Файл: Курсовая работа по теме "Понятие государства" студент 5го курса Дневного бюджетного отделения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отношение властвования.

В рассматриваемой теории, состояние в действительности представляется бесконечным множеством воле­вых отношений, которые никогда не суть что-либо только объектив­ное, что оно не есть нечто конкретное, а является абстракций из бес­численных индивидуализированных волевых отношений. Однако, по отношению к государству имеется определённое необозри­мое множество стоящих рядом друг с другом и следующих друг за другом отношений властвования: сколько людей, подчиненных вла­сти, столько состояний властвования, и даже отношение одного вла­ствующего к одному подвластному индивидууму собственно состо­ит из целого ряда отдельных проявлений власти. В связи с этим можно говорить об одном целом, то есть можно сказать, что при объединении множество волевых властных отношений, нам и представляется государство.1

Государство как народ.

Государство тождественно с составляющими его людьми, — кажется с первого взгляда едва ли не само собою понятным, поэтому отождествление государства и народа относится к древнейшим тео­риям государства. Оно положено в основу воззрений, популярных у народов древности; оно играет значительную роль в средневековом учении о государстве, причем народ нередко рассматривается как источник всякой государственной организации. На нем основано затем новейшее учение о народном суверенитете. Влияние такого отождествления сказывается еще в новейшее время в учении о рои-voir constituant, согласно которому полномочия государственной власти могут исходить только от народа, в котором все функции этой власти уже заключаются в потенциальном состоянии.2

Государство и народ объединяет, то что воля народа это и есть воля государства. Следовательно государство и народ тождественны.

Государство как властитель или власть.

Наиболее резко это ото­ждествление государства с властителем выражено у Гоббса, по ко­торому договор об основании государства подчиняет объединенный в силу этого договора народ князю или властвующей коллегии, вследствие чего общая воля переносится на властителя. Гоббс хотя и признает государство коллективным лицом, но последнее является лишь внешним объектом, на котором осуществляется власть прави­теля. Вся государственная сила и все публичное право сосредоточи­ваются в руках власти. Французская теория абсолютизма, как ее формулировал
Bossuet, высказывает прямо, что все государство за­ключено в лице властителя, растворяя таким образом народ в князе и тем превращая последнего в неземное существо. В XIX столетии L. v. Hatterпервый выставил эту теорию в обновленное виде, ут­верждая, что князь даже во времени предшествует государству и что народ есть создание князя. В новейшее же время старая теория го­сударства как властителя вновь была выдвинута, чтобы обосновать реалистическое воззрение о государстве.1

Государство как естественный организм.

Данное представлении о государстве нам говорит органическая теория государства. И данная теория рассматривает государство как органическое образование в физическом смысле, имеющее свое самодовлеющее, независимое от индивидов и управляемое естественными законами.

Сюда должны быть отнесены и те учения, которые хотя и оттеняют духовно-нравственную сторону государства, но, однако, придают ему и внешний образ по аналогии с естественным организмом. В частности, сюда относятся антропо­морфические теории, рассматривающие, по примеру Платона, госу­дарство как человека в увеличенном размере. Все эксцессы, в ко­торых упрекали органическое учение о государстве, проистекают из этого грубочувственного представления об организме. Критически оно должно быть рассмотрено не отдельно, а в связи со всем орга­ническим учением о государстве.1

Государство как коллективное или союзное единство.

Что государство представляет длящийся, единый союз людей и есть поэтому общность, (Gemeinwesen), — утверждалось уже из­давна. Категории, через посредство которых выработалось это пред­ставление, — Koivcovia, societas, respublica, coetus — являются вес продуктом античного мышления. В древности исследуются, однако, существенно лишь цели союза; вопрос о структуре союза — если не говорить об органологических аналогиях — отступает совершенно на задний план. В общем, однако, естественное право мыслит людей в государстве как "unio", т. е. объединение многих в одно единое целое.2

Идея коллективного единства, более или менее ясно выражен­ная, положена в основу воззрений большинства новейших государствоведов о социальной природе государства.3

Но наиболее подробно разработал теорию коллективного един­ства Gierke. По его теории государство является союзом, объединенным прочной организацией и длящейся целью, отличным от отдельных индивидов единством, которое не­смотря на то существует только во множестве индивидов и через посредство этого множества. Затем различие между общностью и юридическим лицом ясно проведено у

Bernatzik'а, признающего общность возможным субстратом юридического лица . Далее, Нае-nelотличает государство как корпоративный союз от государства как юридического лица. Единство корпоративного союза имеет, по НаепеГю, особый характер. «Оно состоит только в том, что множе­ство человеческих индивидов духовно связаны общей целью и эта духовная связь, которая сама по себе служит лишь выражением то­ждественного содержания воли участников, приобретает реальность через посредство воли руководящих органов и подчиняющихся чле­нов».1

Государство как правовой феномен.

Государство может рассматриваться исключительно с "чисто юри­дических позиций". Оно может представляться как юридическое лицо, "правовой феномен", как своеобразная корпорация. От дру­гих корпораций государство отличается при этом "лишь установ­ленным в масштабе нации или страны правовым порядком,". В силу этого с юридической точки зрения проблемы государства в значи­тельной мере проявляются как проблемы национального правового порядка. Государство при этом выглядит не иначе, как "такой об­раз действий и порядок поведения людей, которые мы обычно на­зываем правовым порядком".2

При рассмотрении государства как юридического феномена предполагается, что "отношения между ними и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и ин­дивидуумом". Это означает, по мнению Г. Кельзена, что государст­во, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, долж­но быть как и индивид "в своем поведении и действиях связано правом".3

Государство как социологическая общность.

В данном аспекте государство должно рас­сматриваться как некая "социологическая общность", "социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности".

Для государства, рассматриваемого в социологическом смыс­ле, характерной чертой является исходное (с момента его возник­новения и функционирования) рассредоточение власти по различ­ным органам. Фактически, замечает автор, "не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от име­ни государства) исходили бы первоначально от одного правитель­ства. В обществе всегда существовало и существует несколько ко­мандных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а так­же бесчисленное количество всякого рода актов управления и под­чинения, совокупность которых отражала то, что называется со­циологическим государством".
1

Рассмотрев государство в разных аспектах, мы все же не можем дать идеальное определение, т.к. есть и положительные и отрицательные качества. Так например, если рассматривать государство как властитель, то со смертью каждого данного властителя перестает существовать и государство. Рассматривая государство как народ, можно сказать, что зачастую воля народа не совпадает с волей государства. Следовательно, государство это не есть народ. Также можно найти и в отношении других аспектах.

И все же, изучая государство в разных аспектах, мы можем найти ту самую сущность государства, которая обществу будет ближе всего.


Понятие государства, на различных этапах его развития.

Определения государства мы встречаем уже у мыслителей древ­нейших времен. Так, например, Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство — это средство, обеспечивающее по­литическую жизнь народа), также он определял государство как "самодовлеющее общение гра­ждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих."1.

Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, Кант считал, что государство — это объединение людей, подчиненных пра­вовым законам. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». Со временем характеристики государства углублялись, стано­вились более широкими и точными.2

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиа­велли определял государство через "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов".1

Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".2

Известный английский философ XVI века Томас Гоббс — сто­ронник абсолютной власти государства как гаранта мира и реали­зации естественных прав определял его как "единое лицо, верхов­ного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".
3

Создатель идейно-политической доктрины либерализма, анг­лийский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) представ­лял государство как "общую волю, являющуюся выражением пре­обладающей силы", то есть большинства граждан, "входящих в го­сударство". Он рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.4

По-разному определялось государство и другими авторами — юристами, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе оно определялось, например, в одних случаях как "организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью" (Р. Моль). В других — как "союз свободных лю­дей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоя­нием" (Н. Аретин). В третьих же случаях государство рассматрива­лось как "естественно возникшая организация властвования, пред­назначенная для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумп­лович).1

В российской литературе разных периодов можно найти так­же различные определения, в соответствии с которыми государст­во как "объективный факт нашей планеты" представляется, на­пример, в виде "социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни..." (А. Паршин). Го­сударство определяется и как "организованное общение людей, свя­занных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою пат­риотической любви, жертвенною волею, достойными и мужествен­ными поступками" (И. Ильин)2. Оно рассматривается также как "союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчи­няющихся принудительной и самостоятельной верховной власти" (И. Хвостов); как объединение людей, "властвующих самостоятель­но и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и т. д.3

Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал, что государ­ство — это общественный союз, представляющий собой самостоятель­ное принудительное властвование над свободными людьми4. В этом определении видится развитие понятия государства