Файл: Учебное пособие для студентов специальности Менеджмент организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 343

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Документы играют центральную роль для основных механизмов, реализуемых компонентами системы. В системе 1С:Предприятие документ является основной учетной единицей. Каждый документ содержит информацию о конкретной хозяйственной операции и характеризуется своим номером, датой и временем. Дата и время - наиболее важные характеристики документов, так как позволяют устанавливать строгую временную последовательность совершения операций. Все документы (вне зависимости от вида) образуют единую последовательность. Фактически, эта последовательность отражает последовательность событий - так, как они происходили реально. Внутри даты последовательность документов определяется их временем, при этом время документа является не столько средством отражения реального (астрономического) времени ввода документа, сколько средством, позволяющим четко упорядочить документы внутри одной даты.

Данные, вводимые в документ (реквизиты документа), обычно содержат информацию о происшедшем событии: например, в накладной - информацию о том, с какого склада, каких товаров и сколько отгружено; в приказе о приеме на работу - информацию о сотруднике, оклад, другие сведения.

Для документа создается форма ввода - экранный диалог.

В большинстве документов можно выделить две основные части: заголовочная часть (шапка) и табличная (многострочная) часть. Каждый вид документа может иметь неограниченное количество реквизитов в шапке и в многострочной части. Как правило, в заголовочной части содержатся реквизиты, которые являются общими для всего документа. Например, в счете на оплату в заголовочную часть помещаются установочные данные документа - номер и дата, а также сведения о плательщике и получателе платежа.

Термин «заголовочная часть» - достаточно условный и может относиться не только к реквизитам документа, которые физически находятся в верхней части бумажного бланка документа. Поэтому, в наиболее общем случае, реквизитом заголовочной части будет считаться любой реквизит, который встречается в документе только один раз.

Табличная часть документа представляет собой список однотипных строк с информацией. Например, в уже упоминавшемся счете на оплату табличная часть - это перечень товаров или услуг, подлежащих оплате. Помимо наименований, табличная часть документа может содержать также разнообразную дополнительную информацию - стоимость товаров или услуг, количество, объем, вес и многое другое. В большинстве случаев табличная часть используется для формирования общей суммы документа. Структура документа в системе 1С:Предприятие может содержать только одну табличную часть.


Документ обычно имеет печатную форму. Печатная форма документа - это фактически отчет, формируемый обычно из формы открытого документа и содержащий сведения из этого документа. У документа может быть несколько шаблонов печатных форм.

Для просмотра документов используются Журналы документов. Каждый вид документа может быть отнесен к определенному журналу. Сам журнал документов не добавляет новых данных в систему, а служит только как средство просмотра списка документов одного или нескольких видов. Для документов разных видов можно указывать один журнал, что позволяет произвольным образом группировать документы в журналах.

Каждый документ представляется в журнале документов отдельной строкой. Журнал содержит колонки, состав которых настраивается программистом. Кроме того, форма журнала документов может содержать любые другие элементы управления: кнопки, переключатели, информационные поля.

В журнале документов можно установить интервал. Тогда он будет показывать только те документы, у которых дата попадает в этот интервал. Для установки интервала предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов журнала. Кроме того, интервал можно установить программно методом УстановитьИнтервал.

  1. Операции по поступлению в организацию материалов от поставщиков в программе регистрируются с помощью универсального документа «Поступление товаров и услуг». Сначала с документом работают на складе, где заполняют экранную форму, формируют приходный ордер, и документ записывают в информационную базу; затем - в бухгалтерии, где проверяют правильность заполнения экранной формы. После этого документ проводят.

  2. В списке документов этого вида (меню Основная деятельность Покупка Поступление товаров и услуг) открываем форму нового документа.

  3. Документ вводим с датой поступления материалов - 09.09.2008. Оставляем установленным флажок «Отразить в налоговом учёте».

  4. В шапке документа также указываем:

  • склад, на который поступили материалы (выбором из справочника "Склады (места хранения)");

  • поставщика материалов (выбором из справочника "Контрагенты");

  • основание расчётов с поставщиком - Накладная № 33 от 09.09.08 (выбором из справочника "Договоры").

  1. На закладке "Товары" щелчком на пиктограмме добавляем новую строку табличной части.

  2. В табличной части в колонке "Товары" по кнопке открываем справочник "Номенклатура".

  3. В правом окне делаем текущей группу Материалы, через меню Перейти командной панели открываем форму списка регистра сведений "Счета учёта номенклатуры" и добавляем в него запись со счетами по умолчанию для всех элементов этой группы (рис. 12.6).

  4. Затем открываем группу Материалы и добавляем в неё новый элемент со сведениями о поступившем материале - ткань «Лен натуральный» (рис. 12.7).

  5. Аналогично вводим данные для второй и третьей позиций накладной - ткань «Лен искусственный» и мех искусственный «Шиншилла».

  6. В результате форма приобретает вид, представленный на рис. 12.8.

  7. Документ заносим в информационную базу (по кнопке Записать), формируем и выводим на бумажный носитель приходный ордер по унифицированной форме № М-4 (рис. 12.10), закрываем форму.

  8. Оформленный приходный ордер вместе с документами поставщика передаётся в бухгалтерию. Здесь сверяется правильность заполнения экранной формы документа, щелчком на пиктограмме документ проводится, после чего через поле "Ввести счёт-фактуру" открывается форма нового документа "Счёт-фактура полученный". В документе приводятся сведения о номере и дате выписки счёта-фактуры, предъявленного к оплате поставщиком, - № 15 от 09.09.08. Этот документ также распечатывается (рис. 12.11) и проводится.




Рис. 12.6 Окно закладки «Счета учета номенклатуры»

Рис. 12.7 Экранная форма ввода данных о материале


Рис. 12.8 Экранная форма документа «Поступление товаров и услуг»

Рис.12.9 Окно журнала проводок


Рис. 12.10. Печатная форма - приходный ордер по унифицированной форме № М-4

Рис. 12.11. Печатная форма документа «Счет-фактура»


  1. При проведении документа "Поступление товаров и услуг" формируется шесть бухгалтерских проводок (рис. 12.9).

  2. Одновременно при проведении этого документа формируются записи по отражению операции поступления материалов на счетах налогового учёта - по одной записи для каждого наименования материалов по дебету счёта 10.01, виду учёта "НУ" и кредиту счёта ПВ "Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав".

  3. Кроме того, по каждому наименованию материалов производятся записи в регистрах подсистемы учёта НДС: "НДС предъявленный" - на сумму налога к оплате по каждой позиции материалов и "НДС расчёты с поставщиками" - на общую сумму покупки с налогом.


Задание 3.

10 сентября 2008 г. ЗАО АРКАИМ был выставлен счет на оплату покупателю ООО «Детский мир» согласно договору № 3 от 03.09.08г. за товары:

«Мягкая игрушка Чебурашка» - 100 штук по цене 180 рублей за штуку;

«Мягкая игрушка Ослик» - 100 штук по цене 170 рублей за штуку;

«Кукла Барби» - 20 штук по цене 500 рублей за штуку.

Итого на сумму 45000 рублей.

Отразите данную операцию в компьютерной бухгалтерии.
Методические указания.

  1. Откройте список документов «Счет на оплату покупателю». Для этого  в меню «Основная деятельность» выберите пункт «Продажа», а в нем - подпункт «Счет на оплату покупателю».

  2. Создайте новый документ «Счет на оплату покупателю» с помощью нажатия кнопки    (или нажмите клавишу «Insert» или выберите меню «Действия» - «Добавить»). Заполните реквизиты документа значениями так, как показано на рис. 12.13.

  3. После заполнения всех реквизитов нажмите кнопку «Записать» в нижней части формы документа «Счет на оплату покупателю».

  4. Для получения печатной формы счета нажмите на кнопку «Счет на оплату» или кнопку «Печать» в нижней части формы документа (рис. 12.14).

  5. Нажмите кнопку ОК. На экране отобразится результат ввода (рис. 12.12).



Рис. 12.12. Журнал счетов на оплату



Рис. 12.13. Форма ввода счета на оплату покупателю


Рис. 12.14. Печатная форма счета на оплату покупателю

Задание 4.

11 сентября 2008 г. на расчетный счет ЗАО АРКАИМ поступили денежные средства в размере 45000 рублей от покупателя ООО «Детский мир» в счет будущих поставок игрушек по договору № 3 от: 03.09.08 г.

Необходимо отразить факт поступления денежных средств на расчетный счет в информационной базе программы «1С:Бухгалтерия 8.0».
Методические указания.

  1. Поступление денежных средств на расчетный счет организации отражается в «1С:Бухгалтерии 8.0» документом «Платежное поручение входящее».

  2. Откройте список платежных поручений. Для этого в меню «Банк и касса» выберите пункт «Платежное поручение входящее».

  3. В открывшемся списке платежных поручений создайте новый документ «Платежное поручение входящее».

Для этого нажмите кнопку   (или клавишу «Insert» или выберите меню «Действия» - «Добавить»).

Заполните значения реквизитов документа так, как показано на рис. 12.15.

Рис. 12.15. Форма ввода платежного поручения

  1. В нижней части документа автоматически заполняются счета бухгалтерского учета - это счета расчетов с контрагентами, корреспондирующие со счетом 51 по кредиту. Если указан счет авансов, например, счет 62.02 «Расчеты по авансам полученным», то при проведении документа будет определено состояние расчетов по договору, и поступившая оплата автоматически разделится на оплату и аванс. Если счет авансов не указан, то вся сумма оплаты будет отнесена на счет расчетов, например счет 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Оставьте заполненными оба счета.

Показать или скрыть в документе счета учета можно с помощью кнопки   в командной панели формы документа.

  1. Для заполнения реквизита «Статьи движения денежных средств» нужно добавить статью «Поступления от покупателей» в список статей движения денежных средств (рис. 12.16).




Рис. 12.16. Список статей движения денежных средств


  1. В верхней правой части документа «Платежное поручение входящее» установите флажок «Оплачено». Дата справа от флажка - это дата, которой будет зарегистрирована в информационной базе хозяйственная операция.

  2. Нажмите кнопку «ОК» в форме документа «Платежное поручение входящее» для проведения документа и закрытия формы.

  3. Результат – в журнале полученных платежных поручений (рис. 12.17).



Рис. 12.17. Окно журнала полученных платежных поручений

Практическая работа 13.

Формирование отчетности в программе «1С:Бухгалтерия 8.0».

Анализ данных по остаткам и оборотам счетов бухгалтерского и налогового учета.
Цель: Закрепление навыков работы в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» по ведению учета хозяйственных операций, отражению хозяйственных операций с помощью документов. Приобретение умений по формированию отчетности. Анализ введенных данных для принятия оптимальных управленческих решений.
Задание 1. (выполняется самостоятельно)

2 сентября 2008 г. ЗАО АРКАИМ была осуществлена покупка товаров от поставщика ООО «Затерянный мир»:

«Мягкая игрушка Чебурашка» - 100 штук по цене 180 рублей за штуку;

«Мягкая игрушка Ослик» - 100 штук по цене 170 рублей за штуку;

«Кукла Барби» - 50 штук по цене 500 рублей за штуку.

Итого на сумму 60000 рублей.

Отразите этот факт в программе «1С:Бухгалтерия 8.0», используя документ «Поступление товаров и услуг» .
Задание 2.

12 сентября 2008 г. ЗАО АРКАИМ была осуществлена оптовая реализация товаров покупателю «Детский мир»:

«Мягкая игрушка Чебурашка» - 100 штук по цене 180 рублей за штуку;

«Мягкая игрушка Ослик» - 100 штук по цене 170 рублей за штуку;

«Кукла Барби» - 20 штук по цене 500 рублей за штуку.

Итого на сумму 45000 рублей.

Оформите документ «Реализация товаров и услуг» с операцией «продажа, комиссия» на основании документа «Счет на оплату покупателю».
Методические указания.

  1. В списке документов «Счет на оплату покупателю» выделите созданный ранее документ и нажмите на кнопку (или щелкните правой кнопкой мыши и в открывшемся меню выберите «На основании»). Выберите в предложенном списке - «Реализация товаров и услуг».

  2. Автоматически будет создан новый документ «Реализация товаров и услуг». В документе на основании данных документа «Счет на оплату покупателю» заполнены все реквизиты и сведения о продаваемых товарах (на закладке «Товары»).

  3. Измените дату документа на 12 сентября 2008 г.

  4. Нажмите кнопку  в командной панели формы документа «Реализация товаров и услуг» для проведения документа.

  5. Введите документ «Счет-фактура выданный». Для этого щелкните по ссылке «Ввести счет-фактуру» в нижней левой части формы документа. Документ «Счет-фактура выданный» будет заполнен автоматически данными из документа «Реализация товаров и услуг». Нажмите кнопку «Записать» в форме документа «Счет-фактура выданный».

  6. Чтобы получить печатную форму счета-фактуры нажмите кнопку «Счет-фактура» в нижней части формы документа «Счет-фактура выданный».

  7. Нажмите кнопку «Закрыть» в форме документа «Реализация товаров и услуг».