Файл: 2. 2 Общение как основа взаимодействия. Профессиональная этика общения, особенности общения учителя начальных классов с родителями (лицами, их заменяющими).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Задание 6. Проанализируйте ситуационную задачу.

Ученик 2 класса Вася выполняет домашнее задание. Мама, заглядывая в его тетрадь, видит ошибку и делает замечание. Вася расстраивается и прекращает выполнять задание. Ситуация повторяется изо дня в день. Мама мальчика пришла за помощью к классному руководителю.

В чем Вы видите причины такого поведения мальчика во время подготовки домашнего задания?

Если мальчик увлечен выполнением домашнего задания, замечание матери «убивает» рабочий настрой. Может разрушиться и настрой учить самого себя, не го­воря уже об уверенности и неуверенности в своих силах.

Что Вы посоветуете маме в данной ситуации?

Быть терпимее, дать больше свободы ребенку при выполнении домашнего задания, не вмешиваться, пока сын не попросит помощи

Согласны ли Вы со следующими рекомендациями для мамы Васи:

Пока ребенок не просит помощи, не следует вмешиваться в работу сына. Вмешательство должно быть тактичным, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом на фоне общего одобрения. Нужно постараться тактично помочь ему самому найти свою ошибку и создать впечатление, что с заданием Вася справился сам. Что бы ни делал ребенок: рисовал, лепил, конструировал, писал, при этом не так хорошо, как хотелось бы родителям, не критикуйте, не направляйте его, а наоборот, проявите искренний интерес к его делу, повышая взаимоуважение.

Да, я согласна с данными рекомендациями

Дополните эти рекомендации своими.

 Составьте ряд заданий, с которыми ребенок может спра­виться самостоятельно, хотя и не очень хорошо.

После самостоятельного выполнения задания ребенком отметьте его старания и успехи.

Найдите спокойное время поговорить об ошибках ребен­ка, предварительно отметив хорошее в выполненном за­дании.


 

Задания по теме 2.4 Особенности проведения групповой работы с

семьей. Родительские собрания как форма групповой работы с родителями

Цель: формирование знаний о коллективных и групповых формах работы классного руководителя с родителями обучающихся и их специфике; умений проектировать работу классного руководителя с семьями обучающихся с использованием коллективных и групповых форм.

           

Задание 7. 
 Родительское собрание является основной формой коллективной работы с родителями. Хорошо подготовленные и проведенные родительские собрания способствуют созданию единого коллектива педагогов и родителей, мобилизации его на решение конкретных проблем жизни и воспитания детей в семье.

Соблюдение простых правил может способствовать налаживанию конструктивных взаимоотношений с родителями:

Никогда не упрекайте родителей, что они не посещают классные собрания, это не способствует их желанию встречаться с Вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе.

Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не обращайтесь «мать Сидоренко».

На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалить следует персонально и обязательно всех учеников. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка.

Очень хорошо, если Вы проанализируете, чего достигли школьники с момента Вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось достичь прогресса. Определение проблем должно быть конструктивным: есть проблема; для ее решения следует сделать то и то; со своей стороны я постараюсь, а Вы со своей попробуйте...

Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель действий, это стимулирует их сотрудничество. Пошаговые целенаправленные действия всегда дают положительные результаты, повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к учителю за советом, а он, в свою очередь, получает возможность наблюдать за развитием ребенка в семье.

При необходимости попросите родителей о помощи, подробно объясните, почему Вы не можете обойтись без них, рассмотрите другие варианты решения проблемы.

Дополните данный перечень правил действий классного руководителя на родительском собрании своими правилами (не менее 5-ти правил).

  1.  Родительское собрание должно просвещать родителей.

  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

  4. К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.

  5. Если технические возможности школы позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.

Задание 8. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительских собраний в начальной школе необходимо вводить следующие традиционные рубрики:



1. «Из истории воспитания детей в семье».

2. «Традиции воспитания народов мира».

3. «Азбука воспитания детей в семье».

4. «Книжная полка родителей».

5. «Обсудите вместе с ребенком».

6. «Шкатулка мудрости».

7. «Творческая мастерская семьи».

Выберите одну из рубрик. Разработайте по ней презентацию для родителей (не менее 10 слайдов). На титульном листе укажите тему презентации. Включите в презентацию теоретический и практический материал по выбранной Вами теме. Продумайте также и включите в презентацию вопросы и практические задания для родителей по данной теме.

 См. файл презентация

 

Задания по теме  2.5 Особенности проведения индивидуальной работы с семьей. Консультирование как форма индивидуальной работы с семьей

Цель: формирование знаний об индивидуальных формах работы классного руководителя с родителями обучающихся и их специфике; умений проектировать работу классного руководителя с семьями обучающихся с использованием индивидуальных форм.

 

Задание 9. Проанализируйте ситуационные задачи.

А) Мама Вити беспокоилась о том, чтобы ее сын ответственно относился к выполнению домашних заданий, и всегда была рядом с ним, готовая в любой момент ему помочь. Задания Витя выполнял медленно, он чувствовал, что мама всегда при затруднении спасет, подскажет.

·       Дайте психологический анализ сложившейся ситуации.

·       Разработайте рекомендации для мамы Вити, которые Вы предложили бы ей на индивидуальной консультации.

Ответ:

 Чрезмерная тревожность матери передается ребенку и блокирует его психические процессы. Индиви­дуальные ресурсы Вити не активизируются. Его инициа­тива остается не задействованной.

Маме необходимо научиться управлять своим эмоцио­нальным состоянием, чтобы не передавать тревогу сыну. Надо создавать положительный эмоциональный настрой на активизацию индивидуальности Вити. Из-за того, что родители не учитывают эмоциональное состояние ребенка, его реальные потребности, помощь родителей оказывается неадекватной. Они больше заин­тересованы не в помощи ребенку, а в том, чтобы ситуация развивалась по их сценарию. Они либо не помогают ре­бенку, либо полностью управляют его действиями. В ре­зультате активность ребенка блокируется.



Б) Мама Нади излишне оберегает ее от трудностей. Как только у Нади возникают трудности при решении задачи, так сразу активность мамы возрастает. Не давая ребенку подумать, мама «спасает» Надю.

·       Как Вы думаете, в чем причина такого поведения мамы девочки?

·       К чему может привести такая стратегия воспитания?

·       Разработайте беседу с мамой девочки. Оформите беседу в диалоговой форме «вопрос-ответ». При разработке содержания беседы придерживайтесь следующего плана:

1. Вступительное слово учителя.

2. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы.

3. Поиск и обсуждение возможных путей решения проблемы.

4. Выводы и рекомендации.

Ответ:

Не давая ребенку подумать над трудной си­туацией, мама не позволяет Наде активизировать мысли­тельные процессы. А потом Надя привыкнет к тому, что ей думать не надо. У ребенка не сформируется потребно­сти в достижении результата.

Обычно, когда родители не доверяют своим детям, их воз­можностям, они испытывают страх за их и свою собствен­ную несостоятельность. Спасая ребенка от минимальных трудностей, родители, по сути, спасают себя. В итоге де­ти, манипулирующие родителями, имеют дефект волевой сферы. Ребенок, не чувствуя себя ответственным, стано­вится безразличным к результатам своей деятельности.

 

Задание 10. В лекциях по дисциплине «Теоретические и методические основы взаимодействия учителя с родителями (лицами, их заменяющими)» Вы изучили различные формы сотрудничества школы с семьей.

Объясните:

а) Почему в настоящее время предпочтение отдается тем формам, которые ориентированы на конкретную семью?

Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздейст­вию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу дея­тельности педагога называли «работа с семьей» Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собрани­ях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудниче­ство школы и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенден­ций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм рабо­ты (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.)

б) Какие возможности открывает дифференцированный подход к семьям, на каких принципах строится такой подход.


Дифференцированная работа помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Под дифференциацией мы понимаем организацию работы, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности родителей и на этой основе создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого. При этом потенциальные возможности можно обозначить как личностный потенциал родителей, представляющий собой сложную систему, которая находится на определенном уровне развития (в потенциальном или актуальном состоянии). Для того чтобы произошел их переход из потенциального состояния в актуальное, необходимо этот процесс актуализировать, то есть сделать так, чтобы у родителя появился интерес к собственным возможностям личностного развития.

Заполните таблицу:

Принципы дифференцированного подхода классного руководителя к семьям учащихся

Содержание принципов

 Гуманизм

 Вера в возможности

Реалистичность

Учет реальных возможностей человека и ситуации

Системность

Рассмотрение консультируемого как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта

Вариативность

Изменение форм и способов консультирования

Добровольность обращения родителя

Важнейший этический принцип

Конфиденциальность

Гарантирует личностную и социальную безопасность

Совместная выработка решения

Логическое продолжение принципов личной ответственности родителя и проф.компетентности и ответственности педагога



Пермь - 2023