Файл: Предыстория, проблематика и структура труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Достаточно значимым и интересным явлением в развитии философской и правовой мысли XVII в. представляется учение идеолога социального компромисса в 1688 г. Джона Локка. Дж. Локк виднейший теоретик и непосредственный участник английской революции, государственный деятель, заложивший основу современной британской политической системы.

Локк сформулировал многие основополагающие принципы буржуазной государственности, ее организации и идеологического обоснования, заложил теоретические основы системы буржуазного либерализма.

Рассмотрим одно из наиболее значимых и достаточно интересных трудов под названием «Два трактата о правлении». Данный труд представляет собой учение и своеобразную совокупность воззрений по политической философии. В данной работе Дж. Локк излагает либеральную теорию государственного устройства.

Глава 1. Предыстория, проблематика и структура труда.

«Два трактата о правлении» — итог многолетней работы Локка и, как он сам отмечает в предисловии, часть более широко задуманного им труда, который так и не дошел до печати и неизвестно, в каком объеме вообще был выполнен. «Два трактата о правлении» являются главным сочинением Локка по социально-политической философии и вместе с тем главным социологическим произведением последнего периода английской революции, в котором сформулированы основные принципы социально-политического устройства нового, буржуазного общества. В трактатах содержатся критика патриархально-абсолютистской концепции собственности и власти и теория происхождения частной собственности из труда, а государственной власти, которая призвана защищать естественные права людей,— из общественного договора. В этом сочинении Локк создал общую концепцию государственного управления, осуществляемого на началах парламентарной монархии,— концепцию весьма актуальную для Англии времен кризиса правительства Реставрации и переворота 1688 г., явившегося в сущности завершением буржуазной революции 40-х годов. Над трактатами Локк работал более десяти лет. Первый трактат был написан вскоре после публикации в 1680 г. «Patriarcha» P. Филмера. Работа над вторым трактатом охватывает период с 1679 по 1689 г., особенно первые и последние годы этого периода: время, предшествующее эмиграции Локка в Голландию в 1683 и 1688 — 1689 гг. Трактаты вышли анонимно в Лондоне в 1690 г. В 1694 г. появилось второе, исправленное издание, в 1698 г.— третье. В 1691 г. в Амстердаме вышел французский перевод «Двух трактатов», сделанный с первого английского издания. На русском языке публиковался лишь второй трактат в составе двухтомника.


Произведение Дж. Локка «два трактата о правлении», как видно из названия состоит из двух книг (частей), которые неотделимы и постигаются изучение только в совокупности.

В первом трактате, состоящем из 11 глав, излагаются ложные принципы и основания политического писателя, роялиста, в годы английской революции, опубликовавшего несколько произведений в защиту неограниченной королевской власти, сэра Роберта Филмера и его последователей. Все эти принципы, в первом трактате, исследуются и опровергаются.

Что касается второй части вышеуказанного произведения Дж. Локка, то она представляет собой совокупность элементов, составляющих и описывающих опыт об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления. Данный трактат состоит из 19 глав. Каждая глава характеризует отдельные элементы построения государственной системы. Примером могут служить такие главы как: «О рабстве», «О собственности», «О политическом или гражданском обществе», «О целях политического общества и правления» и др. Также в этой книге делается упор на цели и принципы построения государственной власти и формы правления, чему свидетельствует следующее: «О возникновении политических обществ», «О целях политического общества и правления», «О распаде системы правления», и др.

Глава 2. Теория государства и права в учении Локка, сквозь призму труда «Два трактата о правлении»

Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была Гоббсова “война всех против всех”. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др. английскими деятелями времен революции середины XVII в.

Локковская конструкция “естественного права” - это уже не просто система теоретических постулатов, предназначенная для объяснения найденного. Это прямая декларация “неотчуждаемых прав”, совокупность которых подразумевается как основной закон вновь учреждаемого общественного строя. На учение Локка прямо опирается конституционная практика североамериканских штатов. Как факт:

Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлении первого учредительного государственного акта: он написал конституцию для Северной Каролины, которая в 1669г. была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу.

Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей. Его идеализированные представления означали апологию буржуазной, но отнюдь не феодальной собственности: ведь последняя, по Локку, не отвечает требованиям свободы и доброжелательности. В этих представлениях находил свое выражение и принцип буржуазного индивидуализма: “равенство” людей в смысле их равного права на личную инициативу вовсе не предполагало у Локка требований уравнения собственности. Такие требования были характерны для радикально-демократических идеологов революционных лет вроде Джона Лилберна (идеолог партии левеллеров - партии мелкобуржуазных городских слоев, сторонников революционной демократии), но Локк их отвергал.

Рассматриваемым вопросам о возникновении государства и теории естественного права посвящены следующие главы фундаментального труда. «О естественном состоянии», «О собственности», «О политическом и гражданском обществе».

Немаловажным в анализировании труда Дж. Локка, является рассмотрение и уяснение его взглядов на цель государства и на средства, содействующие осуществлению данной цели.

Глава 3. Цель государства и средства, содействующие осуществлению цели

Рассматриваемому вопросу в книге «Два трактата о правлении», посвящены следующие главы: «О целях политического общества и правления», «О соподчиненности властей в государстве», «О прерогативе», «О формах государства».

Из анализа вышеуказанных глав становится понятным тот факт, что строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему непозволительно.


Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и «владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.». Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом – собственность.

Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех разногласий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели” политического сообщества непременно требуют наличие разделения властей на ветви. Дж. Локк подчеркивает особую важность представительной законодательной власти среди других властей: «Первый и основной положительный закон всех государств – установление законодательной власти». Локк выделяет три вида власти в государстве: законодательная, исполнительная и природная (сюда относятся вопросы войны и мира, межгосударственных коалиций и др.).

Хотя законодательная власть и является верховной, она все же не безгранична:

1) Она не имеет абсолютной, произвольной власти над жизнью и имуществом граждан.

2) Законодатель не может действовать путем частных и произвольных решений; он должен управлять единственно на основании постоянных законов, одинаковых для всех, ибо люди соединяются в государства именно с целью заменить шаткость толкования естественного закона постоянными и всем известными правилами.


3) Верховная власть не имеет права взять у кого бы то ни было часть его собственности без его согласия.

4) Законодатель не может передавать свою власть в чужие руки. Это право принадлежит народу, который один может устанавливать законодателей.

Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структуру правления”, охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.

Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо права”. Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

Мысль, согласно которой сами люди должны изменить существующий общественный порядок, если при нем личность не может получить необходимого воспитания и развития, имела большое значение для оправдания буржуазной революции.

Заключение

Таким образом, рассмотрев и проанализировав произведение Джона Локка «Два трактата о правлении», становится понятным тот факт, что все учение Дж. Локка об обществе, государстве и праве, несет в себе философско-правовую и историческую значимость. Эта значимость заключается, прежде всего, в том, что большинство идей, изложенных в вышеуказанном произведении, неизгладимо нашли свое отражение в современной британской правовой системе.

В своей философии права и государства Локк выразил и обосновал основные положения юридического мировоззрения новой эпохи. Его идеи оказали большое влияние на последующую политическую и правовую теорию и практику и прежде всего — на французских просветителей и деятелей американской революции. Его учение сыграло и продолжает играть существенную роль в развитии и реализации идей правовой государственности, разделении властей, неотчуждаемых прав и свобод человека.