Файл: Научноисследовательская работа Тема Тема 2 Тема Название курсовой работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальное задание по «производственной практике (научно-исследовательская работа)»

Тема 1.

Тема 2

Тема 3.

Название курсовой работы

 Нарушение произносительной стороны речи у дошкольников

Изучение особенностей предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта


 Коррекция гиперактивности у детей с ЗПР игровыми средствами

Актуальность

В современном обществе растет число детей с нарушениями произносительной стороны речи, что обуславливает необходимость логопедической помощи таким детям, подбора методик логопедической коррекции данного дефекта и проведение с ними системной коррекционной работы.


По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у дошкольников с нарушениями интеллекта отмечается значительная задержка как в определении времени выполнения действий с предметами, так и в умении использовать предметы по-разному при переносе усвоенного способа с одного предмета на другой. У детей отмечается негативное отношение к сотрудничеству со взрослым, непостоянный интерес к предметам, нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий, нарушение зрительно-моторной координации, недостаточное развитие мелкой моторики и т.д. Различие между действием и словом, характерное для этого возраста детей с нарушением интеллекта, приводит к тому, что действия слабо осознаются, опыт действия не закрепляется в слове, не обобщается. Указанные особенности предметной деятельности не позволяют в дальнейшем эффективно развивать ребенка.

 Основной задачей специального дошкольного образования является, прежде всего, создание условий для максимального развития реальных и потенциальных способностей предметной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

 Проблема гиперактивности и ее коррекции теоретически и практически недостаточно разработана в психолого-педагогической литературе. Несмотря на достаточную разработанность проблемы детей с гиперактивностью, практически отсутствуют исследования, рассматривающие феномен задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


Цель исследования

Изучить и проанализировать нарушения произносительной стороны речи у дошкольников.

Изучить и проанализировать особенности предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта

 Изучить и проанализировать особенности коррекции гиперактивности у детей с ЗПР игровыми средствами.

Объект исследования

Особенности произносительной стороны речи у дошкольников.

Особенности предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Проявления гиперактивности у детей с ЗПР.

Предмет исследования

Выбор путей и работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников.

Выбор путей и работа по коррекции нарушений предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Игровые средства как метод коррекции гиперактивности у детей с ЗПР.


Научная гипотеза

Целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста приведет к повышению уровня сформированности данной стороны речи.

Работа педагога с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта будет эффективна, если педагог организует обучение таких детей с использованием дидактической игры.


Мы полагаем, что игровые средства являются эффективным методом коррекции поведения у детей с ЗПР, страдающих гиперактивностью.


Задачи исследования

  •  охарактеризовать онтогенез произносительной стороны речи у дошкольников;

  • определить причины и симптоматику различных нарушений произносительной стороны речи у дошкольников;

  • изучить основные логопедические технологии по коррекции произносительной стороны речи у дошкольников;

  • осуществить экспериментальную работу по изучению нарушений произносительной стороны речи у дошкольников;

  • реализовать коррекционно-логопедическую работу по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников;

  • изучить эффективность коррекционно-логопедической работы.




  •  охарактеризовать онтогенез развития предметной деятельности у дошкольников в норме и с нарушениями интеллекта;

  • охарактеризовать проблему развития предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта;

  • определить специфические подходы коррекционной работы по развитию предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта;

  • осуществить экспериментальную работу по изучению особенностей предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта;

  • реализовать коррекционную работу по изучению особенностей предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта;

  • изучить эффективность коррекционной работы.

  •  рассмотреть понятие и сущность гипеактивного поведения;

  • определить особенности проявления гиперактивности у детей с ЗПР;

  • изучить направления работы по коррекции гиперактивности у детей с ЗПР игровыми средствами;

  • осуществить экспериментальную работу по изучению гиперактивности у детей с ЗПР;

  • реализовать коррекционную работу гиперактивности у детей с ЗПР игровыми средствами;

  • изучить эффективность коррекционной работы.




Теоретико-методологическая основа исследования

Учение о системном строении любого дефекта. Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (Л. С. Выготский). Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии. (Л. С. Выготский). Положение о динамической локализации психических функций в коре головного мозга (А.Р.Лурия, Н.А.Бернштейн).


Изучением психического развития ребенка в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте, занимались такие выдающие ученые как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, К.Л. Печора, Д.Б. Эльконин и другие.


Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др. В отечественных работах В.Р. Кучма, Л.А. Ясюкова, А.Л. Сиротюк, A.B. Грибанов, H.H. Заваденко, Ю.С. Шевченко указывается, что современная концепция гиперактивности сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях и синдром гиперактивности является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте.


Методы исследования

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.


Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение, беседа, диагностика развития предметной деятельности, математическая обработка и интерпретация полученных результатов.


Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент).