Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 660
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело
(Methods Handbook)
Часть II
Практические занятия
Казань 2013
УДК 616.1/.3(075.8)+616.6(075.8)
ББК 54.1я73
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ» Минздрава России
Авторы-составители:
заведующий кафедрой, д.м.н., профессор В.Н.Ослопов; к.м.н., доцент О.В.Богоявленская; д.м.н., профессор О.В.Булашова; к.м.н., доцент И.М.Каримов; к.м.н., ассистент М.А.Макаров; к.м.н., ассистент М.И.Малкова; к.м.н., доцент Ю.В.Ослопова; к.м.н., доцент А.Р.Садыкова; к.м.н., ассистент Е.В.Хазова; д.м.н., доцент Н.Р.Хасанов; к.м.н., ассистент Д.Н.Чугунова; к.м.н., ассистент А.Р.Шамкина
Рецензенты:
Декан медико-профилактического факультета, заведующий кафедрой биохимии КГМУ, профессор, д.м.н. И.Г.Мустафин;
Главный врач ГАУЗ «ГБ №11» г. Казани Р.В.Гатауллин
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для обучающихся по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело (Methods Handbook). Часть II. Практические занятия. / В.Н.Ослопов, О.В.Богоявленская и др. // под общ. ред. профессора В.Н.Ослопова. – Казань: КГМУ, 2013. – 131 с.
Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) по специальности 060105.65 «Медико-профилактическое дело» и рабочей программой по дисциплине. В учебно-методическом пособии представлены учебно-тематический план по дисциплине, программа практических занятий, подробное описание модулей с изложением целей, задач практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов – тесты, контрольные вопросы, перечень практических умений.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета КГМУ.
На обложке изображена картина «Врачебный обход» (1889). Автор – Луис Хименес Аранда (1845-1928) – Холст, масло. 290х445 см. Прадо. Мадрид
© Казанский государственный медицинский университет, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Обращение к обучающимся ..................................................... | 4 |
Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины .............................................................................................. | 5 |
Учебно-тематический план по дисциплине ........................... | 8 |
Программа практических занятий .............................................. | 10 |
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................ | 13 |
Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения ................. | 15 |
Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и мочеотделения ............ | 57 |
Модуль 3. Основы электрокардиографии .................................................. | 73 |
Модуль 4. Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения .................................................................................................... | 90 |
Модуль 5. Итоговая история болезни ......................................................... | 118 |
Модуль 6. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов ........................... | 119 |
Приложение. Учебно-методическое обеспечение по пропедевтике внутренних болезней ....................................................................................... | 129 |
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к обучающимся
Fit fabricando faber
(«Кузнец делается кузнецом, куя»)
Латинская пословица
Уважаемые студенты!
Перед вами – 2-я часть учебно-методического пособия по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» (Methods Handbook), посвященная практическим занятиям.
Напомним: пропедевтика внутренних болезней является основополагающей и первой клинической медицинской дисциплиной. Основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос (интеррогация, сбор анамнеза), осмотр (инспекция), ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация), чему вы научитесь в процессе изучения нашей дисциплины, главным образом – на практических занятиях.
Лекции закладывают общие основы знаний предмета, самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу, тогда как практические занятия призваны углубить, расширить и закрепить ваши знания, сформировать умения и навыки.
В настоящем учебно-методическом пособии при описании каждого практического занятия приведены цель и мотивация темы (что студент должен знать, уметь, освоить); перечень так называемых компетенций, которые должны быть сформированы после изучения темы; содержание занятия, основные понятия и термины, а также элементы так называемого фонда оценочных средств – контрольные вопросы и задания для подготовки к каждому практическому занятию, вопросы для подготовки к экзамену, итоговые тесты по дисциплине.
«То, что я слышу – я забываю; то, что я вижу – я запоминаю; то, что я делаю – я умею», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун ФуЦзы, лат. Confucius; ок. 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.).
Приоритетной задачей практического занятия является обучение практическим умениям, перечень которых определяется ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело».
Известно, что процесс приобретения практического навыка студентами включает 4 этапа (http//:www.superinf.ru):
I. «Студент знает» («неосознанная некомпетентность» – теоретические основы навыка).
II. «Студент знает, как» («осознанная некомпетентность» – знает, как делать с помощью педагога).
III. «Студент может показать, как» («неосознанная компетентность» – умение студента, обладание способностью делать под контролем педагога).
IV. «Студент может делать» («осознанная компетентность» – довести умение до автоматизма, на основе многократного тренинга).
Луций Анней Сенека, крупнейший римский философ (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), убеждал: «Hominesampliusoculis, quamauribuscredunt» (люди больше верят глазам, чем ушам). В русском обиходе это звучит как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это популярное выражение, означающее, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное, пришло к нам из английского языка («Picture is worth a thousand words»)1. В данном контексте оно означает, что как бы внимательно вы ни слушали лекционный материал, не изучали учебники и учебные пособия (?!), приобретение конкретных знаний и умений вам даёт только практика, только работа у постели больного – обследование пациентов и оформление (написание) фрагментов историй болезней.
Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»
Перечень основных компетенций2
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК-1. Готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение политической культурой, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1).
ПК-16. Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения.
ПК-19. Способность и готовность к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики.
ПК-20. Способность и готовность к постановке предварительного клинического диагноза.
ПК-25. Способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками.
ПК-36. Способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения.
Перечень субкомпетенций (части компетенций), формируемых в результате изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»
Субкомпетенции | Конечные результаты обучения |
Конвертация знаний в практику (ПК-1, ПК-25) | Знать правила этики и деонтологии |
Уметь анализировать проблемы комплаенса в процессе сотрудничества с пациентами | |
Применять на практике этические и деонтологические нормы врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками | |
Быть способным и готовым к самосовершенствованию | |
Обследование больного (ПК-1, ПК-16, ПК-19, ПК-20, ПК-36) | Знать схему истории болезни |
Знать методику сбора анамнеза | |
Знать методику обследования больного | |
Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента | |
Интерпретировать результаты сбора анамнеза и физикального обследования пациента | |
Интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования пациента | |
Синтезировать полученные знания | |
Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни) | |
Синтезировать полученные знания (написание истории болезни) | |
Анализ и синтез полученных результатов сбора анамнеза и обследования пациента (ПК-1, ПК-16, ПК-17, ПК-20, ПК-36) | Знать основные симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля) |
Уметь выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля) | |
Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни) | |
Синтезировать полученные знания (написание истории болезни) |
методы оценки получаемых знаний в процессе
формирования компетенций
Компе-тенции | Методы клинического обследования больных с заболеваниями внутренних органов | Методы оценки |
ПК-1, ПК-16, ПК-19, ПК-20, ПК-25, ПК-36 | Знать правила этики и деонтологии | Тестовые задания, устный опрос |
Быть способным и готовым к самосовершенствованию | Портфолио | |
Знать схему истории болезни | Тестовые задания, устный опрос | |
Знать методику обследования больного | Тестовые задания, устный опрос | |
Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента | Чек-лист | |
Интерпретировать результаты физикального обследования пациента | Чек-лист, тестовые задания, портфолио | |
Компе-тенции | Методы клинического обследования больных с заболеваниями внутренних органов | Методы оценки |
| Интерпретировать результаты лабораторно-инструментального обследования | Чек-лист, тестовые задания, портфолио |
Оформлять результаты обследования пациентов | Чек-лист, тестовые задания, портфолио | |
Синтезировать полученные знания | Чек-лист, тестовые задания, портфолио |
ПОРТФОЛИО
Портфолио1 – комплект (подборка) персональных и профессиональных целей студента, его достижений и методов достижения целей.
Организация персонального портфолио
1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (включает: наименование дисциплины, ФИО студента, факультет, № группы, ФИО преподавателя, год (учебный год) обучения).
2. Цель, задачи обучения пропедевтике внутренних болезней (формулируются самим студентом под руководством преподавателя).
3. Количество и характер проведенных процедур, освоенных практических умений.
4. Перечень осмотренных пациентов (дата, клиническая база (№ ГБ), инициалы ФИО пациента, № палаты, диагноз).
5. Тетрадь, заполняемая на практических занятиях, с обязательными фрагментами истории болезни (в соответствии с рабочей программой по дисциплине).