Файл: Диалогичность предполагает вступление учащегося в диалог с собственным Я и с другими участниками проекта так раскрываются особенности личности. Проблемность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДАША. Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — формирование у него самостоятельности, инициативности и креативности. Эти качества развиваются благодаря его собственным действиям в процессе познания интересных и значимых тем. Разбираемся, в чем суть этой технологии и какие у нее отличительные черты.

Суть метода проектного обучения

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.

  • В современном мире технология проектного обучения заключается в тезисе «Все, что я познаю, — я знаю, для чего это мне надо, а также где и как я могу эти знания применить».

Основные принципы метода проектного обучения — диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.

  • Диалогичность предполагает вступление учащегося в диалог с собственным «Я» и с другими участниками проекта — так раскрываются особенности личности.

  • Проблемность знаменует начало энергичной мыслительной работы, связанной с необходимостью решения заданной ситуации.

  • Интегративность определяется наилучшим соединением давно сформировавшихся систем усвоения знаний и правил обучения.

  • Контекстность подразумевает разработку проектов, близких к жизни учащихся, и осознание их важности для общества.

ИРА. Цели проектного обучения


Основная цель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию.

Кроме основной, у метода проектного обучения есть и другие цели:

  • создавать мотивацию к обучению;

  • привлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;

  • совершенствовать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся;

  • повышать самооценку детей;

  • развивать системное, критическое и аналитическое мышление;

  • учить использовать полученные знания для решения, в т.ч. практических жизненных задач.

Эффективность проектного обучения заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и поиск информации в разных источниках от библиотек до интернета. Они учатся распределять время и работать с полученными данными, организуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений.

  • Обязательное условие создания проекта — существование четких представлений о конечном итоге деятельности, об этапах работы над проектом и способах его реализации.

ДАША. Классификация технологий проектного обучения

Все проекты уникальны и оригинальны, направлены на решение конкретных задач, ограничены во времени и подразумевают организованное выполнение связанных между собой действий.

  • Проектная деятельность — одно из средств системно-деятельностного подхода, на котором основаны современные ФГОС.

Проекты делятся на виды по шести разным основаниям:

  1. По содержанию:

  • Монопредметные — на базе одного предмета.

  • Межпредметные — в них объединяются знания разных предметов.

  • Надпредметные — основаны на изучении информации, не входящей в школьную программу.

  1. По основному методу:

  • Игровые, приключенческие — основой является ролевая игра по художественным произведениям или историческим событиям. Также это может быть имитация археологической или морской экспедиции. Финал, как правило, не запланирован.

  • Исследовательские, творческие — обладают четко поставленной целью и понятной структурой. Имеют много общего с научными исследованиями. Например, социологические опросы небольшой группы людей на важную для учеников тему.

  • Информационные, ориентированные на практический результат — обычно затрагивают темы, интересные участникам проекта. Примером может служить создание альбома или справочного материала, организация театральной постановки, очистка природных зон. Популярны международные проекты, поучаствовать в которых можно через интернет.


  1. По характеру координирования проекта:

  • С явной координацией — учитель активно включается в работу.

  • Со скрытой координацией — учитель лишь направляет и дает подсказки.

  • По включенности проектов в учебные планы:

  • Текущие — затрагивают учебное время.

  • Итоговые — помогают оценить, как материал усвоен учащимися.

  1. По продолжительности выполнения:

  • Мини-проекты — занимают один-два урока.

  • Средние проекты — от нескольких уроков до двух недель.

  • Долгосрочные проекты — от нескольких недель до нескольких месяцев. Обычно работа над ними проводится в свободные от занятий часы.

  1. По количеству участников:

  • Индивидуальные — работает один ребенок.

  • Групповые — вовлечены несколько учеников.

  • Коллективные — затрагивает учащихся нескольких классов или всей школы.

ИРА. Структура образовательного процесса

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, в каждом из которых учитель и ученик выполняют определенные действия.

1 этап. Подготовка

Педагог выбирает интересные темы, а затем обсуждает их вместе с учащимися. Вместе они делают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут и сами предложить актуальную для них тему.

Затем учитель разделяет тему на подтемы, из которых вновь нужно выбрать интересующую.

Класс самостоятельно делится на подгруппы, однако преподаватель может распределить учеников так, как считает нужным.

2 этап. Разработка проекта

Ученики активно работают над проектом, а учитель мотивирует, направляет и консультирует по любым возникающим вопросам. Этот период занимает больше всего времени.

3 этап. Оформление итогов

Оформление результатов проекта в соответствии с принятыми ранее правилами. Это может быть доклад, макет, презентация и пр.

4 этап. Презентация

Демонстрация итогов работы над проектом перед учителем, родителями, учениками других классов или школ. Может проходить в игровой форме. Учащиеся рассказывают, какие приемы использовали для получения информации, с какими проблемами столкнулись, чему научились и к каким выводам пришли, показывают результат работы.

5 этап. Рефлексия

Учитель и ученики оценивают проделанную работу
, делятся впечатлениями, обсуждают и ставят оценки.

  • Важную роль играет определение параметров оценки. Как правило, критерии оговариваются перед началом работы над проектом, понятны участникам и не превышают 10 пунктов.

Педагоги отмечают, достигнута ли цель проекта, полностью ли раскрыта тема и какова социальная значимость проведенной работы. Также важны доступность изложения, умение ученика ответить на вопросы по теме и влияние проекта на развитие его личности.

Чтобы проектное обучение приносило пользу и отвечало поставленным задачам, необходима правильная подготовка как учителей, так и учеников. Это должен быть целостный системный подход.

Педагог перестает быть просто источником знаний, а становится организатором и координатором исследовательской работы. Он поддерживает учеников на каждом этапе работы над проектом, создает творческую среду, стимулирует постоянное личностное развитие.

ДАША. Преимущества проектного обучения


  • Связь с реальной жизнью. Проектное обучение прямо отвечает на вопрос, возникающий у многих в процессе учёбы: «Как это пригодится в жизни?» Вместо отвлечённых знаний ученики получают опыт решения конкретных проблем.

  • Комплексный подход. В процессе работы над проектом ученики проводят исследования, собирают информацию из разнообразных источников и привлекают уже имеющиеся у них знания и навыки. 

  • Развитие мышления. Разрабатывая план проекта, школьники развивают логику, умение критически мыслить и отстаивать свою точку зрения.

  • Ориентация на ученика. Цель проектного обучения — не научить ребёнка решать задачи, которые удобно проверять учителям, а заинтересовать изучаемой темой так, чтобы ему самому захотелось углубиться в неё.

  • Мотивация. Проектное обучение задействует естественное желание ребёнка проявить себя. Когда у учеников есть возможность сделать что-то «по-настоящему», им интересно довести дело до конца и сделать лучше других. 

  • Самовыражение. Проектная работа не ограничивает ученика в выборе решения, правильных ответов тоже нет — главное, чтобы результат соответствовал поставленной цели. Так что проект оставляет большое пространство для творчества. И конечно, особого внимания заслуживает работа, выполненная не просто хорошо, но и оригинально, изящно и эффектно. Это стимулирует детей использовать фантазию и находить нестандартные решения.  

  • Результативность. Проектное обучение даёт ученикам возможность не только приобрести ценные навыки, но и создать что-то действительно полезное. Например, дети могут разработать рекламную брошюру для школы, создать дизайн для школьного сайта или сделать табуретку — главное, в итоге получится конкретный, ощутимый результат. 

  • Коммуникативность. Совместная работа над проектом поможет сплотить коллектив, научить ребят работать в команде, разделять обязанности, выполнять роли лидеров и исполнителей и прислушиваться друг к другу.

  • Интерес. Проектное обучение должно быть увлекательным и весёлым — это один из секретов его эффективности. 

ИРА. Проблемы проектного обучения


Цикл работы над проектом — от подготовки информационной базы до претворения в жизнь результатов исследования — требует много времени. В условиях традиционной школы учителя часто не успевают охватить все темы в программе, так что организовать полноценную проектную деятельность будет трудно. 

С другой стороны, проектное обучение как раз может решить проблему нехватки времени. Ведь оно не подразумевает скурпулёзного изучения каждого параграфа — напротив, ученики сами углубляются в тему настолько, насколько это нужно им для решения поставленной задачи. 

Однако необходимо сделать поправку на реальность: далеко не каждый ученик готов к такой степени самостоятельности, и далеко не каждый учитель готов настолько отпустить контроль — и в этом заключается вторая проблема проектного обучения. 

Наконец, учителю критически важно найти баланс между теорией и практикой, ведь, если всю учёбу свести к работе с проектами, познания школьников будут слишком выборочными и неполными. 

В любом случае, проектное обучение — это шанс лучше узнать ребёнка, самого себя и окружающий мир, научить и научиться действовать в нём смело и последовательно.