Файл: Язык специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примеры: пишущий, сеющий, сидящий, кричащий, писавший, слышавший, говоривший, везший, несший.





Признаки причастия

I

Постоянные

Непостоянные




Залог (действительный, страдательный)
Действительные — обозначают признаки предметов, которые сами производят действие (ожидающий пассажир).

Страдательные — образуются только от переходных глаголов и обозначают признаки таких предметов, над которыми производятся действия (ожидаемый поезд).
Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо — письмо написано мною.

Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого. 

Род(мужской, женский, средний)




Время (настоящее, прошедшее)

Число (единственное, множественное)




Совершенный (от глаголов соверш. вида), Несовершенный (от глаголов несоверш. вида)

Форма (полная, краткая)

Полную форму имеют все причастия  (украшенный).

Краткая форма есть только у страдательных причастий совершенного вида  (украшен).
Краткие формы причастий изменяются по родам и числам.





Переходность (переходные (от переходных глаголов),

Непереходные (от непереходных глаголов)

Падеж (только для полной формы);





Возвратность (от глаголов, которые без

-СЯ не употребляются


Возвратность (от глаголов, имеющих форму с суффиксом -СЯ и без).



Склонение причастий

Причастие изменяется по числам, по падежам, по родам.

Начальная форма причастия – именительный падеж мужского рода.

Именительный падеж — читающий (м.р.),  читающая (ж.р.),  читающее
 (с.р.).

Родительный падеж — читающего (м.р.), читающей (ж.р.),  читающего (с.р.).

Дательный падеж — читающему (м.р.),  читающей (ж.р.),  читающему (с.р.).

Винительный падеж — читающего (м.р.), читающую (ж.р.),  читающее (с.р.).

Творительный падеж — читающим (м.р.),  читающей (ж.р.),  читающим (с.р.).

Предложный падеж — (о) читающем (м.р.), (о) читающей (ж.р.),  (о) читающем (с.р.).
Деепричастие

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие как признак другого действия (отвечает на вопросы: что делая, что сделав), например: говорил, глядя в глаза; обессилев, присел на скамью. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Отличается от причастия тем, что не изменяется; имеет признаки вида и залога.

Грамматические признаки деепричастий

В речи деепричастия обозначают добавочное действие, одновременно характеризуя основное. Деепричастия совмещают в себе грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

  1. Вид – совершенный (сделав, сложив) или несовершенный (делая, складывая);

  2. Переходность (смотря фильм, запоминая дорогу) и непереходность (гуляя по улице, прыгая с дерева);

  3. Возвратность (купаясь, одеваясь) и невозвратность (купая, надев).

Признаки наречий:

  1. Неизменяемость (не склоняются и не спрягаются);

  2. В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям (он говорит, смеясь; думать, работая)




Признаки глагола у деепричастия

Признаки наречия у деепричастия

  1. Совершенный и несовершенный вид.

  2. Переходность и непереходность действия.

  3. Управляет зависимыми словами.

  1. Не изменяется (не склоняется, не спрягается).

  2. Не согласуется, не управляется.

  3. В предложении бывает обстоятельством.


Деепричастный оборот: деепричастие + зависимое слово:
Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.

Голубь, увидев детей, взлетел вверх.

Он что-то писал, наклонив голову.




Задание 1. От данных слов образуйте настоящее время и действительные причастия настоящего времени. Образец: требовать – требуют – требующий, строить – строят – строящий.

Воспитать, оказывать, влиять, обитать, выполнять, являться, подчеркивать, говорить, работать, творить, искать, брать, лететь, летать, искать, трудиться.
Задание 2. От данных слов образуйте действительные причастия прошедшего времени, подчеркните основу глагола и причастия. Выделите суффиксы причастий.

Бегать, дружить, бороться, ослабить, ослабеть, беречь, жечь, помочь, сохнуть, мокнуть, погибнуть, нести, везти, цвести, ползти, принести, вести.
Задание 3. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени. Выделит суффиксы. Составьте словосочетания с причастиями.

Образец: Читать – читаем – читаемая книга. Хранить – храним – хранимые вещи.

Решать, рисовать, слышать, склеивать, создавать, сохранять, составлять, отправлять, возить, носить, гонять, сравнить, диктовать, прилагать, ранить, уточнять.
Задание 4. От основы инфинитива образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы. С любыми из них составьте пять предложений.

Решить, купить, узнать, сделать, оформить, приобрести, отрубить, привезти, построить, спрятать, ослабить, довести, вылечить, углубить, напечатать.

Вырыть, сшить, сбрить, расколоть, смыть, взять, отнять, принять, спеть, понять, изъять, надуть, загнуть, снять, приколоть, сжать, отснять.
Задание 5. Перепишите, вставляя вместо точек –н- или –нн-. Объясните правописание причастий и прилагательных. Выделенные словосочетания просклоняйте.

  1. Написа…ое остается, а сказа…ое забывается.

  2. Сказа…ое слово – пуще…ая стрела.

  3. Выпуще…ая стрела не возвращается.

  4. Небрежно выполне…ая работа ломаного гроша не стоит.

  5. Пропуще…ый час годом не нагонишь.

  6. Напуга…ый враг – побежде…ый враг.

  7. Рассыпа…ый рис соберешь, а сказа…ых слов не вернешь.

  8. Хоть и молодой, но смышле…ый.



Задание 6. Расставить и объяснить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах.

1. Елена конечно понимала что люди собравшиеся на площад.. будут треб..вать отставки ее деда.

2. Если наступали ветр(е-я)(н-нн)ые дни женщины выходя на работу надевали кожа..ые куртки.

3.Выбрав самую большую чашку и налив в нее молока Наташа гордо уселась на стульчик который стоял с правой стороны стола.

4. Всякий человек совершающий дальнее пут..шествие должен помнить (кое)какие правила.


5. Наконец мы вошли в гости..ую уже убра(н-нн)ую и подготовле(н-нн)ую к торжеству.

6. Как будто очнувшись от долгого сна Ольга захотела узнать для чего мы ее побеспокоили.

8.Теперь вам дорогой Иван Кузьмич больше двух ки(л-лл)огра(м-мм)ов поднимать нельзя со вздохом сказал врач(?) осмотрев больного.

9.Внимательно изучив все туристические буклеты я решил что поеду отдыхать в Анапу.
Задание 7. Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания.

1. Прочитав эту книгу я узнал много интересного.

2. Рассердившись Наташа выбежала из комнаты.

3. Сторож уходя домой всегда запирал двери на ключ.

4. Мальчишки испугавшись бросились врассыпную.

5. Мы долго стояли возле клумбы рассматривая эти цветы.

6. Солдат плотно закрыв дверь отправился к начальству чтобы доложить обо всем.

7. Тихо застонав раненый приподнял голову.

8. Вздохнув мать продолжила свой рассказ но ее уже никто не слушал.

9. Он спускался по лестнице насвистывая какую-то мелодию.
Задание 8. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Задание 9. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

1. Из предложений выписать деепричастия и указать, от какого глагола они образованы и их вид.

1) Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая все вокруг.

2) Тяжело дыша, отец подошел к дивану и, не раздеваясь, прилег.

3) Вера пела по утрам, умываясь в ручье, днем, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

4) Женька сидел, подняв колени к подбородку и охватив их, узкие штаны его вздернулись, открывая тощие ноги (В. Пан.).

5) Марья Павловна стояла подле него, прислонясь к березе и заложив назад руки (Т.).
7. Литература

Основная литература:
1. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. – Москва – Санкт-Петербург: Златоуст, 2001.

2. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. – Москва – Санкт Петербург: Златоуст, 2001.


3. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. – Москва – Санкт-Петербург: Златоуст, 2001.

4. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. – Москва – Санкт-Петербург: Златоуст, 2001.

5. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. – Москва – Санкт-Петербург: Златоуст, 2001.
Дополнительная:

1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақуниверситеті, 2012.

2. Абаева Ж.С. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений факультета международных отношений. – Алматы: Казак университетi, 2014.

3. Бузело А.С. Русский язык: Учебное пособие для студентов-математиков казахского отделения. – Алматы: Қазақуниверситеті, 2011. 182 с.

4. Журавлева Е.А., Асмагамбетова Б.М., Ташимханова Д.С., Яворская Э.Э., Те М.В., Ешекенева А.К. Профессиональный русский язык: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Е.А. Журавлевой– Алматы: Эверо, 2015. – 242 с.
Контроль:

Вопросы:

  1. Что такое термин?

  2. В чем особенность термина?

  3. Какие виды терминов существуют?

  4. Какие термины называются общенаучными?

  5. Какие термины называются узкоспециальными?

  6. Дайте определение причастию.

  7. Как образуются действительные причастия?

  8. Как образуются страдательные причастия?

  9. В каких случаях пишется удвоенная Н в причастиях?

  10. Какие причастия без приставок пишутся с -НН-

  11. Объясните слитное и раздельное правописание НЕ в причастиях.

12 Дайте определение деепричастия.
13. Как пишется не с деепричастиями?
14. Как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?
15.Что называется деепричастным оборотом?


Тестовые задания

1. Деепричастие – это...

  1. самостоятельная часть речи (особая форма наречия)

  2. служебная часть речи (особая форма глагола)

  3. служебная часть речи (особая форма наречия)

  4. самостоятельная часть речи (особая форма глагола)

  5. служебная часть речи

2. Признаки .... частей речи имеет деепричастие.

  1. глагола и наречия

  2. глагола и причастия

  3. наречия и причастия

  4. причастия

  5. наречия и прилагательного

3. Деепричастие обозначает