Файл: Электроэнергетика мира. Проблемы и перспективы развития.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор: Солнцева Ирина Николаевна
МКОУ «Никольская СОШ» пос. 1 отд. с-за «Масловский» Новоусманского муниципального района Воронежской области.
Предмет: география.
Тема: «Электроэнергетика мира. Проблемы и перспективы развития».
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение: учебник, атлас, рабочая тетрадь, дополнительная литература, интернет-ресурсы.
Время реализации занятия: 45 минут
Цели и задачи урока:
сформировать представление об электроэнергетике мира; рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки; познакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики - экономическими, экологическими, социальными; сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и путях решения стоящих перед ней проблем; продолжить формирование у школьников умений работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: конференция
Оборудование: карта «Электроэнергетика мира», презентация «Электроэнергетика мира», атласы, инструктивные карточки.
План проведения урока:
Этапы урока | Время реализации |
| 3 минуты |
2.Изучение нового материала: | 35 минут |
а) вступительное слово учителя; | 5 минут |
б) выступления учащихся с сообщениями об электростанциях традиционного типа, об их преимуществах и недостатках; | 15 минут |
в) выступления учащихся о перспективах использования альтернативной электроэнергии в мире и в России. | 15 минут |
3)Заключение | 3 минуты |
4)Итоги урока. Оценка работы учащихся, самооценка. | 2 минуты |
5) Д/З. Подготовиться к тестированию по теме «Электроэнергетика мира. Проблемы и перспективы развития». | 2 минуты |
Заранее учащимся даётся задание подготовиться к уроку-конференции по вопросам:
-
Недостатки и преимущества традиционных типов электростанций. -
Особенности альтернативой электроэнергетики.
Ход урока.
-
Оргмомент. -
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. (Слайд 1,2). Цели и задачи сегодняшнего урока заключаются в том, чтобы познакомиться со значением и структурой электроэнергетики, с особенностями электростанций традиционного типа в мире и России, поговорить о проблемах этой отрасли и перспективах её развития.
Вы знаете, что ведущей отраслью материального производства является промышленность. В её отраслевой структуре главнейшее место занимают обрабатывающие отрасли, в которых на протяжении всей эпохи НТР опережающими темпами развивались отрасли «авангардной тройки»: электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение, на долю которых в среднем в мире приходится 50-60% валовой промышленной продукции.
Вся история человеческой цивилизации связана с освоением различных видов топлива и энергии. Иногда даже говорят: «Энергетика управляет миром». Потребление энергии растёт во всём мире, оказывая огромное влияние на политическую и экономическую ситуацию. Энергетика – это основа современного хозяйства, всех прогрессивных процессов в экономике и развивается опережающими темпами по сравнению другими отраслями. Лидерами по производству электроэнергии в мире являются.
-Какое место в мире занимает Россия по производству электроэнергии?
-В мире и России работают электростанции традиционного типа: ТЭС, ГЭС, АЭС и электростанции, использующие альтернативную энергию.
ТЭС вырабатывают 63%, ГЭС 20%, АЭС – 17% электроэнергии. На долю альтернативных источников приходится менее 1% от всей производимой электроэнергии в мире ( в России: 69% -на ТЭС, 20% - на ГЭС, 11% - на АЭС).
-Теперь давайте оценим экономико-географические достоинства и недостатки различного типа электростанций.
(учащиеся получают инструктивные карточки и по мере выступлений заполняют их ):
-
Используют невозобновимые ресурсы. -
Воздействуют на водные ресурсы. -
Используют возобновляемые ресурсы. -
Дают самую дешёвую электроэнергию. -
Создают опасность радиационного заражения. -
Дают много твёрдых отходов. -
Дают дорогую электроэнергию. -
Могут работать на разнообразном сырье. -
Дорогое и длительное строительство. -
Затопление плодородных земель, заболачивание, засоление почв. -
Процесс выработки электроэнергии не сопровождается загрязнением окружающей среды. -
Повышает уровень воды в реке. -
Используют небольшое количество сырья. -
Выгодно строить в районах острого дефицита электроэнергии, а также при отсутствии других источников энергии. -
Сравнительно дешёвое строительство при быстром строительстве. -
Дают дешёвую электроэнергию.
Выступление ученика.(Слайд 3)
Тепловые электростанции работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны и мира. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство ГЭС и АЭС. Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ, которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло.
Но ТЭС имеют недостатки:
-
Работают на невозобновимых ресурсах. -
Дают много отходов (в т.ч. твёрдых, самые чистые ТЭС на газе). -
Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 соток). -
Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей).
Выступление ученика.(Слайд 4)
Гидравлические электростанции строят на реках с быстрым течением, с высокими берегами и большим расходом воды. Образующиеся водохранилища – это огромные запасы воды, которая используется в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту населением. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма).
Недостатки ГЭС:
-
Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет). -
Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов. -
Водохранилища изменяют режим рек, влияют на климат. -
Вода в водохранилище быстро загрязняется, т.к. идёт накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится «мёртвой», т.к. в ней гибнут микроорганизмы.
Выступление ученика.(Слайд 5)
Атомные электростанции работают на ядерном топливе (уран, плутоний). АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, а энергия нужна.
Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг. Ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т. Каменного угля. На 20-30 т. ядерного топлива АЭС может работать несколько лет.
Недостатки АЭС:
-
Риск экологических катастроф на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. -
Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
-Посмотрите на заполненную таблицу. Какой вывод можно сделать? (ЭС имеют достоинства и недостатки. Объединяет их одно: они отрицательно влияют на окружающую среду)
-Какие типы электростанций работают в Воронежской области? Какие проблемы в связи с этим возникают?
-Мы установили, что большая часть электроэнергии в мире и в России вырабатывается на ТЭС.
-С какими проблемами современная мировая электроэнергетика и электроэнергетика России?
(Работа ТЭС на исчерпаемых видах топлива. Сокращение прироста мощностей. Возможность ядерных катастроф. Загрязнение окружающей среды).
-Каковы перспективы развития электроэнергетики?
(Переход ТЭС на газ – экологически более чистое топливо. Строительство мини-ГЭС. Предусматривать безопасность АЭС и хранение ядерных отходов. Применять энергосберегающие технологии в экономике. Необходимо шире использовать альтернативные источники энергии).
-Какие источники энергии относятся к альтернативным? Каковы перспективы использования альтернативной энергии в мире, в России?
Выступление ученика.(Слайд 6)
Энергетические ресурсы возобновляемые и практически неисчерпаемые. Опыт эксплуатации уже действующих систем океанской энергетики показывает, что они не приносят какого-либо ощутимого ущерба океанской среде.
Работа приливных электростанций основана на колебаниях уровня воды на морских побережьях в течение суток. Огромные массы воды в мировом океане приводятся в движение силами притяжения Луны и Солнца. Через каждые 6ч. 12 мин. Прилив сменяется отливом.
Первая приливная электростанция была пущена в 1966 г. Во Франции в устье реки Ранс, впадающей в Ла-Манш. Высота приливной волны достигает здесь 8,4 м..
В 1968 г. На Баренцевом море, недалеко от Мурманска, вступила в строй опытная ПЭС.
Существуют проекты крупных ПЭС на Белом море (высота приливов 7-10 м). Планируется использовать также огромный потенциал Охотского моря (высота приливов 12-14 м). В 1985 г. Пущена в эксплуатацию ПЭС в Канаде (высота приливов 19,6 м). В Китае построены 3 приливных электростанции небольшой мощности. Разрабатывается проект ПЭС в Великобритании в устье р. Северн (высота приливной волны 16,3 м).
С точки зрения экологии ПЭС имеют бесспорное преимущество перед тепловыми электростанциями.
Выступление ученика.(Слайд 7)
Уже очень давно, видя, какие разрушения могут приносить бури и ураганы, человек задумался над тем, нельзя ли использовать энергию ветра.
Ветряные мельницы с крыльями-парусами из ткани первыми начали сооружать древние персы свыше 1,5 тысяч лет назад. В дальнейшем ветряные мельницы совершенствовались. В Европе они не только мололи, но и откачивали воду, сбивали масло, как, например, в Голландии. Первый электрогенератор был сконструирован в Дании в 1890 г. Через 20 лет в стране работали уже сотни подобных установок.
Энергия ветра очень велика. Её запасы по оценкам Всемирной метеорологической организации составляют 170 трлн кВт. ч в год. Эту энергию можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у ветра есть два существенных недостатка: его энергия сильно рассеяна в пространстве и он непредсказуем – часто меняет направление, вдруг затихает. А иногда достигает такой силы, что ломает ветряки.
Строительство, содержание, ремонт ветроустановок, круглосуточно работающих в любую погоду под открытым небом, стоит недёшево. К тому же ветроэлектростанции небезвредны: они мешают полётам птиц и насекомых, шумят, отражают радиоволны, создавая помехи приёму телепередач в близлежащих населённых пунктах.
Сейчас в мире работает более 30 тыс. ветроустановок различной мощности. Германия получает от ветра 10% своей электроэнергии, а всей Западной Европе ветер даёт 2500 Мвт электроэнергии. Но на сегодняшний день энергия ветра обходится дороже, чем энергия АЭС, хотя себестоимость её год от года снижается.
В России запасы ветроэнергетических ресурсов настолько велики, что их можно приравнять всей электроэнергии, производимой в стране за год.
Энергию ветра рентабельно использовать в районах, где его среднегодовая скорость 3 метра в секунду. Это Нижнее Поволжье, берег Каспийского моря, Северный Кавказ, Юг Западной Сибири, Курильские острова, побережье Северного Ледовитого океана. Арктика. В использовании ветра Россия значительно отстаёт от мирового уровня.
Выступление ученика.(Слайд 8)
Воды, температура которых превышает 20 градусов, называют термальными. Нагреваются подземные воды в результате радиоактивных процессов и химических реакций, протекающих в недрах Земли. В районах вулканической деятельности на глубине 500-1000 метров встречаются бассейны с температурой 150-250 град.; вода в них находится под большим давлением. В горных областях термальные воды выходят на поверхность в виде горячих источников с температурой 90 град.
Люди научились использовать глубинное тепло Земли. В странах, где термальные воды подходят близко к поверхности, сооружают геотермальные электростанции (геоТЭС). В России первая геоТЭС была построена в 1966 г. На юге Камчатки. В Италии работают 11 таких станций. ГеоТЭС действуют в США, Японии, Исландии, Новой Зеландии, Мексике. Поскольку топливо у геоТЭС бесплатное, то и себестоимость электроэнергии низкая.