Файл: Программа начального общего образования мбоу Низовская сош.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа начального общего образования МБОУ «Низовская СОШ» является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность МБОУ «Низовская СОШ» на уровне начального общего образования в единстве урочной и внеурочной деятельности, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Целями реализации программы начального общего образования являются:

  1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ, достигшего возраста 6,5—7 лет, на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.

  2. Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.

  3. Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогов.

  4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовнонравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;


- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

- достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ);

- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
Принципы формирования программы начального общего образования:


    1. принцип учёта ФГОС НОО: ФОП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе;

    2. принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ФОП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;

3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);

    1. принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;

    2. принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального общего образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования;

    3. принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности;

    4. принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 24,3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее — Санитарно-эпидемиологические требования).


Механизмы реализации программы начального общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов

Программа начального общего образования МБОУ «Низовская СОШ» реализуется через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.

Урочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в Программе предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, внеурочная деятельность, а также разработка и реализация индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

Эффективным механизмом реализации Программы является использование возможностей Центра образования естественно-научного и технологического профилей «Точка Роста», созданных на базе МБОУ «Низовская СОШ»: кабинет проектной деятельности. В период каникул используются возможности организаций дополнительного образования детей, тематических лагерных смен, создаваемых на базе ОО.

Воспитательная работа в школе направлена на развитие творческих, коммуникативных, организационных способностей ученика. Развивается детское самоуправление, активно функционирует детская организация «Меридиан». Создан и работает школьный краеведческий музей, обеспечивающий решение задачи связи поколений учащихся и выпускников, поддержания ценностных ориентаций школы, традиций. В школе созданы условия, позволяющие на новом этапе развития решать проблемы обеспечения качества образования и его доступности.

Традиционным является сотрудничество с социальными партнерами:

Низовский ДК, Низовская сельская библиотека, МБУ ДО «ДЮСШ» Муромцевского МР, МБУ ДО «ЦВР» Муромцевского МР.


Общая характеристика программы начального общего образования

В соответствии с требованиями ФГОС НОО, программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, 20% от общего объема программы.

Срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего образования может быть сокращен.

В основе разработки и реализации Программы лежит системнодеятельностный подход, обеспечивающий системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни.

При реализации программы начального общего образования Организация вправе применять:

  • различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии;

  • модульный принцип представления содержания указанной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.

Программа начального общего образования МБОУ «Низовская СОШ» включает три раздела.

1. Целевой раздел содержит:

  • Пояснительную записку

  • Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования

  • Систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования


2. Содержательный раздел содержит:

  • Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

  • Программа формирования УУД у обучающихся;

  • Рабочую программу воспитания


3. Организационный раздел содержит:


  • Учебный план;

  • План внеурочной деятельности;

  • календарный учебный график;

  • календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых организация принимает участие в учебном году или в периоде обучения;

  • характеристику условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа построена с учётом психологических особенностей обучающегося младшего школьного возраста, а также с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

В первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к обучению, у многих не сформирована произвольная деятельность, они с трудом принимают требования учителя, часто отвлекаются, быстро устают. Желание учиться поддерживается школьными успехами, но неудачи быстро разрушают познавательные мотивы. Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;

  • взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

  • с изменением при этом самооценки обучающегося, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.