Файл: Политическое участие сущность, уровни, формы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Российский государственный социальный
университет
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Политология»
Доклад на тему «Политическое участие: сущность, уровни, формы»
Москва
ФИО студента
Санталова Арина Андреевна
Направление подготовки
Государственное и муниципальное управление
Группа
ГМУ-Б-01-Д-2022-1

1. Политическое участие – сущность.
Политическое участие — это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений, а также самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.
Политическое участие можно охарактеризовать и как рефлексивную, ответную реакцию индивида на политические действия и события с целью оказать на них влияние.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида, непосредственно или опосредованно, в систему властных угнетений. Оно направлено на удовлетворение его стремления быть причастным к институтам, организациям, общностям и группам, обеспечивающим жизнедеятельность всех граждан и влияющим на процессы индивидуального развития. Оно также включает самооценкой собственных качеств, свойств и возможностей как деятельного субъекта политики.
Так, в демократических обществах политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность практически реагировать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении.
Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

2. Политическое участие: уровни.
Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции "Политика как призвание и профессия" выделил три возможных уровня участия в политике:
 профессиональное занятие политикой;
 участие в политике "по совместительству";
 участие в политике "по случаю".
Профессиональный уровень занятия политикой демонстрируют политические лидеры, сделавшие политику "делом жизни", а также люди, которые в профессиональном плане обслуживают политических лидеров: партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты.
Второй уровень участия в политической жизни представлен активистами партий и общественных движений, которые, хотя и занимаются политикой, участвуя в митингах, выступая в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, все же имеют сферу профессиональных интересов, лежащую вне политики.
Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется в участии в выборах, в акциях протеста или поддержки.


3. Политическое участие: формы.
1.
Манифестация (демонстрация). Представляет собой массовое шествие с целью выражения общественно-политических настроений.
Законодательство регулирует правила проведения подобных мероприятий, за их нарушение предусмотрено соответствующее наказание.
2.
Голосование. Привлекает наибольшее количество граждан, так как не требует особых навыков и профессионального опыта. Кроме того, особо важные голосования сопровождаются предвыборными кампаниями, что позволяет поднять интерес населения к политическому процессу.
3.
Участие в деятельности политических партий и групп
давления. Политические объединения, имея целью реализацию интересов и улучшение качества жизни определенной группы людей, используют обширный арсенал средств, включающий демонстрации, публичную критику действующей власти, «продавливание» идей. Задачей любой политической партии является участие в представительных органах, деятельность в рамках которых и станет инструментом достижения цели.
4.
Выражение мнения. В современном мире благодаря интернету данная форма доступна почти каждому человеку. Люди используют личные страницы в соцсетях, страницы других людей или сообществ. При этом выражение мнения не всегда обязывает человека к каким-либо действиям (это зависит от социального статуса). Кроме того, способом выражения мнения может быть интервью для СМИ, однако в этом случае нужно быть готовым впоследствии отвечать за свои слова.
5.
Обращения в органы государственной власти. В России данный тип политического участия является конституционным правом. Гражданин может обратиться в государственное, муниципальное ведомство или к должностному лицу с интересующим вопросом и гарантированно получить на него ответ.

6.
Контакты с государственными служащими. Форма аналогична обращению в органы госвласти с тем лишь отличием, что в данном случае речь зачастую идет о неформальных контактах.
7.
Общественный контроль за деятельностью государственных и
муниципальных органов власти. В России субъектами общественного контроля являются общественные палаты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В дополнение к ним по мере необходимости создаются наблюдательные комиссии, инспекции, группы общественного контроля. Среди инструментов контроля выделяют:

общественный мониторинг;

общественная экспертиза;

общественная проверка;

общественное обсуждение;

публичные слушания.
Могут применяться как вместе, так и по отдельности. Результаты проведения общественного контроля в виде оформленного в соответствии с требованиями итогового документа направляются в государственный орган, прошедший проверку.