ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ 5. БЮДЖЕТ
1. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И ЕГО ИСТОЧНИКИ
Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие:
-
структуру бюджетной системы РФ (статья 10 БК РФ); -
перечень бюджетных доходов и расходов; -
порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов; -
бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; -
регламент бюджетного процесса; -
порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения финансово-экономического развития.
Виды бюджетных правоотношений:
-
установление бюджетного устройства и бюджетной системы в РФ; -
установление структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ, а также распределение их между бюджетами разного уровня; -
разграничение бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; -
организация бюджетного процесса; -
организация бюджетного контроля за исполнением бюджетов.
Субъекты бюджетных правоотношений:
-
государство, а также государственные и административно-территориальные образования; -
представительные и исполнительные органы государственной и местной власти; -
государственные и муниципальные организации и учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета.
Круг субъектов бюджетных правоотношений является более узким по сравнению с субъектным составом других финансовых правоотношений. Эти субъекты вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.
Основным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998. БК РФ впервые закрепил общие правовые основы, на которых строиться бюджетное законодательство РФ. БК РФ расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов и внебюджетные государственные социальные фонды. В БК РФ определяются понятия бюджетного устройства, бюджетные регулирования. Он закрепил основные принципы бюджетной деятельности, основы бюджетного процесса. Подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Также источником финансового права является ФЗ №115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации РФ», в соответствии с которым устанавливаются принципы бюджетной классификации в РФ.
Специальным источником бюджетного права является также ФЗ от 15.07.1992 «О субвенциях». Он устанавливает правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам России из федерального бюджета и других денежных фондов.
Нормы бюджетного права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в нормативных актах более общего характера. На основе этих нормативных актов разрабатываются и принимаются нормативные акты субъектов, посвященные бюджетным правоотношениям.
Исходные начала бюджетного права также определяются в Конституции РФ, а также конституциях субъектов РФ. Например, в Конституции РФ указываются полномочии России в сфере бюджетной деятельности (статья 71), полномочия субъектов в бюджетной сфере (статьи 72-73), а также полномочия местного самоуправления в этой сфере (глава 8).
2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
Бюджет можно рассматривать в различных аспектах.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственных централизованных фондов денежных средств и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций.
В материальном смысле бюджет– это денежный фонд, формируемый для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти.
Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.
В данном определении выделяются следующие признаки:
-
бюджет – это общегосударственный централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов; -
бюджет – финансовый план государства, в котором указаны доходы и расходы в предстоящем году; -
бюджет – это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.
Итак, бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Утверждается бюджет ежегодно и действует с 1 января по 31 декабря (финансовый год).
Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджет является координирующим планом по отношению к другим финансовым планам.
Наличие бюджета создает возможность для маневрирования при распределении средств на потребности общества, с учетом их приоритетности, на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.
Функции бюджета:
-
распределительная функция; -
перераспределение национального дохода; -
государственное регулирование и стимулирование экономики; -
финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление соц.политики государства; -
контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Вся финансовая система государства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определённый промежуток времени. Именно бюджетом определяется экономическая политика страны.
Бюджетные средства предназначены для:
-
функционирования органов государственного управления; -
осуществления международной деятельности государства, в т.ч. реализации международных договоров, возврата и предоставления кредитов, выполнения международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей; -
национальной обороны; -
правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства; -
функционирования федеральной судебной системы; -
фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу; -
развития промышленности, энергетики, строительства; -
развития сельского хозяйства транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры; -
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; -
развития образования, культуры, искусства и СМИ, здравоохранения; -
осуществления социальной политики;
3. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ: ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством. В унитарном государстве
бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления (Франция, Бельгия, Япония). Для бюджетной системы федеративных государств характерно 3 уровня: государственный бюджет, региональные бюджет и бюджеты местных уровней власти.
Бюджетное устройство определяется БК РФ. Согласно статье 10 БК РФ и статье 65 Конституции РФ, бюджетное устройство РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
-
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФ РФ, ФФСС, ФФОМС); -
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (субъектов – 82, территориально – меньше); -
местные бюджеты, в т.ч. бюджеты муниципальных регионов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований федерального значения, бюджеты городских и сельских поселений (155 тысяч).
Каждая группа бюджетов составляет самостоятельные звенья в бюджетной системе РФ в целом.
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющие соответствующее федеральное, региональное или местное значение.
Роль каждого вышестоящего бюджета заключается в том, что он выступает гарантом финансирования минимально-необходимых расходов нижестоящей территории. Это выражается в выделении денежных средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий, если последний не обеспечивает финансирование такого минимума.
Важнейшими принципами бюджетной системы РФ согласно статье 28 БК РФ, являются:
-
принцип единства бюджетной системы РФ предполагает единство бюджетного законодательства, форм бюджетной документации и отчетности, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств; -
принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ и определения полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установления и исполнения расходных обязательств; -
принцип самостоятельности бюджетов: права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования денежных средств; -
принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; -
принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Все доходы и расходы бюджетов, определенные налоговым законодательством РФ подлежат отражению в бюджетах; -
принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; -
принцип эффективности и экономности использования денежных средств; -
принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться доходами; -
принцип гласности; -
принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов; -
принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты РФ состоят из доходной части и расходной части бюджета.
Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый тип бюджетов. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся:
-
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством; -
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; -
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; -
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; -
иные неналоговые доходы.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся:
-
финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; -
субвенции из федерального фонда компенсаций и из региональных фондов компенсаций; -
из бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов; -
перечисления от физических и юридических лиц.