Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине пропедевтика внутренних болезней для обучающихся по специальности 060105. 65 Медикопрофилактическое дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 660

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- оценить телосложение,

- определить тип конституции (по М.В. Черноруцкому),

- провести антропометрическое исследование,

- измерить температуру тела,

Содержание занятия

Содержание занятия

3. ЭКГ-нарушения проводимости: атриовентрикулярная блокада III степени (полная АВ-блокада). Клиническая характеристика.

14. Какие отделы сердца гипертрофируются при митральном стенозе?

Содержание занятия

50. Что не входит в состав нефротического синдрома? А. Массивная протеинурияБ. ГипоальбуминемияВ. ГиперлипидемияГ. ОтекиД. МакрогематурияОтветы на тестовые задания № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ № Ответ 1 А 11 В 21 В 31 А 41 В 2 Б 12 А 22 В 32 Г 42 Г 3 Д 13 Г 23 Г 33 В 43 Д 4 А 14 Г 24 Б 34 А 44 Б 5 А 15 Б 25 Г 35 Б 45 А 6 Б 16 А 26 А 36 Д 46 Г 7 Г 17 В 27 А 37 А 47 Б 8 Г 18 Г 28 А 38 Д 48 А 9 В 19 А 29 Д 39 Б 49 Г 10 В 20 Б 30 Д 40 В 50 Д ПРИЛОЖЕНИЕУчебно-методическое обеспечениепо пропедевтике внутренних болезнейЛитератураОсновная Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 848 с. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 298 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Милославский Я.М., Ахунова С.Ю. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы. ‒ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 624 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. Учебное пособие. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2012. – 112 с. Дополнительная Ауенбруггер Леопольд. Новое открытие, позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака, обнаруживать скрытые в глубине грудные болезни / пер. с лат. Горенштейн В.О., под ред. Василенко В.Х. – М.: МЕДГИЗ, 1961. – 59 с. Булашова О.В., Ослопов В.Н. Анамнестическое и физикальное обследования больных с ХСН. Учебное пособие. ‒ Казань, КГМУ, 2011. – 46 с. Булашова О.В., Шарипов А.Х., Овчинникова Г.И. Актуальные вопросы коррекции массы тела. Методические рекомендации. – Казань: Федерация профсоюзов РТ, 2008. – 57 с. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Непосредственное исследование больного. Учебн. пособ. для студентов мед. вузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2001. – 304 с. 1.Дударенко С.В., Бобров Л.Л., Смирнова Е.В. Пропедевтика и частная патология внутренних болезней. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: СпецЛит, 2010. – 351 с. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. – М.: ООО «Издательский дом «М-Вести», 2003. – 188 с. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. – М.: Литтерра, 2007. – 560 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования пищевода и желудка: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 28 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и инструментальные методы исследования кишечника: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2011. – 26 с. Каримов И.М. Субъективные, физикальные и лабораторные методы исследования почек: учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. ‒ Казань: КГМУ, 2012. – 32 с. Латфуллин И.А., Богоявленская О.В., Ахмерова Р.И. Клиническая аритмология: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 80 с. Маев И.В., Самсонов А.А., Шестаков В.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.: Academia, 2011. – 368 с. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардио-графия. – М.: «МЕДпресс-информ», 2011. – 320 с. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В. История болезни терапевтического больного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 152 с. Ослопов В.Н., Булашова О.В., Макаров М.А., Самерханова Л.Ч., Богоявленская О.В. Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. – Казань: КГМУ, 2006. – 56 с. Ослопов В.Н., Галявич А.С., Маврина Л.И., Смирнов Ю.В. Ультразвуковые исследования в кардиологии. – Казань, 1991. – 88 с. Ослопов В.Н., Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: учебное пособие для студентов. – Казань: ИД МеДДоК, 2012. – 100 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулхаков Р.А. Клиническая лабораторная диагностика. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 64 с. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Шамкина А.Р. Схема истории болезни. – 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 32 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В. Исследование артериального пульса. – Казань: КГМУ, 2011. – 21 с. Ослопова Ю.В., Богоявленская О.В., Макаров М.А. Измерение артериального давления по методу Н.С.Короткова: учебно-методическое пособие. Казань: КГМУ, 2011. – 19 с. Милославский Я.М., Ходжаева Д.К., Нефедова А.И., Ослопов В.Н. Основные инструментальные методы исследования сердца – Казань: Изд-во КГУ, 1983. – 142 с. Хамитов Э.Ф., Латфуллин И.А., Богоявленская О.В. и др. Основы лабораторной диагностики в клинике внутренних болезней. – Казань: КГМУ, 2010. – 98 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования органов гепатолиенальной системы. Учебно-методическое пособие для студентов III курса медицинских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. – 58 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования печени и жёлчного пузыря. Учебно-ме­то­дическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011.− 38 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезенки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 447 с. Шамкина А.Р., Садыкова А.Р. Физикальные методы исследования селезёнки. Учебно-методическое посо­бие для студентов III курса меди­цин­ских вузов. – Казань: КГМУ, 2011. − 22 с. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ. // М.: ГЭОТАР Медицина, 1997. – 701 с. Рекомендуемые интернет-ссылки Ослопов В.Н. Анамнез: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Общий (наружный) осмотр: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Перкуссия сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Тоны сердца в патологии: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. Ослопов В.Н. Аускультация сердца. Шумы сердца: лекция для студентов. Размещено на сайте: www.oslopov-kazan.ru. http://www.ramn.ru/ Российская академия медицинских наук http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека http://www.med.ru/ Российский медицинский сервер http://www.aha.ru/



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело

(Methods Handbook)
Часть II
Практические занятия



Казань 2013
УДК 616.1/.3(075.8)+616.6(075.8)

ББК 54.1я73
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ» Минздрава России
Авторы-составители:

заведующий кафедрой, д.м.н., профессор В.Н.Ослопов; к.м.н., доцент О.В.Богоявленская; д.м.н., профессор О.В.Булашова; к.м.н., доцент И.М.Каримов; к.м.н., ассистент М.А.Макаров; к.м.н., ассистент М.И.Малкова; к.м.н., доцент Ю.В.Ослопова; к.м.н., доцент А.Р.Садыкова; к.м.н., ассистент Е.В.Хазова; д.м.н., доцент Н.Р.Хасанов; к.м.н., ассистент Д.Н.Чугунова; к.м.н., ассистент А.Р.Шамкина
Рецензенты:

Декан медико-профилактического факультета, заведующий кафедрой биохимии КГМУ, профессор, д.м.н. И.Г.Мустафин;

Главный врач ГАУЗ «ГБ №11» г. Казани Р.В.Гатауллин
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для обучающихся по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело (Methods Handbook). Часть II. Практические занятия. / В.Н.Ослопов, О.В.Богоявленская и др. // под общ. ред. профессора В.Н.Ослопова. – Казань: КГМУ, 2013. – 131 с.


Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) по специальности 060105.65 «Медико-профилактическое дело» и рабочей программой по дисциплине. В учебно-методическом пособии представлены учебно-тематический план по дисциплине, программа практических занятий, подробное описание модулей с изложением целей, задач практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов – тесты, контрольные вопросы, перечень практических умений.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета КГМУ.
На обложке изображена картина «Врачебный обход» (1889). Автор – Луис Хименес Аранда (1845-1928) – Холст, масло. 290х445 см. Прадо. Мадрид


© Казанский государственный медицинский университет, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. Обращение к обучающимся .....................................................

4

Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины ..............................................................................................


5

Учебно-тематический план по дисциплине ...........................

8

Программа практических занятий ..............................................

10

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................

13

Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения .................


15

Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и мочеотделения ............


57

Модуль 3. Основы электрокардиографии ..................................................

73

Модуль 4. Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения ....................................................................................................


90

Модуль 5. Итоговая история болезни .........................................................

118

Модуль 6. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов ...........................


119

Приложение. Учебно-методическое обеспечение по пропедевтике внутренних болезней .......................................................................................


129


ВВЕДЕНИЕ
Обращение к обучающимся



Fit fabricando faber

(«Кузнец делается кузнецом, куя»)

Латинская пословица
Уважаемые студенты!

Перед вами – 2-я часть учебно-методического пособия по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» (Methods Handbook), посвященная практическим занятиям.

Напомним: пропедевтика внутренних болезней является основополагающей и первой клинической медицинской дисциплиной. Основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос (интеррогация, сбор анамнеза), осмотр (инспекция), ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация), чему вы научитесь в процессе изучения нашей дисциплины, главным образом – на практических занятиях.



Лекции закладывают общие основы знаний предмета, самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу, тогда как практические занятия призваны углубить, расширить и закрепить ваши знания, сформировать умения и навыки.

В настоящем учебно-методическом пособии при описании каждого практического занятия приведены цель и мотивация темы (что студент должен знать, уметь, освоить); перечень так называемых компетенций, которые должны быть сформированы после изучения темы; содержание занятия, основные понятия и термины, а также элементы так называемого фонда оценочных средств – контрольные вопросы и задания для подготовки к каждому практическому занятию, вопросы для подготовки к экзамену, итоговые тесты по дисциплине.

«То, что я слышу – я забываю; то, что я вижу – я запоминаю; то, что я делаю – я умею», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун Фу­Цзы, лат. Confucius; ок. 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.).

Приоритетной задачей практического занятия является обучение практическим умениям, перечень которых определяется ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело».

Известно, что процесс приобретения практического навыка студентами включает 4 этапа (http//:www.superinf.ru):

I. «Студент знает» («неосознанная некомпетентность» – теоретические основы навыка).

II. «Студент знает, как» («осознанная некомпетентность» – знает, как делать с помощью педагога).

III. «Студент может показать, как» («неосознанная компетентность» – умение студента, обладание способностью делать под контролем педагога).

IV. «Студент может делать» («осознанная компетентность» – довести умение до автоматизма, на основе многократного тренинга).

Луций Анней Сенека, крупнейший римский философ (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), убеждал: «Hominesampliusoculis, quamauribuscredunt» (люди больше верят глазам, чем ушам). В русском обиходе это звучит как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это популярное выражение, означающее, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное, пришло к нам из английского языка Picture is worth a thousand words»)1. В данном контексте оно означает, что как бы внимательно вы ни слушали лекционный материал, не изучали учебники и учебные пособия (?!), приобретение конкретных знаний и умений вам даёт только практика, только работа у постели больного – обследование пациентов и оформление (написание) фрагментов историй болезней.

Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»
Перечень основных компетенций2

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1. Готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение политической культурой, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1).

ПК-16. Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения.

ПК-19. Способность и готовность к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики.

ПК-20. Способность и готовность к постановке предварительного клинического диагноза.

ПК-25. Способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками.

ПК-36. Способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения.
Перечень субкомпетенций (части компетенций), формируемых в результате изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»

Субкомпетенции

Конечные результаты обучения

Конвертация знаний в практику (ПК-1, ПК-25)

Знать правила этики и деонтологии

Уметь анализировать проблемы комплаенса в процессе сотрудничества с пациентами

Применять на практике этические и деонтологические нормы врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками

Быть способным и готовым к самосовершенствованию

Обследование больного

(ПК-1, ПК-16,

ПК-19, ПК-20,

ПК-36)

Знать схему истории болезни

Знать методику сбора анамнеза

Знать методику обследования больного

Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента

Интерпретировать результаты сбора анамнеза и физикального обследования пациента

Интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования пациента

Синтезировать полученные знания

Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни)

Синтезировать полученные знания (написание истории болезни)

Анализ и синтез полученных результатов сбора анамнеза и обследования пациента (ПК-1,

ПК-16, ПК-17,

ПК-20, ПК-36)

Знать основные симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля)

Уметь выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля)

Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни)

Синтезировать полученные знания (написание истории болезни)



методы оценки получаемых знаний в процессе

формирования компетенций

Компе-тенции

Методы клинического обследования больных с заболеваниями внутренних органов

Методы оценки

ПК-1,

ПК-16,

ПК-19, ПК-20, ПК-25, ПК-36

Знать правила этики и деонтологии

Тестовые задания, устный опрос

Быть способным и готовым к самосовершенствованию

Портфолио

Знать схему истории болезни

Тестовые задания, устный опрос

Знать методику обследования больного

Тестовые задания, устный опрос

Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента

Чек-лист

Интерпретировать результаты физикального обследования пациента

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Компе-тенции

Методы клинического обследования больных с заболеваниями внутренних органов

Методы оценки




Интерпретировать результаты лабораторно-инструментального обследования

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Оформлять результаты обследования пациентов

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Синтезировать полученные знания

Чек-лист, тестовые задания, портфолио


ПОРТФОЛИО

Портфолио1 – комплект (подборка) персональных и профессиональных целей студента, его достижений и методов достижения целей.

Организация персонального портфолио

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (включает: наименование дисциплины, ФИО студента, факультет, № группы, ФИО преподавателя, год (учебный год) обучения).

2. Цель, задачи обучения пропедевтике внутренних болезней (формулируются самим студентом под руководством преподавателя).

3. Количество и характер проведенных процедур, освоенных практических умений.

4. Перечень осмотренных пациентов (дата, клиническая база (№ ГБ), инициалы ФИО пациента, № палаты, диагноз).

5. Тетрадь, заполняемая на практических занятиях, с обязательными фрагментами истории болезни (в соответствии с рабочей программой по дисциплине).