Файл: 2. древние цивилизации. Азиатский способпроизводства иантичное рабство основные вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. АЗИАТСКИЙ СПОСОБПРОИЗВОДСТВА» И АНТИЧНОЕ РАБСТВО Основные вопросы
1. Формирование рабовладельческого общества.
2. Особенности экономического развития стран Древнего Востока.
3. Экономическое развитие античных государств.
4. Кризис рабовладельческой системы. Переходные к феодализму формы производственных отношений.
1. Формирование рабовладельческого общества На стадии поздней первобытной общины формируются основы рабовладельческого способа производства. Пока производительные силы были развиты слабо, продукт, производимый родом или семьѐй, едва обеспечивал прожиточный минимум членам рода, семьи, общины или племени. Использовать принудительный или наемный труд в таких условиях было экономически нецелесообразно (пленных либо отпускали, либо убивали, либо принимали в род, семью. Рост производительных сил обеспечил сначала небольшое, а затем существенное превышение производимого продукта над необходимым минимумом. Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе, которую стали составлять главным образом пленные, их стало экономически выгодно превращать в рабов, заставляя работать заеду и кров (необходимый продукта создаваемый ими прибавочный продукт присваивали. Потом в рабов стали превращать преступников из числа членов рода (вместо казни или изгнания, а затем должников и обедневших общинников. Сначала долговое рабство было ограничено 3–7 годами, но затем стало бессрочным.
Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община начала постепенно распадаться. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникло первое деление общества на классы – рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство Однако установлено, что одни страны сразу перешли к феодализму, минуя рабовладение, а другие сначала переходят к рабовладельческому обществу, затем к феодализму. Хронологически это выглядят следующим образом Европа – с конца
III тыс. дон. э. до конца IV в. н. э, страны Востока – с конца XVII тыс. дон. э. до конца VI в. н. э. (Азия и Африка. От первобытнообщинного общества к феодальному сразу переходят восточные славяне, германские племена, пастушеские племена Азии и арабы.

От первобытнообщинного общества к рабовладельческому и от рабовладельческого к феодальному переходят Древний Египет, страны Передней и Малой Азии, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древняя Италия. Основные черты рабовладельческого общества
1. Производство продукта на основе труда рабов и внеэкономические формы его присвоения и распределения.
2. Никем неограниченная собственность рабовладельца на раба, орудия производства и продукт раба.
3. Примитивные орудия производства.
4. Натуральное хозяйство и потребительский характер внутреннего рынка. Что касается азиатского способа производства, представленного древневосточны- ми цивилизациями, то он имеет ряд признаков. Среди них можно выделить следующие. Сочетание элементов первобытнообщинного хозяйства с раннеклассовым.
2. Устойчивость общины, обусловленная необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных систем.
3. Превращение в экономический центр храмового или царского хозяйства.
4. Слабое развитие частной собственности на землю.
5. Использование патриархального рабского труда, для которого было характерно сохранение связи между непосредственным производителем и его участком земли
• сравнительно небольшая доля эксплуатации
• некоторая доля самостоятельности рабов и гарантии против изменения их правового статуса.
6. Появление больших городских поселений и городов.
7. Ремесленная специализация населения и социальная дифференциация.
8. Устойчивость государства, взявшего на себя функции распределителя ирригационных систем и монополизировавшего право на общественные работы. Обычно выделяют азиатский и античный способы производства. Азиатский способ производства развивается в Шумере, Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте, Древней Индии и Древнем Китае, античный – в Древней Греции и Древнем Риме. Основные отличительные черты восточного и античного рабства даны на рис.
Рис. Особенности экономического развития стран Древнего Востока Первые государства, появившиеся в IV–III вв. дон. э. формировались назем- лях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, в лесных долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Востока Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий – с IV до VI в. дон. э. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низком аг- рокультурном и техническом уровнях земледелия. Формирование нового общества началось здесь до начала железной революции на основе палеолитической техники и орудий труда. Прибавочный продукт – это главное условие рождения новой цивилизации. Древний Египет являлся наиболее типичным обществом азиатского типа. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI–V вв. до н.э. Достигло больших успехов поливное земледелие, изобретена деревянная соха. Охотничий промысел вытеснялся скотоводством. Но главное – начала развиваться бассейновая система орошения, создать которую было по силам лишь крупным земельным общинам. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора и распорядителя земледелия, она со временем захватила власть. Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению государств, которые в Египте назывались по-гречески номами. Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, — все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Таким образом, государство на Востоке, возникло

вследствие необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем. Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты
– рабыне составляли главную производительную силу общества, те. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными
– земля находилась не в частной, а в государственной или государственно- общинной собственности
– между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества – отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства
– государство на Востоке приобрело форму восточной деспотии, те. полного бесправия подданных перед лицом государства
– общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы. Экономика Шумера Стремительному росту земледелия на территории Древнего Востока, в частности Шумера, способствовали наличие плодородных земель вдоль рек, благоприятный климат, лѐгкость обработки почвы, возможность ежегодного орошения. До заселения людьми низовья Тигра и Евфрата представляли собой мѐртвые пустыни и безлесные степи, выжженные солнцем. Здесь не было ни дерева, ни металла, ни минералов, ни строительного камня. Первобытные общины довольствовались дарами природы. Однако шумеры не могли с этим смириться и создали изобилие благодаря великолепно отлаженному для того времени хозяйству. Они осушили болота и топи, создали сеть оросительных каналов, наиболее крупные из которых стали использовать для судоходства. Благодаря своему земледельческому таланту они превратили мѐртвые земли в цветущий сад и создали многоотраслевую экономику, основой которой стало земледелие.
Земля была царской, храмовой и собственностью территориальной общины. Сначала дворец не занимал ведущих экономических позиций. К середине III тыс. дон. э. он становится конкурирующей, а затем и равной храму силой, позднее господствующей в экономике страны. Храмовая земля делилась натри категории собственно храмовая земля земля, раздававшаяся храмовому персоналу за службу в наследственное пользование земля, сдававшаяся в аренду с оплатой определѐнной частью урожая. Обычно эта доля составляла 1/3. По мере развития экономики арендная форма стала применяться чаще. Землю в аренду стали сдавать и дворец, и состоятельные землевладельцы. Земля передавалась в индивидуальное владение большим семьям, часть из которых несколько позже превратилась в состоятельных землевладельцев.


Основными земледельческими культурами стали пшеница и ячмень. Было развито садоводство и огородничество. Шумеры разводили плантации финиковых пальм, выращивали бобы и лук. Землю обрабатывали, главным образом, люди храма (сельскохозяйственные рабочие. Были участки для прокормления, которые отводились отдельным группам сельскохозяйственных рабочих. Низшую ступень иерархической лестницы занимали рабы, принадлежавшие дворцу, храму и свободным землевладельцам.
Земледелие, как и вся экономика, было плановым (выражаясь современным языком. В земледелии существовали определѐнные нормы. Храм же, по существу, превратился в центр, который руководил экономикой страны. В поле работали группами под присмотром надсмотрщика, наделѐнного определѐнными полномочиями представителя храмовой администрации, или опытного начальника. Весь урожай свозился в зернохранилища храма. Затем из него и из соответствующих складов земледельцы получали продовольствие, одежду и другие средства существования. Сначала земледелие было основано наручном труде с использованием единого орудия − мотыги. Потом земледельцы перешли к обработке земли плугом, который тащили волы и ослы. Существовал храмовой склад сельскохозяйственного инвентаря, получивший название дом плугов. Из него земледельцы получали плуги, мотыги, семена и корм для волов и ослов.
Основой благосостояния шумеров наряду с земледелием было скотоводство. Разводили овец, коров (ради молока, мяса, шерсти, свиней, быков, ослов (в качестве упряжных животных, домашнюю птицу. Заботам скотоводов были поручены стада бога (храма) и стада царя (дворца. Помимо этого, они содержали и собственный скот. За свой труд они также получали продовольственный паек. К примеру, в храмовых хозяйствах выделялись специальные земельные участки, урожай с которых предназначался для прокормления пастухов людей скота, людей овец, людей коз и т д. Усиленно развиваются ремесла камнерезное, кузнечное, столярное, ювелирное, гончарное. Совершенствуется выпечка хлеба, варка пива, строительство домов. Особое место в экономике занимает судостроение. Появляются более узкие профессии резчики по камню и металлу, гравѐры, ткачи и др. Шумеры активно применяли медь, овладели методами литья, клѐпки и паяния. Причем многие мастерские создавались прямо при храме. Всему вѐлся строгий учѐт. Все, что производилось и выдавалось со складов и зернохранилищ, тщательно регистрировалось. Сырье для некоторых видов ремесел доставляли из других стран. Что касается ткачества, то оно стало развиваться лишь во второй половине III тыс. дон. э. Сначала из шерсти изготавливали весьма простую и скромную одежду. В храмах прядением занимались женщины, прежде всего рабыни. Основной рабочей силой они были ив ткацких мастерских. В конце II тыс. до н.э. появляются ткачи различной квалификации, а одежда становится более замысловатой. В кожевенных

мастерских изготавливалась обувь (сандалии, стулья, обивка для повозок, упряжь, мешки и др. Создание мощной системы ирригационных каналов способствовало развитию судостроения, что в свою очередь обусловило и развитие внешней торговли. В связи с этим в Шумере строили огромное количество судов всевозможного назначения. В древнем Шумере внутреннего рынка практически не существовало. Население внутри отдельных городов-государств получало все необходимое посредством выдач, без каких-либо обменных операций. Усиленному рост внешней торговли способствовали купцы. Сначала они вывозили излишки производства в другие города и страны и ввозили сырье. Затем в действие вступил закон, согласно которому купцы стали платить налог с заключѐнных сделок. Причѐм храмы тщательно следили затем, чтобы каждая сделка оформлялась письменными документами. Каждый акт купли-продажи фиксировался на глиняных табличках, заверенных оттисками печатей обеих сторона также печатью чиновника. Документы хранились в храме.
Сделки совершались на базарах. Начиная со второй половины III тыс. дон. э. здесь покупали продукты, одежду, домашнюю утварь. Для оформления документов приглашался писец. Оптовая торговля велась непосредственно на пристанях (товары находились на кораблях. Вывозили зерно, шерсть, финики. Ввозили золото, камни, серебро и др. Оживлѐнно велась торговля и со многими отдалѐнными странами. Экономика Вавилона Вавилонское государство образовалось впервой половине тыс. дон. э. Наибольшего расцвета оно достигло при царе Хаммурапи
(1792−1750 гг. дон. э. Экономика этого периода характеризовалась следующими чертами
1. Сочетание царско−храмовой земли с общинно-частным сектором.
2. Наличие централизованного бюрократического аппарата, эффективно действовавшего через многочисленный слой специалистов-профессионалов.
Царско-храмовая земля (до 30−40 %) раздавалась царским людям первой и второй категорий. Для людей первой категории земля выступала как жалованье в форме должностного надела, для второй − в форме неотчуждаемых обязательных наделов. За пользование этими наделами отдавали определѐнную долю урожая. Общинные земли делились на наделы большинства общинников, сводивших с большим трудом концы с концами, и участки беднейших общинников. Постепенно наряду с царско−храмовыми землями и неотчуждаемыми коллективными землями появляется частнособственнический сектор, представленный сначала в виде незначительной части земель, наѐмного труда и части аренды. Этот сектор включился в экономическую жизнь страны. На первый план было выдвинуто юридическое обеспечение экономической и социальной сфер деятельности населения с достаточно строгой системой наказаний. Это было обусловлено тем, что появление частнособственнического сектора вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счѐт частных собственников. Все это нашло отражение в законах Хаммурапи − первого в истории наиболее полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентаций, весьма чѐтко определивших права и обязанности населения. Законы Хаммурапи, увековеченные на большом чѐрном базальтовом столбе, состоят из введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерация статей отсутствует. Законы Хаммурапи являлись гарантом неприкосновенности личности и имущества. Если вавилонский воин попадал в плен, то его следовало обязательно выкупить. В случае отсутствия средств необходимую сумму должен был дать храм поселка, где он проживал, или дворцовое хозяйство, те. казна.
Воины получали от государства земельные наделы, за это были обязаны по первому требованию выступить в поход. Наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемыми. В случае возникновения долга кредитор мог забрать только имущество, приобретѐнное самим воином, ноне надел, пожалованный царем. Хотя в законах Хаммурапи не выделены разделы, специалисты отмечают следующие группы законов
1. Общие принципы функционирования правосудия.
2. Охрана собственности царя, храма и населения.
3. Статус имущества, полученного от царя.
4. Операции, связанные с недвижимостью и торговлей.
5. Семейное право.
6. Наказания за телесные повреждения. По правоспособности законами определялись следующие группы полноправные мушкенумы и рабы. Каждая из этих групп по-разному отвечала за свои поступки. За ущерб, нанесѐнный полноправному, штраф был больше, чем за ущерб мушкенуму. Раб стоил ещѐ дешевле. Частные рабы считались собственностью хозяев, беглых ловили, а укрывателей строго наказывали. Вместе стем рабы имели определѐнные права на семью, имущество и хозяйство.
Мушкенумы − это зависимые царские люди. Они могли иметь должность, достаточно высокий административный статус, хозяйство и рабов. Многие статьи касаются вопросов собственности, в них собственность закрепляется как институт. Однако основная цель законов состоит в том, чтобы ее регулировать и ограничивать. К примеру, запрещается отчуждение в любой форме земельных наделов, пожалованных царем. В статьях регламентируются условия найма и размер платы за наѐмный труд, рассматриваются все случаи аренды и норма арендной платы, а также условия залога имущества.
С целью ограничения произвола заимодавцев и создания оптимальных условий для должников в статьях были оговорены все условия кредита и ростовщичества. Так, в случае неурожая долг откладывался. Если человек за долг был отдан в долговое рабство, то кредитор нѐс ответственность за его жизнь. В случае гибели