозначно изображает некоторых из них. Если Стародум, Правдин, Софья, Милон безусловно положительны, то учителей Митрофана вряд ли можно  уверенно отнести к положительным или отрицательным персонажам. А Еремеевна? Раба или любящая недоросля нянька?

    Новаторство Фонвизина проявилось и в метком языке комедии, в блестящих речевых характеристиках. Прогрессивной была и идея устройства общества по законам добра и справедливости

Урок подошёл к концу.Спасибо.

Ребята, прочтите комедию до конца. На следующем уроке будет проведена исследовательская работа в таблицах.

6.Домашнее задание: Чтение комедии до конца, характеристика персонажей.

7.Подведение итогов урока, оценивание