ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание детской субкультуры
Бобина Ирина
Детская субкультура - это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и "встроенная" в общее культурное целое.
Детская картина мира – особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром. Представления о картине мира – это одна из важных психологических характеристик, отражающих психическое развитие ребенка.
Проблематизация
Сказочный мир
Детский правой кодекс раскрывает своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками.
Собирательство и Коллекционирование
Бобина Ирина
Детская субкультура - это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и "встроенная" в общее культурное целое.
Детская картина мира – особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром. Представления о картине мира – это одна из важных психологических характеристик, отражающих психическое развитие ребенка.
Проблематизация
- Проблематизация детской картины мира состоит в том, что вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей, например: «А если день и ночь вместе будут, то будет больше темно или больше светло?».
- Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явления исследователи называют «детским философствованием», которое образует особую составляющую субкультуры детства.
- У ребенка появляются размышления о природе феноменов мира - жизнь, космос, истина, добро, зло и т. Д.
- Они нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия: «со мной никто не играет, поэтому я хочу умереть. Я умру, и тебе будет легче».
- Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то момент жизни. Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в детском сознании.
- Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического — в социокультурной регуляции жизни детского сообщества. Смеховая активность ребенка это всякий раз подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих «наизнанку». Смеховой мир можно
рассматривать и как самостоятельный
компонент детской субкультуры,
и как часть детского фольклора.
Сказочный мир
- Сказочный мир ребенка состоит в том, что ребенок слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент.
- Сказка помогает снижению уровня тревожности и агрессивности у детей, развитию умения преодолевать трудности и страхи, выявлению и поддержке творческих способностей.
Детский правой кодекс раскрывает своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками.
- правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них,
- разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы),
- знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах,
- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций.
- Разнообразные формы игровой деятельности, а также походы в особые ( страшные) места: подвалы. чердаки. заброшенные дома ,стройки, свалки.
- Детская мода - дошкольные группы как возрастные субкультуры создают свои нормы и правила поведения, игровые традиции, создают свою моду в одежде, в играх, игрушках и предметах, эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»). Например, детская одежда выполняет роль средства для самовыражения и индивидуальности. Все это в значительной степени, конечно, поднимает самооценку ребёнка.
- Детская субкультура выполняет культуро-охранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами и фольклористами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью.
Собирательство и Коллекционирование
- Детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: "я есть", "я могу. В его основе лежит радость однородности с разнообразием, что дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д. Коллекции ребята с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. Это явление в детской среде социально по своему характеру. Любая детская коллекция ориентирована прежде всего на группу сверстников, в основе ее составления лежат такие понятия, как мода, престиж, соперничество, меновые отношения.
- В основе детского фольклора лежат произведения, авторами которых являются взрослые. Эти произведения, передающиеся из поколения в поколение, используются для общения с детьми. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, пестушки, прибаутки, сказки, загадки, игры и т.д., которые максимально адаптированы к восприятию детьми.