Файл: Научноисследовательская работа Тема Тема 2 Тема Название курсовой работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальное задание по «производственной практике (научно-исследовательская работа)»
Тема 1. | Тема 2 | Тема 3. |
Название курсовой работы | ||
Нарушение произносительной стороны речи у дошкольников | Изучение особенностей предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта | Коррекция гиперактивности у детей с ЗПР игровыми средствами |
Актуальность | ||
В современном обществе растет число детей с нарушениями произносительной стороны речи, что обуславливает необходимость логопедической помощи таким детям, подбора методик логопедической коррекции данного дефекта и проведение с ними системной коррекционной работы. | По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у дошкольников с нарушениями интеллекта отмечается значительная задержка как в определении времени выполнения действий с предметами, так и в умении использовать предметы по-разному при переносе усвоенного способа с одного предмета на другой. У детей отмечается негативное отношение к сотрудничеству со взрослым, непостоянный интерес к предметам, нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий, нарушение зрительно-моторной координации, недостаточное развитие мелкой моторики и т.д. Различие между действием и словом, характерное для этого возраста детей с нарушением интеллекта, приводит к тому, что действия слабо осознаются, опыт действия не закрепляется в слове, не обобщается. Указанные особенности предметной деятельности не позволяют в дальнейшем эффективно развивать ребенка. Основной задачей специального дошкольного образования является, прежде всего, создание условий для максимального развития реальных и потенциальных способностей предметной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта. | Проблема гиперактивности и ее коррекции теоретически и практически недостаточно разработана в психолого-педагогической литературе. Несмотря на достаточную разработанность проблемы детей с гиперактивностью, практически отсутствуют исследования, рассматривающие феномен задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. |
Цель исследования | ||
Изучить и проанализировать нарушения произносительной стороны речи у дошкольников. | Изучить и проанализировать особенности предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта | Изучить и проанализировать особенности коррекции гиперактивности у детей с ЗПР игровыми средствами. |
Объект исследования | ||
Особенности произносительной стороны речи у дошкольников. | Особенности предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта. | Проявления гиперактивности у детей с ЗПР. |
Предмет исследования | ||
Выбор путей и работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников. | Выбор путей и работа по коррекции нарушений предметной деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта. | Игровые средства как метод коррекции гиперактивности у детей с ЗПР. |
Научная гипотеза | ||
Целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста приведет к повышению уровня сформированности данной стороны речи. | Работа педагога с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта будет эффективна, если педагог организует обучение таких детей с использованием дидактической игры. | Мы полагаем, что игровые средства являются эффективным методом коррекции поведения у детей с ЗПР, страдающих гиперактивностью. |
Задачи исследования | ||
|
|
|
Теоретико-методологическая основа исследования | ||
Учение о системном строении любого дефекта. Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (Л. С. Выготский). Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии. (Л. С. Выготский). Положение о динамической локализации психических функций в коре головного мозга (А.Р.Лурия, Н.А.Бернштейн). | Изучением психического развития ребенка в рамках предметной деятельности, которая является ведущей в раннем возрасте, занимались такие выдающие ученые как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, К.Л. Печора, Д.Б. Эльконин и другие. | Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др. В отечественных работах В.Р. Кучма, Л.А. Ясюкова, А.Л. Сиротюк, A.B. Грибанов, H.H. Заваденко, Ю.С. Шевченко указывается, что современная концепция гиперактивности сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях и синдром гиперактивности является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте. |
Методы исследования | ||
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. | Теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение, беседа, диагностика развития предметной деятельности, математическая обработка и интерпретация полученных результатов. | Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент). |