Файл: Решение математических задач Программа элективного курса по математике для учащихся 7 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1» р.п.Чамзинка
Чамзинского района Республики Мордовия
Решение математических задач
Программа
элективного курса по математике
для учащихся 7 класса
Составитель программы:
Люлева О.В.,
учитель математики
2016
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 7 классов. Она поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению математических задач и открыть для себя новые методы их решения.
Программа рассчитана на 34 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка 4 -
Календарно-тематический план 7 -
Литература 9 -
Приложение 10
Пояснительная записка
Навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать выпускные экзамены по математике, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Предлагаемый курс своим содержанием заинтересует учащихся 7 классов, которые хотят научиться решать математические задачи. Курс является дополнением школьных учебников по алгебре и геометрии для 7 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.
Данный элективный курс рассчитан на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, качественно подготовиться к ОГЭ. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению математических задач и открыть для себя новые методы их решения.
Цели:
- научить работать с задачей, повысить уровень умения решать математические задачи
- систематизировать ранее полученные знания по решению математических задач
Задачи курса:
- оказать ученику индивидуальную и систематическую помощь при повторении ранее изученных материалов при решении задач
- подготовить учащихся к самостоятельному решению математических задач;
- помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
Данная программа предназначена для учащихся 7 классов и рассчитана на 34 учебных часа, предусматривает повторное и параллельное с основными предметами «Алгебра» и «Геометрия» рассмотрение теоретического материала. Поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой).
На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам.
Темы «Числа, вычисления и алгебраические выражения», «Уравнения», «Диаграммы, таблицы, графики», «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу», «Геометрические задачи на доказательство и вычисление» закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. Темы «Логические задачи», «Задачи на сложные проценты», «Расчеты по формулам», «Олимпиадные задачи» – выходят за рамки школьной программы и значительно совершенствует навыки учащихся в решении текстовых задач.
Провести занятия можно в форме обзорных лекций, в форме семинаров и практикумов, нацелив учащихся на предварительную подготовку.
Прогнозируемые результаты
Реализация программы курса позволит ученику:
-
чувствовать себя психологически защищенным, что в большей степени способствует сохранению здоровья учащихся; -
максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого ученика; -
раскрыть свои ресурсы и способности; -
получить возможность самореализации в значимых для него сферах жизнедеятельности; -
приобрести навыки самообразования; -
умение адекватно оценивать собственные достижения.
К концу курса учащиеся должны:
знать/понимать
- понятие алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
- Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования
- Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами
- Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования
- Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи
- Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)
- Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках
- Решать несложные практические расчётные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов
- Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчёты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие
зависимости между величинами
- Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры
- Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
- Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения
- решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)
иметь опыт (в терминах компетентностей):
-
работы в группе, как на занятиях, так и вне, -
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Содержание курса
1. Числа, вычисления и алгебраические выражения
Числовые выражения, порядок действий в них, использование
скобок. Законы арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения.
2. Решение уравнений первой степени
Уравнение с одной переменной, корень уравнения. Решение уравнений в целых числах. «Решение уравнений с целыми числами» знакомит со схемой решения уравнений с целыми числами.
3. Диаграммы, таблицы, графики
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Чтение таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
4. Текстовые задачи
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Проценты. Нахождение процента от величины и величины по её проценту. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная
зависимости. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема. Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Решение текстовых задач методом составления уравнения
Задачи на сложные проценты.
-
Геометрические задачи на доказательство и вычисление
Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и её свойства. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника
-
Расчеты по формулам
Физические и математические формулы. Расчеты по формулам
-
Олимпиадные задачи.
Логические задачи.
Логические задачи знакомит с кругами Эйлера и принципом Дирихле.
Олимпиадные задачи знакомит с идеями, применяемыми при решении олимпиадных задач
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Формы работы | Кол-во часов | Дата проведения | |
| 1. Числа, вычисления и алгебраические выражения | | 3 | План. | Факт. |
1.1 | Числовые выражения | практикум | 1 | | |
1.2 | Числовые выражения | практикум | 1 | | |
1.3 | Числовые выражения | практикум | 1 | | |
| 2. Решение уравнений первой степени | | 4 | | |
2.1 | Решение уравнений первой степени | практикум | 1 | | |
2.2 | Решение уравнений первой степени | практикум | 1 | | |
2.3 | Задачи, приводящие к диофантовым уравнениям | семинар | 1 | | |
2.4 | Решение уравнений первой степени в целых числах | семинар | 1 | | |
| 3. Диаграммы, таблицы, графики | | 4 | | |
3.1 | Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач. | Практикум | 1 | | |
3.2 | Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач. | Практикум | 1 | | |
3.3 | Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач. | Практикум | 1 | | |
3.4 | Диаграммы, таблицы, графики. Решение задач. | тест | 1 | | |
| 4. Текстовые задачи | | 10 | | |
4.1 | Задачи на движение | практикум | 1 | | |
4.2 | Задачи на движение | практикум | 1 | | |
4.3 | Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. | практикум | 1 | | |
4.4 | Задачи на проценты | практикум | 1 | | |
4.5 | Задачи на проценты | практикум | | | |
4.6 | Задачи на смеси, сплавы, растворы | лекция | 1 | | |
4.7 | Задачи на смеси, сплавы, растворы | практикум | 1 | | |
4.8 | Задачи на сложные проценты | семинар | 1 | | |
4.9 | Задачи на работу | семинар | 1 | | |
4.10 | Задачи на работу | практикум | 1 | | |
|
| | 4 | | |
5.1 | Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Решение задач | практикум | 1 | | |
5.2 | Биссектриса угла и её свойства. | практикум | 1 | | |
5.3 | Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника | практикум | 1 | | |
5.4 | Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника | практикум | 1 | | |
|
| | 4 | | |
6.1 | Математические и физические формулы. Расчеты по формулам | семинар | 1 | | |
6.2 | Математические и физические формулы. Расчеты по формулам | практикум | 1 | | |
6.3 | Математические и физические формулы. Расчеты по формулам | практикум | 1 | | |
6.4 | Математические и физические формулы. Расчеты по формулам | Практикум тест | 1 | | |
|
| | 5 | | |
7.1 | Логические задачи | Семинар | 1 | | |
7.2 | Логические задачи | практикум | 1 | | |
7.3. | Олимпиадные задачи | лекция | 1 | | |
7.4 | Олимпиадные задачи | семинар | 1 | | |
7.5 | Итоговый тест | | 1 | | |