Файл: Решение математических задач Программа элективного курса по математике для учащихся 7 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1» р.п.Чамзинка

Чамзинского района Республики Мордовия

Решение математических задач
Программа

элективного курса по математике

для учащихся 7 класса


Составитель программы:

Люлева О.В.,

учитель математики

2016


Данная  программа элективного курса предназначена для учащихся 7 классов. Она поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению математических задач и открыть для себя новые методы их решения.

Программа рассчитана на 34 учебных часов.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка 4

  2. Календарно-тематический план 7

  3. Литература 9

  4. Приложение 10


Пояснительная записка


Навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать выпускные экзамены по математике, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.

Предлагаемый курс своим содержанием заинтересует учащихся 7 классов, которые хотят научиться решать математические задачи. Курс является дополнением школьных учебников по алгебре и геометрии для 7 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Данный элективный курс рассчитан на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, качест­венно подготовиться к ОГЭ. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению математических задач и открыть для себя новые методы их решения.

Цели:

- научить работать с задачей, повысить уровень умения решать математические задачи

- систематизировать ранее полученные знания по решению математических задач
Задачи курса:

- оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов при решении задач

- подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;


- помочь ученику выбрать  профиль в дальнейшем обучении  в средней  школе.
Данная программа предназначена для учащихся 7 классов и рассчитана на 34 учебных часа, предусматривает повторное и параллельное с основными предметами «Алгебра» и «Геометрия» рассмотрение теоретического материала. Поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой).

На занятиях этого курса  есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам.
Темы «Числа, вычисления и алгебраические выражения», «Уравнения», «Диаграммы, таблицы, графики», «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу», «Геометрические задачи на доказательство и вычисление» закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. Темы «Логические задачи», «Задачи на сложные проценты», «Расчеты по формулам», «Олимпиадные задачи» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствует навыки учащихся в решении текстовых задач.

Провести занятия можно в форме обзорных лек­ций, в форме семина­ров и практикумов, нацелив учащихся на предварительную подго­товку.
Прогнозируемые результаты

Реализация программы курса позволит ученику:

  • чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся;

  • максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика;

  • раскрыть свои ресурсы и способности;

  • получить возможность самореализации в значимых для него сферах жизнедеятельности;

  • приобрести навыки самообразования;

  • умение адекватно оценивать собственные достижения.

К концу курса учащиеся должны:

знать/понимать

- понятие алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

уметь:

- Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования



- Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами

- Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования

- Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи

- Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

- Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

- Решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов

- Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие
зависимости между величинами

- Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры

- Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

- Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках

- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

- решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)

иметь опыт (в терминах компетентностей):

  • работы в группе, как на занятиях, так и вне,

  • работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

Содержание курса
1. Числа, вычисления и алгебраические выражения


Числовые выражения, порядок действий в них, использование
скобок. Законы арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения.

2. Решение уравнений первой степени

Уравнение с одной переменной, корень уравнения. Решение уравнений в целых числах. «Решение уравнений с целыми числами» знакомит со схемой решения уравнений с целыми числами.

3. Диаграммы, таблицы, графики

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Чтение таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

4. Текстовые задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Проценты. Нахождение процента от величины и величины по её проценту. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная
зависимости. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Рав­номерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстоя­ния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Формула зависимости массы или объема вещес­тва от концентрации и массы или объема. Особенно­сти выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы дан­ных задачи и ее значение для составления математи­ческой модели.

Формула зависимости объема выполненной рабо­ты от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической моде­ли. Решение текстовых задач методом составления уравнения

Задачи на сложные проценты.

  1. Геометрические задачи на доказательство и вычисление

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника

  1. Расчеты по формулам


Физические и математические формулы. Расчеты по формулам

  1. Олимпиадные задачи.

Логические задачи.

Логические задачи знакомит с кругами Эйлера и принципом Дирихле.

Олимпиадные задачи знакомит с идеями, применяемыми при решении олимпиадных задач

Календарно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Формы работы

Кол-во часов

Дата проведения




1. Числа, вычисления и алгебраические выражения




3

План.

Факт.

1.1

Числовые выражения

практикум

1







1.2

Числовые выражения

практикум

1







1.3

Числовые выражения

практикум

1










2. Решение уравнений первой степени





4







2.1

Решение уравнений первой степени


практикум

1







2.2

Решение уравнений первой степени


практикум

1







2.3

Задачи, приводящие к диофантовым уравнениям

семинар

1







2.4

Решение уравнений первой степени в целых числах

семинар

1










3. Диаграммы, таблицы, графики




4







3.1

Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач.

Практикум

1







3.2

Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач.

Практикум

1







3.3

Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач.

Практикум

1







3.4

Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач.

тест

1










4. Текстовые задачи





10







4.1

Задачи на движение

практикум

1







4.2

Задачи на движение

практикум

1







4.3

Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная
зависимости.

практикум

1







4.4

Задачи на проценты

практикум

1







4.5

Задачи на проценты

практикум










4.6

Задачи на смеси, сплавы, растворы

лекция

1







4.7

Задачи на смеси, сплавы, растворы

практикум

1







4.8

Задачи на сложные проценты

семинар

1







4.9

Задачи на работу

семинар

1







4.10

Задачи на работу

практикум

1










  1. Геометрические задачи на доказательство и вычисление







4







5.1

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Решение задач

практикум

1







5.2

Биссектриса угла и её свойства.

практикум

1







5.3

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника


практикум

1







5.4

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника


практикум

1










  1. Расчеты по формулам




4







6.1

Математические и физические формулы. Расчеты по формулам



семинар

1







6.2

Математические и физические формулы. Расчеты по формулам



практикум

1







6.3

Математические и физические формулы. Расчеты по формулам



практикум

1







6.4

Математические и физические формулы. Расчеты по формулам



Практикум

тест

1










  1. Олимпиадные задачи




5







7.1

Логические задачи

Семинар

1







7.2

Логические задачи

практикум

1







7.3.

Олимпиадные задачи


лекция

1







7.4

Олимпиадные задачи


семинар

1







7.5

Итоговый тест




1