ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОРКСЭ, 4 класс
27.02.2023
Тема «Православие о Божьем суде»
Цель: знакомство учащихся с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека. Формирование чувства ответственности за свои поступки и слова.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество»;
- познакомить учащихся с евангельской притчей о Страшном Суде;
- подвести к пониманию того, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку;
- объяснить христианское восприятие связи земной жизни с вечной.
Развивающие:
- совершенствование навыков работы с текстом, умение находить и выделять главное в тексте;
- способствовать развитию интереса учащихся к познанию, осознанному и
самостоятельному получению информации;
- развитие духовно-нравственных качеств: сострадания, сопереживания, милосердия.
Воспитывающие:
- воспитание чувства любви к ближнему;
- побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотносить их с идеалами добра и справедливости;
- осознать необходимость охранения себя от плохих слов, поступков, действий;
- развитие представления о значении личной духовной культуры и нравственности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся знают, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан;
- перечисляют мотивы, поощряющие христиан к творению добра;
- осознанно извлекают необходимую информацию;
- осваивают ключевые понятия «душа», «бессмертие», «вечность», «Божий суд», включают их в свою речь.
Метапредметные:
Регулятивные:
- организуют рабочее место;
- контролируют поведение и выполняют запланированные действия;
- оценивают свою деятельность.
Познавательные:
- ориентируются в материале учебника;
- осуществляют поиск и выделяют информацию в разных источниках;
- выдвигают гипотезы и их обосновывают;
- устанавливают причинно-следственные связи.
Личностные:
- развивают личную ответственность за принятые решения и совершенные поступки;
- умеют вести себя в дискуссии.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, весы, раздаточный материал, видеосюжет «Божий суд», доска, учебник.
Реквизиты для сценки – сумочка, игрушечная лопатка, ваза, бабочка.
На малой доске записаны вопросительные слова, на центральной доске – приготовлена таблица, карточки со словами перевёрнуты.
Подготовка к уроку: трое учащихся репетируют сценку, один ученик учит стихотворение.Смайлики для самооценки своей работы на уроке.
Приёмы работы с текстом:
-
Семь вопросов журналиста -
Вдумчивое чтение с пометками. -
Таблица - логическая цепочка -
Чтение с остановками, прогнозирование событий
Ход урока
1. Орг. момент
- Добрый день! Ребята, я рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Подарите частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь! Садитесь. Начинаем урок.
2. Проверка домашнего задания
- Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина).
- Давайте вспомним материал, ответим на вопросы.
1) Что в жизни христианина может быть названо чудом? (Чудо встречи с тем человеком, который только и мог помочь в этой трудной ситуации).
2) Какие примеры чудес в жизни людей вы знаете? (Божии чудеса на дорогах войны, Рождественские чудеса, ….)
3) Что такое добродетель? (Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств человека.)
ё) Назовите три главные христианские добродетели. (Вера, Надежда, Любовь).
- Ребята, как вы думаете, всегда ли мы соблюдаем эти добродетели?
- А зачем нам надо соблюдать и добродетели Заповеди Божии?
- В жизни встречается и хорошее и плохое, но мы должны стремиться быть лучше, т.е. быть добрыми, отзывчивыми, милосердными.
3.Введение в тему.
Василий Сухомлинский сказка «Петрик и ваза».
(рассказ учителя))
Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную.
Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы.
Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся… и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась.
Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой. В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу? - спросила мама.
— Бабочка… — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.
— Как бабочка разбила вазу — понятно… — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу! Петрик посмотрел на маму и заплакал.
- Почему заплакал Петрик? (Ему было стыдно и страшно. Петрик боялся осуждения и наказания мамы)
- Бывали ли у вас подобные случаи?
- Что можно сделать, чтобы простили? (признать свою вину и извиниться)
- А что грозит человеку за нарушение законов, за тяжкие преступления? (суд)
- А что такое суд? (суд – это процесс, где доказывается вина или невиновность человека)
4.Постановка темы урока
- Суд есть гражданский, уголовный. Как, вы, думаете, какой существует еще суд? (Божий суд)
- Как вы понимаете, что такое Божий суд? (Суд, который будет проводить Бог)
- Как должны люди жить на земле? (Жить по заповедям)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема урока: «Православие о Божием суде». Слайд 1.
5. Постановка учебной задачи
- Давайте, исходя из темы, сформулируем вопросы урока (Семь вопросов журналиста)
- Продолжите вопросы. (написаны на доске)
Что …(такое Божий суд?)
Кто …(будет судить?)
Кого ….(будет судить)
За что … (будет судить?)
Когда и где….(состоится Божий суд?)
Для чего ….(знать о Божием суде)
Как ... (вера в Божий суд влияет на поступки христиан?)
- Что вы знаете о Божием суде? Кто рассказывал? Где слышали?
- Что мы узнаем и чему научимся на уроке?
- Как вы думаете, важно знать об этом в жизни?
5. Изучение нового материала Работа с учебником с.106 Что мы ещё узнаем на уроке? (Как видеть в людях Христа? Почему христиане верят в бессмертие?)
Притча о Божием суде Слайд 2
- В Евангелии есть притча о Божием суде.
В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на Земле, соберутся перед лицом Бога. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь, т.е. пастух отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ по левую»….
- Ребята, как вы думаете, кто подразумевается в притче под образами овец и козлищ?
- Почему их разделили?
- Как вы считаете, каким может быть продолжение притчи? Почему, обоснуйте своё мнение
- Узнаем, как заканчивается эта притча из Евангелия.
- Объясните ответ Иисуса Христа, выделенный чёрным шрифтом. (Все люди создание Божие. Бог создал человека по образу и подобию своему, поэтому ему дороги все люди. Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не только на словах, а подтверждать свою любовь добрыми делами и поступками.)
- Читаем дальше. (Чтение текста учащимися)
- Кем, по мнению христиан, является любой человек на Земле? («Любой человек – посланник Неба на земле?)
- Как видеть в людях Христа? Найдите и прочитайте ответ в тексте.
- В эту таблицу Слайд 3 записаны слова Бога и грешников, определите позиции праведников. (По щелчку ответы появляются на слайде)
ГРЕШНИКИ | БОГ | ПРАВЕДНИКИ |
не дали Мне есть | был голоден Я | вы дали Мне есть |
не напоили Меня | жаждал Я | вы напоили Меня |
не приняли Меня | был странником | вы приняли Меня |
не одели Меня | был наг | вы одели Меня |
не посетили Меня | был болен и в темнице | вы посетили Меня |
- Какой вывод можно сделать по этой таблице? (Надо помогать голодным, жаждущим. странникам, бедным. Больным, нуждающимся, давать милостыню)
- Для чего нужно это делать? (чтобы быть оправданными на Божием суде)
6.Физминутка (мягкая игрушка) Игра «Передай добро по кругу»
- Ребята, мы с вами поиграем в игру «Передай добро по кругу». Будем передавать этого доброго барашка и с улыбкой говорить друг другу комплименты. (Игра)
- Спасибо вам за участие! Сразу от добрых слов стало светлее в классе.
7.Икона «Божий суд»
- Чтобы выяснить какую роль Божий суд играет в жизни христиан, заглянем в историю.
Первым на Руси узнал про Божий суд князь Владимир. Как это произошло, узнаем из древней летописи. С 109.(чтение)
- Давайте и мы рассмотрим икону Слайд 4
- Сейчас вы посмотрите видеофрагмент, а ваша задача – найти ответы на вопросы урока.
Просмотр видеофрагмента «Божий суд» Слайд 5
- Что вы узнали из видеофрагмента?
- На какие поставленные вопросы нашли ответ?
(По ходу ответов, учащихся на доске появляется таблица. Таблица приготовлена заранее, карточки со словами перевёрнуты)
Божий суд
Состоится во время второго пришествия Христа
Судья – Иисус Христос
Будет судить народы
Добродетели злодеяния
Праведники Грешники
Вечный рай Вечный ад
- О чём видеофрагмент? (Божий суд) Слайд 6
- Когда состоится Божий суд? (Во время второго пришествия Христа)
Слайд 7
(Судьей на этом суде будет Господь Иисус Христос. Потому что именно Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. Он будет судить мир не только как Бог, но и как Человек. И никто не сможет упрекнуть Его в том, что Он не познал скорбей нашей земной жизни)
- Ребята! Как вы думаете, что оценивается Богом на суде? Слайд 8
(хорошие и плохие поступки людей добродетели и злодеяния)
- Предметом суда будут не только все наши дела, но и мысли, чувства, желания, слова. Мы будем судимы не только за совершенное зло, но и за добро, которое не совершили, хотя и могли.