Файл: I. Понятие свободы Глава ii. Структура свободы Глава iii. Диалектика свободы Глава iv. Современная проблематика свободы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
Глава I. Понятие свободы
Глава II. Структура свободы
Глава III. Диалектика свободы
Глава IV. Современная проблематика свободы
Заключение
Введение
Поскольку философия наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения исходного (всеобщего) свойства; знание этого свойства позволяет нам обнаружить исходные основания данного явления в общественной жизни. Выделение такого исходного общего свойства необходимо для понимания явления свободы, т.е. знания того общего, которое определяет данное явление, и знания о том, как это общее организует бытие явления.
Глава I. Понятие свободы
Чтобы сформулировать понятие свободы, я обратился к различным словарям. С точки зрения общества свобода – это отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какой-нибудь социальной группы, всего общества или его членов. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе. С точки зрения философии – это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Здесь будет уместно высказывание Вольтера «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
Чтобы подробнее разобраться в понятии свободы нужно сформулировать ряд признаков, характеризующих данное явление. Я попытаюсь сформировать их опираясь на опыт философов. Изучая их взгляды на данное явление, мне пришлось столкнулся с различными понятиями свободы:
Если ты делаешь все то, что можешь сделать, сообразуясь с человеческими силами – значит ты свободен (Гельвеций)
Если на окончании твоей свободы начинается свобода другого – значит ты свободен (Гюго)
Если ты ни на что не надеешься и ничего не боишься – значит ты свободен (Демокрит)
Если ты владеешь собой – значит ты свободен (Достоевский)
Обобщая эти признаки можно сформировать определение свободы с точки зрения философии: Свобода – это ощущение безграничных возможностей в том или ином положении, но не выходя за рамки божьих законов и законов общества.
Глава II. Структура свободы
В структуре явления свободы можно выделить следующие основные элементы:
Личные права и свободы даются каждому человеку как физическому лицу независимо от наличия у него гражданства государства, на территории которого он находится. К этому виду прав, свобод и обязанностей относят право на свободу, право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию и неприкосновенность жилища, тайну переписки и свободу передвижения, а также право выбора местожительства. Тайна телефонных разговоров и переписки должна обеспечиваться установленным законом требованием в отношении правоохранительных органов, которое регулирует процесс получения специального разрешения суда для прослушивания телефонных разговоров и вскрытия тайны писем. Принцип неприкосновенности жилища гражданина предполагает прямую защиту от самодеятельных поступков со стороны отдельных лиц, от вторжений и обысков, а также от произвольных действий со стороны определенных юридических групп.
Также к личным правам и свободам человека относятся понятия свободы выбора местожительства и свободы передвижения, свободы от необоснованной уголовной репрессии и произвольного ареста, а также понятие права на свободное заключение брака, исключение пыток и наказаний.
. Социально-экономические права и свободы. Одним из важнейших социально-экономических прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Данное право основано на средствах юридической помощи с целью защиты от посягательства со стороны не только отдельных физических и юридических лиц, но и органов самого государства. Почти во всех конституциях мира оговорены возможность и методы отчуждения частной собственности в интересах общества.
Во многих странах (Италия, Бангладеш, Дания, Индия, Япония, Гватемала, Коста-Рика, Габон и др.) после Второй мировой войны было официально принято право человека на труд. После Второй мировой войны вышеназванные и другие страны приняли и закрепили в своих конституциях право на равную плату за равный труд и право на отдых. Часто эти права считаются логическим продолжением права на труд. Кроме этого, социально – экономические права включают в себя страхование по болезни и безработице, начисление пенсии по возрасту, стажу и заболеваниям, а также охрану женского и детского труда.
. Политическими правами и свободами конкретного государства гражданин может обладать как член политического общества. Этот вид прав и свобод гражданина выражается главным образом в избирательной способности гражданина, которая включает в себя активное и пассивное избирательное право. С помощью данного вида права гражданин имеет возможность не только участвовать в формировании представительных учреждений, но еще и держать в них своих представителей. К политическим правам и свободам относят право на получение информации,
свободу распространения информации, свободу слова и свободу печати, свободу совести, свободу шествий и свободу собраний.
Обобщая все эти элементы можно сказать, что понятие свободы для человека рассматривается в различных спектрах, а так же его права выражаются в свободе тех или иных действий.
Глава III. Диалектика свободы
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и основанных на этом методов познания и преобразования окружающего мира. Предметом диалектики является развитие, объектом – природа, общество, мышление.
Философия свобода диалектика
С точки зрения диалектики человек свободен и несвободен одновременно.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности – уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение – это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем, человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода – это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.
Отсюда можно вывести диалектическое понимание свободы, свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами
свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.
Глава IV. Современная проблематика свободы
Одной из насущных проблем личности является её свобода, без неё человек не сможет ни воплотить намеченные желания, ни покорить выбранные вершины. Люди испытывают колоссальную потребность в свободе, т.к. её зерно издавна находится в сознании человека и заложено самой природой.
Вся проблема свободы личности заключается в том, что она не является абсолютной величиной, а скорее зависимой или переменной. Степень свободы определяется уровнем развития общества, его техническими и научными достижениями, степенью осведомлённости о природных и социальных законах.
В процессе практической жизненной деятельности свобода личности предстаёт в различных вариациях и преодолевает различные периоды, первый – субъективный, в нём человек лишь осознаёт свою возможность поступить так или иначе в определённой ситуации, второй – это воплощение выбранной манеры поведения или поступка в жизнь. Первый период имеет название – внутренняя духовная свобода, а второй – действительная.
Современная проблема свободы личности не имеет конкретного решения. Уровень свободы человека увеличивается при повышении степени социально-экономической и духовной свободы общества, росте материального достатка его граждан. И в это же время с появлением отдельных свободомыслящих людей происходит и развитие целостного общества.
Заключение
Выполняя данный реферат, я пересмотрел свои взгляды на понятие свободы. На примере философского анализа явления свободы, мне стали более понятны функции философии. Я убедился в том, что философия реально помогает выстроить систему взглядов на мир, строго и логично указывая место и назначение любого явления в объективно существующем мире, взаимосвязь с другими составляющими окружающего мира.