Файл: Самарская губерния.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


22 слайд (КомУч)

Из перешедших на сторону России в 1-ю мировую войну чехословаков из Австро-Венгерской империи правительство создало Чехословацкий корпус. Временное правительство отправило его во Владивосток для эвакуации кораблями во Францию. Корпус выступил против большевиков, и с 8 июня по 7 октября 1918 г. удерживал Самару. Созданной в январе 1918 г. Учредительным собранием РДФР (Российской демократической федеративной республикой) со столицей в Самаре управлял Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (КомУч). В РДФР вошли Самарская, части Симбирской, Казанской, Уфимской и Саратовской губерний, и условно – Оренбургская и Уральская области. Чехословаки помогали Народной армии РДФР.

23 слайд (Средне-Волжская область (край))

С 14 мая 1928 г. Самарская губерния была ликвидирована, а Самара стала столицей огромной Средне-Волжской области, увеличившейся за счёт соседей землями и населением. Территория представляла собой сильно вытянутую с запада на восток полосу длиной примерно 1250 км и шириной от 10-12 км до 330 км. 20 октября 1929 г. область переименовали в край, с 1935 г. он стал Куйбышевским. Население составляло 6,957 млн. человек. Постепенно от края (с 1 января 1937 г. снова области) отсоединяли ранее присоединённые части, и такой в виде сердца она стала в 1943 г. До сих пор с того времени её территория почти неизменна.

24 слайд («2-е Баку»)

С 3 июня 1936 г. в Кашпирском нефтяном месторождении под Сызранью промышленно добывали нефть, Куйбышев 17 апреля 1938 г. стал столицей крупнейшего в СССР нефтеналивного пароходства «Волготанкер». Чуть позже область даже стали называть «2-е Баку». Край стал центром нефтедобычи и нефтехимии. Позже начали и добычу природного газа. Нефть и газ вывозили из региона целыми составами.

25 слайд («Запасная столица»)

22 июня 1941 г. Великая Отечественная война пришла и в Куйбышевскую область: предприятия региона перешли на военный режим, началась мобилизация военнообязанных на фронт. Область отправила воевать 600000 своих патриотов. По решению государственного комитета обороны (ГКО) от 15 октября 1941 г. в Куйбышев уехали столичные правительственные учреждения. часть сотрудников вернулась в Москву уже в декабре 1941 г. с началом контрнаступления, часть – весной 1942 г. Некоторые с дипломатами оставались до лета 1943 г. Руководство столицы лучше всего видно на трибуне парада 7 ноября 1941 г.


26 слайд (Парад 7 ноября)

7 ноября 1941 г. на площади Куйбышева прошёл один из посвящённых 24-й годовщине Октября 1917 г. в стране парадов. Полтора часа перед трибунами шли части 65-й и 239-й стрелковых дивизий из Сибири и Дальнего Востока, курсанты, сводный женский батальон, моряки морских стрелковых бригад, кавалерия, мотопехота на грузовиках, артиллерия, танки, прожектора и орудия ПВО. В небе пролетели 239 штурмовиков, разведчиков, истребителей и бомбардировщиков. Затем ещё 2 часа шла демонстрация жителей Куйбышева. Есть версия, что из-за обращения посла после парада к своему правительствам, Турция не напала на СССР.

27 слайд (Дипломаты)

В первом ряду на параде расположили военных атташе. В Куйбышев перевезли дипломатов 9 посольств (Афганистана, Великобритании, Ирана, Китая, Польши, США, Тувы, Турции и Японии) и 7 дипломатических миссий (Болгарии, Греции, Монголии, Норвегии, Чехословакии, Швеции и Югославии), а вместе с открытыми здесь диппредставительствами (Бельгии и Люксембурга, Мексики, Канады, Франции, Австралии и Кубы) – 23 иностранных государств (кроме посольств, работали ещё 3 военных миссии (Великобритании, Польши и Чехословакии)), которым выделили лучшие особняки города.

28 слайд (Продукция)

С июля 1941 г. в Куйбышевскую область начали эвакуировать промышленные предприятия из западных и центральных районов страны. В 1941 г. железнодорожники перевезли в нашу область более 120 предприятий (только в Куйбышев – 63!). Нефтяники области обеспечивали всю страну и фронт миллионами тонн нефти, газовики – миллионами кубометров газа. В Куйбышеве за войну произвели противогазы, миллионы гранат и подшипников для танков, тысячи миномётов, снарядов для пушек и реактивных систем залпового огня и гильз. Электрооборудование и карбюраторы завода КАТЭК ставили на танки и автомобили. Швейные фабрики и мастерские сшили миллионы шинелей и головных уборов, тысячи комплектов тёплого и полётного обмундирования, и армейских курток. Сельчане сдали тысячи тонн мяса, молока и шерсти, миллионы тонн зерна.

29 слайд (Авиация)

Более 26000 штурмовиков (62% из всех выпущенных) Ил-2 и Ил-10 сделали в Куйбышеве. Произвели более 3000 истребителей МиГ-3 (94% из всех изготовленных), десятки бомбардировщиков Ил-8. В Куйбышеве построили свыше 400 двигателей АМ-35 и АМ-35Ф (для МиГ-3) и десятки тысяч АМ-38, АМ-38ФН и АМ-42 (для Ил-2 и Ил-10). Для обеспечения кадрами авиазаводов Куйбышева в 1942 г. открыли авиационный институт.



30 слайд (Куйбышевская авиация)

После войны куйбышевский завод №24 продолжил выпускать авиадвигатели новых конструкций, лодочные моторы ЛМ, ЗиФ и «Вихрь». В 1946 г. в посёлке Управленческий создали государственный союзный опытный авиазавод №2. Предприятие разработало первый в СССР автопилот «Симплекс», стало местом разработки многих новых авиадвигателей марки «НК» в честь конструктора Николая Кузнецова. На авиапредприятиях Куйбышева построили истребители МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщики Ту-4, Ил-28, Ту-16 и Ту-95, пассажирские Ту-114 и Ту-154, самолёты радиолокационной разведки Ту-126, противолодочные Ту-142, грузовые Ан-140, крылатые ракеты «Буря». Двигатели в Куйбышеве создавали и для беспилотников Ла-17, других самолётов – Ту-22, Ту-144 и Ту-160, Ил-18 и Ил-62, Ан-22, для экраноплана «Орлёнок», для перекачки газа по газопроводам.

31 слайд (От «Р-7» к «Союзу»)

В 1958 г. создатель советской космонавтики Сергей Королёв направил конструктора Дмитрия Козлова организовать и возглавить филиал ОКБ-1 в Куйбышев. Тот за год наладил серийный выпуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Сейчас это – Ракетно-космический центр ЦСКБ-«Прогресс», производит ракеты-носители, с помощью которых и сегодня космонавты, спутники и грузы попадают на орбиту Земли – «Восток», «Восток-2», «Молния», «Полёт», «Восход», «Молния-М», «Союз», «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Союз-2». В том же году куйбышевский завод №24 им. Фрунзе освоил серийный выпуск двигателей для ракет Р-7 и семейства ракет-носителей на её базе. Из боевых ракет в Куйбышеве строили также Р-9 и ГР-1. В 1999–2001 гг. в Самаре установили ракету-носитель «Союз», возле которой соорудили и открыли музей «Самара космическая».

32 слайд (Программа «Восток»)

С помощью куйбышевских ракет-носителей «Восток» на орбиту вывели все 6 космических кораблей «Восток» первой космической пилотируемой программы «Восток», Юрия Гагарина, Георгия Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валентину Терешкову и Валерия Быковского после посадок встречали здесь, они отдыхали по нескольку дней в Куйбышеве.

33 слайд (Спутники)

В Куйбышеве разрабатывали и создавали спутники фоторазведки «Зенит», «Гектор», «Ротор», «Гермес», «Орион», «Янтарь», «Фрам», «Аргон», «Геракл», «Октан», «Комета», «Кобальт», «Терилен», «Облик», «Неман», «Дон», «Енисей» и «Ресурс». Для исследований в космосе создавали спутники «Наука», «Энергия» и «Эфир». На 10 биоспутниках «Бион» в космос в 1973–1996 гг. летали низшие грибы, птичьи яйца, рыбы, животные (в т.ч. тритоны, крысы, черепахи и макаки-резусы) и насекомые (мухи и черви). Создавали и технологические спутники «Фотон» и «Фотон-М». Помимо спутников, в Куйбышеве делали разгонные блоки «Икар».


34 слайд (Полёты на Луну и Марс)

Немало автоматических межпланетных станций куйбышевскими ракетами-носителями были выведены в космос. С орбиты они ушли к Луне, Марсу, Венере. Для пилотируемых полётов к Луне создавали ракеты-носители «Союз-Л».

В Куйбышеве готовили тяжёлые ракеты-носители Н-1 в марсианском и Н-1Ф в лунном вариантах. С их помощью в 1970-е гг. планировали полёты на Луну, Марс и Венеру. Для Н-1 завод на Управленческом разработал и выпустил ракетные двигатели. Из-за смерти Королёва в 1966 г. и неудачных пусков в 1969–72 г. 5-й запуск в 1974 г., отменили, и закрыли программу Н-1. Вот так мы не полетели на куйбышевских ракетах-носителях на Луну и Марс.

35 слайд (АвтоВАЗ)

19 апреля 1970 г. на АвтоВАЗе (гиганте, построенном с помощью итальянцев) в Тольятти собрали 6 первых машин ВАЗ 2101, ставших на многие годы одним из символов советского автомобилестроения и родоначальником марок «Жигули» и «Лада». Сейчас в истории предприятия – более 30 серийных и десятки опытных моделей. Часть автомобилей идёт на экспорт, и за рубежом узнают о продукции Самарской области.

36 слайд (Олимпийские чемпионы)

На Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. получила «золото» команда велосипедистов, в которой были тренировавшиеся в Куйбышеве Шухов и Ярды. Их куйбышевский тренер Владимир Петров воспитал 4 чемпиона Олимпийских игр, 32 чемпиона мира, 8 победителей кубка Европы и 12 победителей Кубка мира. Подопечные Петрова 479 раз становились победителями в чемпионатах СССР и РСФСР. Его воспитанники были чемпионами мира по велоспорту на треке. С этого достижения о самарском спорте узнали за рубежом.

37 слайд («Энергия» и Символы области)

В 19781988 гг. Куйбышев и Сызрань участвовали в создании основного бака (блока Ц) тяжёлой космической ракеты-носителя «Энергия» – самой тяжёлой в СССР и России (доставляла на орбиту до 105 т.), позволившей в 1988 г. запустить в космос 1-й отечественный многоразовый космический корабль «Буран».

25 января 1991 г. Куйбышеву вернули название Самара, Куйбышевская область стала Самарской. Город возглавил Глава администрации, а регион – Глава Администрации области (губернатор). 22 сентября 1998 г. Самарское знамя стало основой для современного Флага Самарской области и Флага Самары. Учреждённый в 1878 г. герб Самарской губернии возродили как герб Самарской области.

38 слайд (Мундиаль)

В 2018 г. Самара стала одним из 11 городов России, проводивших матчи чемпионата мира по футболу. На специально построенном для этого стадионе «Самара-арена» прошло 6 матчей. В
области существенно выросло качество дорог, появились новые удобные развязки.

39 слайд (Современная продукция)

ЦСКБ-«Прогресс» продолжает разрабатывать и изготавилвать современные космические спутники. Также в работе современные ракеты-носители «Союз-2.1а», «Союз-2.1б» и «Союз-2.1в», взлетающие с 3-х космодромов – Байконура, Плесецка и новейшего – Восточного. С него вообще только и взлетают самарские ракеты-носители. Их варианты ракеты-носители «Союз-СТ-А» и «Союз-СТ-Б» запускают с космодрома Куру во французской Гвиане. Больше с зарубежных космодромов не взлетает ни одна российская ракета-носитель! Ещё у нас делают разгонные блоки «Волга» и микроспутники АИСТ.

Инновационная разработка Самары – двигатель для газотурбовоза «ГТ-1» для магистралей Сибири и Дальнего Востока. Его огромная мощность позволяет тянуть очень большие поезда на большие расстояния.

40 слайд (Новые мосты)

Активно строятся новые мосты – через реку Самара появился в 2018 г., в 2020 г. завершили новый въезд на плотину ГЭС у Тольятти, а сейчас вовсю идёт строительство первого автомобильного моста через Волгу в Самарской области возле деревни Климовка. Этот мост позволит снова наладить товаропоток из Китая. Волга снова возвращает в самарский край Великий шёлковый путь.