Файл: Абсолютная монархия в Англии (конец xv середина xvii вв.).rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономическая и социальная политика были теснейшим образом переплетены. Социальная политика, понимаемая в широком смысле слова, включает в себя не только рабочие статуты и законы против бродяг и нищих, но также и существенный вопрос об отношении монархии к поднимающейся оппозиции новых классов (буржуазии и джентри), втягивающихся в капиталистическое производство. Эта оппозиция выразилась, прежде всего, в идеологической области и вылилась в форму пуританского движения.
Правительство решало наиболее насущные проблемы. Экономического развития страны – проблемы огораживании, земледелия, обезлюдения сельских районов и снабжение страны хлебом, а также теснейшим образом связанную с ними проблему упадка старых городов и быстрого развития сельской мануфактуры. Решение этих проблем было неразрывно связано и с решением социального вопроса.
С 1485 по 1603г. Англией правили короли из династии Тюдоров; они значительно укрепили свою власть, сделав ее по существу неограниченной. Генрих VII успешно боролся с крупными феодалами, противниками усиления королевской власти в стране. Созданная им для наблюдения за исполнением статутов о роспуске вооруженных дружин знати так называемая Звездная палата превратилась в грозный суд короля по делам политической измены, каравший противников королевского абсолютизма. В первой половине XVI века была усилена власть английского короля над слабо связанными с Лондоном окраинами – Уэльсом, корнуоллом и северными графствами, для управления которыми были созданы специальные учреждения.
Английскую абсолютную монархию отличало от абсолютистских монархий других стран три особенности.
1) Бюрократический аппарат Тюдоров на местах был слабым, и местное самоуправление, как и при сословной монархии, продолжало играть важную роль – через него в графствах и приходах приводились в исполнение все королевские указы. Важные должности в графствах и городах занимали главным образом представители джентри и привилегированной верхушки городской буржуазии.
2) Тюдоры смогли использовать для усиления своей власти также парламент. Нижняя палата парламента, состоявшая главным образом из мелких и средних дворян и верхушки буржуазии городов, при Тюдорах беспрекословно утверждала законы, внесенные королем, раболепствовала перед ним; верхняя палата, в которую входили в основном представители аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования, также была покорной королю. Эти две особенности английского абсолютизма объяснялись тем, что в Англии к XVIв. силы крупных феодалов главных противников абсолютной власти короля – были в результате войны Алой и Белой розы и репрессии Тюдоров основательно подорваны, а в парламенте и в органах местного самоуправления вследствие процесса обуржуазивания широких слоев среднего и мелкого дворянства не проявлялся резко антагонизм между заинтересованными в усилении власти короля дворянством и буржуазией.
3) Ещё одной особенностью английского абсолютизма было отсутствие постоянной армии. Тюдоры главное внимание обращали на создание сильного военного флота, а английская армия в XVIв. сохраняла характер старинного ополчения, собираемого и экипируемого за счет свободных подданных короля, в соответствии с их имущественным достатком.
В начале 1265 года, в ходе гражданской войны 1263-1267гг, графом де Монфором был созван совет королевства; кроме баронов и епископов, были приглашены также по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от города. Это и был первый английский парламент.
Гражданская война продолжалась. На борьбу поднялись широкие массы крестьян и мелких городских ремесленников. Крестьяне громили поместья сторонников короля, отнимали общинные угодья у помещиков, отказывались нести повинности. Размах движения в городах и деревне заставил баронов искать соглашения с королем. Это оттолкнуло от Симона де Монфора его сторонников. Вскоре он погиб в битве с королевскими войсками при Ившеме в 1265г.
Однако появившийся в ходе гражданской войны парламент не был упразднен. Король Эдуард I (1272 — 1307), нуждаясь в субсидиях и желая предупредить новые выступления оппозиции, вынужден был созывать парламент и просить разрешение на сбор налогов. Король и бароны убедились также в том, что народные выступления в городе и деревне невозможно сдержать без поддержки рыцарства и богатых горожан.
В конце XIII века парламентский строй в Англии утвердился окончательно. В 1295г. король Эдуард I собрал так называемый “образцовый парламент”, на который были приглашены, кроме непосредственных вассалов короля, по два рыцаря от графства и по два представителя от каждого сколько-нибудь значительного города или порта, а также представители духовенства.
С учреждением в Англии постоянно действующего парламента феодальное государство приобрело форму сословной монархии. Уже Эдуард I начал использовать парламент как противовес претензиям крупных феодалов. Короли опирались на рыцарство и городскую верхушку при решении важнейших государственных дел, прежде всего вопросов налогообложения. Но эта практика установилась не сразу. Эдуард I пытался собирать налоги и повышать пошлины без согласия парламента, что привело к новому конфликту. В 1297 году он вынужден был издать закон «Подтверждение хартии», где официально утверждалось право парламента вотировать налоги.
В XIV в. помимо функции утверждения налогов парламент приобрел право издавать законы (билли). Он в лице палаты лордов стал также высшим судом по политическим делам, в частности по преступлениям, совершаемым королевскими чиновниками.
С 1343г. английский парламент окончательно разделился на две палаты палату лордов и палату общин. В палате лордов заседали крупные светские феодалы – бароны и духовные – архиепископы, епископы и аббаты крупных монастырей. Все они являлись наследственными пэрами и приглашались личными письмами короля. Нижняя палата, т.е. палата общин, состояла из рыцарей – представителей графств и горожан; эта палата имела численный перевес над палатой лордов. В палате общин сразу наметился союз рыцарства и городской верхушки, что обеспечивало ей большое политическое влияние. В Англии в отличие от Франции представители двух сословий действовали сообща; с развитием товарно-денежных отношений экономические и политические интересы рыцарей и горожан все более сближались.
Средневековый английский парламент никогда не был национальным представительным органом и не выражал интересов всего английского народа, как это обычно утверждают английские историки. Низы городского населения и крестьянские массы не были в нем представлены. Парламент всегда поддерживал антикрестьянскую политику феодалов и издавал жестокие антирабочие законы. Но все же парламент сыграл прогрессивную роль в политическом развитии Англии XIV – XVвв., так как он способствовал укреплению централизованного государства. Союз королевской власти с новыми классами – буржуазией и обуржуазившимся дворянством – дал возможность династии Тюдоров использовать английский парламент как политическую опору. В противоположность абсолютной монархии во Франции, где короли стремились обходиться без сословно-представительных учреждений, в Англии парламент сохранился и не потерял своего значения; при поддержке парламента Генрих VIII провел королевскую реформацию и секуляризацию церковно-монастырской земельной собственности.
4. Расцвет английского абсолютизма при Елизавете I Тюдор
Закрытие монастырей и усиление огораживаний, приводимых новыми властями, привели к вспышке серьёзнейших народных восстаний в 1536-1537гг. Новое дворянство и буржуазия, все, кто нажился на секуляризации и огораживаниях, еще раз убедились в необходимости укрепления королевского абсолютизма. И действительно, начиная с середины 30-х годов, абсолютная монархия вступает в пору своего расцвета. Царствование Елизаветы I стало кульминационным пунктом в развитии английского абсолютизма. В то же время уже начали ощущаться первые симптомы назревавшего конфликта между абсолютной монархией, с одной стороны, и новым дворянством и буржуазией – с другой.
Елизавета Тюгор правила Англией с 1558 по 1603 гг. Уже благодаря своему происхождению, она должна была стать во главе антикатолического и антииспанского движения. Елизавет – дочь Генриха VIII и Анны Болейн. Женитьба на Анне Болейн послужила Генриху предлогом для разрыва с римским престолом издания акта о верховенстве английского короля в церковных делах Англии. Брак Генриха VIII и Анны Болейн никогда не был признан папой законным, и таким образом, Елизавета в глазах всего католического мира была незаконнорожденной. Это обстоятельство так же, как и отказ самой Елизаветы выйти замуж за Филиппа II, сделал последнюю нежелательной фигурой в глазах испанского двора, не говоря уже о совершенно определенных отношениях Испании к Англии и ее морской политике после 15558 г.
Елизавета обладала властным и решительным характером, была расчетлива и бережлива. Эти качества королевы особенно импонировали английской буржуазии.
При дворе Елизаветы царило атмосфера галантности и авантюризма. Королева поклонение и требовала его от своего окружения. В течение всего царствования королевский двор представлял собой арену азартного соревнования молодых дворян, стремившихся снискать благосклонность и милость Елизаветы.
В религиозном отношении Елизавета была глубоко безразлична к раздорам протестантов и католиков и по личным вкусам склонялась даже больше к католической вере. Но официально она была протестанткой, ибо дочери Анны Болейн невозможно быть католичкой.
В это же время Елизавета ненавидела пуритан, ибо сознавала, что их идеи враждебны всем ее представлениям о королевской власти.
Елизавете нужна была религиозная система, являющаяся покорным инструментом в руках государства, и она стремилась привести в полное подчинение себе английскую церковь. Одним изданием акта о верховенстве и секуляризации нельзя было полностью подчинить себе даже покорившихся и признавших реформацию представителей духовенства, уже не говоря о попконформистах. Английских епископов Елизавета подчинила себе грубыми и быстрыми методами. В письме 1573 г. К епископу Илийскому Елизавета писала: «Если ты немедленно не выполнишь моего требования, я лишу тебя сына, клянусь Богом».[2] Это письмо с исключительной яркостью освящала одну из наиболее характерных особенностей английского абсолютизма: полнее подчинение церкви государству. Английская церковь – просто придаток государства. В Англии XVI века это было естественно, ибо там, как нигде, произошло полное слияние церкви и государства, король был главой церкви, а церковное имущество стала государственным.
Елизавета Тюдор являлась убежденной сторонницей взгляда, что государь, пользующийся всей полнотой власти, должен выступать перед своими подданными, как «наместник бога на земле». Однако Елизавета, будучи человеком трезвым и практичным, понимала, что одними ссылками на бога достичь повиновения нельзя. Она считала, что абсолютный монарх должен сам всемирно заботиться о поддержании своего достоинства в глазах подданы, причем это должно делаться любыми средствами.
Елизавета хорошо понимала благодаря кому она сидит на престоле и что должна считаться с интересами тех классов, которые, нуждаясь в сильно, центральной власти и в английской церкви и нуждаясь в антикатолической и антииспанской политике, составляли опору ее трона. Новая знать, новое дворянство, буржуазия – вот тот «народ», о расположении которого заботилась Елизавета и интересами которого боялась пренебречь.
Когда появился призрак народного восстания, Елизавета заговорила своим подлинным языком. Она показала свою истинную сущность. «Твердость», жестокая политика подавления и усмирения, плети и кровавые законы – вот что рекомендовалось Елизаветой в качестве лекарств от революции.
Через все царствование Елизаветы красной нитью проходит борьба за создании послушного и гибкого исполнительного государственного аппарата. В этой борьбе были видны типичные абсолютистские методы управления государством. И прежде всего — стремление королевы руководить всеми государственными делами, сосредоточив в своих руках все нити управления.
Елизавета умела выбирать нужных ей людей. ЕЕ советники и слуги происходили, как правило, из числа новых дворян, подданных королеве и всецело согласных с ней.
Невмешательство Елизаветы в европейские дела, ее «неблагородный нейтралитет» по отношению к европейскому протестантизму оправдывались тем, что Англия первой половины ее царствования была еще не в состоянии вести открытую борьбу с католическими силами Европы. В первый период ее царствования война могла привести только к пагубным для Англии результатам. Даже тогда, когда ее наиболее осторожные советники говорили о необходимости открытой войны с Испанией, Елизавета настаивала на своем, понимая, что Англия еще не готова к борьбе. Она довольствовалась сложной дипломатией, натравливая своих врагов друг против друга.
Середина и конец 80-х гг. явились переломным временем в английской политике, временем, когда торгово-промышленная дворянско-купеческая прослойка в Англии окрепла, набрала сил и могла уже потребовать от своего правительства более решительных действий: посылка в 1585 г.