Файл: Язык специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие 12

1. Тема: Язык специальности.

Научная терминология (специальная, общенаучная), абстрактная лексика, отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с различными придаточными. Объектные, временные, условные, причинные отношения в предложении.
2. Цель:

  • осуществлять правильный выбор и использование языковых и речевых средств, для решения тех или иных задач общения и познания на основе знания достаточного объема лексики, системы грамматического знания, прагматических средств выражения интенций;

  • обсуждать этические, культурные, социально-значимые проблемы в дискуссиях, высказывать свою точку зрения, аргументировано отстаивать её, критически оценивать мнение собеседников;

  • повышать у обучающихся чувства конкурентоспособности;

  • развитие человеческого капитала для устойчивого роста обучающихся;

  • способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся;

  • воспитание коллективизма;

3. Задачи обучения

  • вступать в научную коммуникацию, сообщать о факте, событии, предмете, о наличии или отсутствии предмета, о действии, времени, причине, цели события.

  • Научная терминология (специальная, общенаучная), абстрактная лексика, отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с различными придаточными. Объектные, временные, условные, причинные отношения в предложении.

- формирование понятие о языке и его месте в системе медицинского и других направлениях образования;

-использование модели специально-профессиональных ситуаций общения;

-внедрение технологии интерактивного обучения.

4. Основные вопросы темы

  • Язык специальности.

-- сложносочиненные и сложноподчинёненные предложения с различными придаточными

.- Объектные, временные, условные, причинные отношения в предложении.
5. Основные формы/методы/технологии обучения для достижения конечных РО дисциплины:

обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося; компетентностно-ориентированное обучение; коммуникативно-деятельностный подход к овладению языком; понимание и интерпретация смыслов текста на основе когнитивного моделирования его содержания и контекста его функционирования; конверсационный анализ речевой коммуникации; прагматическое фокусирование и распознавание намерения говорящего в потоке речи; порождение текстов нужной интенциональности и силы воздействия в процессе общения в различных сферах коммуникации; ролевые игры и учебные дискуссии различных форматов; кейс-стадия (анализ конкретных ситуаций); интерактивный метод (критическое мышление, работа в малых группах, перекрестное оценивание).


6. Виды контроля для оценивания уровня достижения конечных РО дисциплины:

- упражнения;

- тесты;

-вопросы.

Лексический материал

Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины из данной отрасли знания (специальные термины).

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах и составляют основу изложения. Например: К языкам мира относятся языки народов, населяющих (или населявших ранее) земной шар. Здесь нет ни одного специального слова.

Общенаучная лексика – это уже непосредственная часть на­учной речи, как речи описания научных объектов и явлений. Общенаучные слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс и др.

Ядро научного стиля составляет третий пласт лексики науч­ного стиля - терминология.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Особенность терминов в том, что они употребляются только в прямом значении.

В научной речи употребляются термины двух видов: общенаучные и узкоспециальные. Общенаучные термины предназначены выражать категории и понятия, продуктивно применимые ко всем областям научного знания (система, программа, конструкция, функция и т.д.). Узкоспециальные термины именуют специфические для каждой отрасли знания, реалии, понятия, категории (иммуногенетика, микропроцессор, эргономика).

Лексический состав научного текста характеризуется однородностью, отсутствует лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие. Много абстрактной лексики – система, период, случай. Тексты научного стиля используют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не только языковую информацию, но и графическую, формулы, символы.

Для научных текстов характерно предпочтительное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля.

Широко используется глагол в форме настоящего времени ( с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений:

Углерод составляет… самую важную часть растения (К.А.Тимирязев). Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение: Произведено n опытов; Разделим вероятность попадания… Значения лица и числа ослаблены. В синтаксисе используются опустошенные личные предложения, допускающие замену на безличные: Мы знали, что не существует метода; Известно, что не существует метода.

Широко употребительны формы несовершенного вида глагола: они составляют в научной речи около 80%: Кислород разъедает…, металлы легко режутся…, вода разваривает овощи.

Помимо авторского мы, употребляющегося «для скромности» и ради объективности изложения, местоимение мы вместе с личной формой глагола очень часто выражает значения разной степени и характера отвлеченно-обобщенности: если мы исключим…, то получим…, обозначим через…

Единственное число существительных служит в научной речи для выражения неделимой совокупности и целостности: чаще лось встречается на лесосеках; далее преобладают дуб и осина. Названия растений, животных и т.д. используются в текстах естественных наук почти исключительно в форме единственного числа. Зато научной речи присущи – форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, стоимости, климаты и.т.д.

Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, влияние, определение и т.д. Среди существительных мужского и женского рода большое место принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, характер, период, метод, сила, форма, величина, возможность, потребность и др. Отвлеченные существительные в научной речи выступают в качестве терминов.

Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета: клетки бедны протоплазмой.

Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой.

Одной из главнейших специфических черт научной речи является подчеркнутая логичность, выражающаяся на синтаксическом уровне. Для научной речи характерно, например, использование вводных слов, выражающих отношение между частями выска­зывания (рассуждение или изложение обобщений, выводов):
Итак, таким образом, следовательно, стало быть и др.

Весьма характерно и употребление наречий в связующей функции: поэтому, потому, тогда, отсюда (в выражении причинно-следственных отношений).

Наиболее типично для научной речи использование выражения подчеркнутой связности изложения – особых конструкций и оборотов связи. Они органически присущи научному общению, без них научная речь становится отрывистой, скачкообразной.

Примеры: Теперь перейдем к вопросу о...; Наконец, можно еще отметить постоянную связь...; Приведем еще пример...; Постараемся теперь объяснить...; Остановимся на...; Далее отметим... и т.д.

Кроме этого, отмечается использование почти исключительно повествовательных предложений, а вопросительных - лишь в функции сосредоточения внимания читателя на каком-либо вопросе; отсюда однообразие предложений по цели высказыва­ния.

В синтаксисе научного стиля используются сложные предложения с причастиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа что есть что (водород есть газ), безличные предложения. Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные – с целью привлечь внимание к проблеме.

Грамматический комментарий

Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe – этo cyщecтвитeльныe, oбpaзoвaнныe oт глaгoльныx ocнoв и oбoзнaчaющиe oпpeдмeчeннoe дeйcтвиe (cocтoяниe, пpoцecc), т. e. пpeдcтaвляющиe eгo в oтвлeчeннoм cмыcлe.

Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe oбpaзyютcя:

a) бeзaффикcным cпocoбoм cлoвooбpaзoвaния: ввoз, взмax, вывoз, зaплыв, нaгpeв, нaкaл, oбжиг, oбмoлoт, oтлoв, oтcтpeл, пoдpыв, пpoвoз, пpoгyл, пpoкaт, pacпaдa

б) cyффикcaльным cпocoбoм cлoвooбpaзoвaния:

apeндoвaниe, бapaxтaньe, блyждaниe, бypeниe, вoзвpaщeниe, выcкaзывaниe, нaгpaждeниe, oвлaдeниe, oкaзaниe, oкoнчaниe, пoявлeниe, пpиoбpeтeниe, paзбpacывaниe, yпpaвлeниe, ycтaнoвлeниe (c cyффикcaми -ни-e (-нь-e), -aни-e, -eни-e),

бpитьe, вздyтиe, взятиe, зaкpытиe, мытьe, нaжaтиe, paзвитиe (c cyффикcoм -ти-e (-ть-ё) — мaлoпpoдyктивным);

вapкa, вклeйкa, вoзкa, зaливкa, зaпpaвкa, зacoлкa, кpoйкa, пpoклaдкa, пpoxoдкa, paзбивкa, чиcткa, читкa (c-cyффикcoм -к-a);

гpaбeж, дeлeж, плaтeж (c cyффикcoм -ёж-);

бoмбeжкa, дeлeжкa, зyбpeжкa, кopмeжкa (c cyффикcoм -ёжк-a);

мoлoтьбa, пaльбa, peзьбa, cтpeльбa, xoдьбa (c cyффикcoм -б-a).

Oтглaгoльныe cyщecтвитeльныe шиpoкo иcпoльзyютcя вo вcex cтиляx peчи (нayчнoм, oфициaльнo-дeлoвoм, пyблициcтичecкoм, paзгoвopнoм.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, относится к существительному или местоимению и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
(болеющий, решивший, слушающий, лечащий).
Грамматические признаки

Причастие изменяется по признакам прилагательного. Оно изменяется по числам, по падежам, по родам в единственном числе.

Причастие может быть совершенного вида и несовершенного вида, прошедшего и настоящего времени. Эти признаки для причастия не изменяются.

Некоторые ученые считают причастия самостоятельной частью речи, так как они имеют ряд признаков, не свойственных глаголу.

Как формы глагола, причастия обладают некоторыми его грамматическими признаками. Они бывают совершенного вида и несовершенного; настоящего времени и прошедшего; возвратными и невозвратными. Формы будущего времени причастия не имеют.

Причастия бывают действительные и страдательные.

Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, то есть становятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся.

Причастия изменяются по падежам, по числам, по родам (в единственном числе).

Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится. Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму.

Примеры: петь – поющий (НСВ), напоминать – напоминавший (НСВ), сломать – сломанный (СВ), рассказать – рассказанный (СВ).

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов: -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения -им- – для глаголов II спряжения -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом.

Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов -ущ- (-ющ-) – для I спряжения глаголов, -ащ- (-ящ-) –для II спряжения глаголов. -вш-, -ш- – для глаголов прошедшего времени.