Файл: 1. Правовая ответственность за экологические правонарушения при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различного типа с газоходами и дымососами; устройства, обеспечивающие требуемый температурный режим; бункер с механическими средствами для подачи пыли к дозаторам агрегата минерального порошка. Оборудование, применяемое для осаждения пыли из запыленного газа, можно разделить на пять основных групп: пылеосадительные камеры, циклоны, мокрые пылеуловители, тканевые фильтры и электрофильтры. В качестве механических пылеуловителей наибольшее распространение получили циклоны, в которых осаждение твердых частиц происходит за счет центробежных сил при вращательном движении потока. Поступающий тангенциально через входной патрубок газ движется в канале, образованном наружной и внутренней цилиндрическими поверхностями циклона, где под действием центробежных сил происходит отделение пыли. Затем очищенный газ удаляется через внутренний цилиндр вверх, а осевшая на наружной стенке зола осыпается под действием силы тяжести вниз в коническую воронку и далее в общий бункер. производимые АБЗ которые представляют собой состоящий из виде тканевых мешков), устройства для выгрузки поверхность рукавных правило, Вся процессе регенерации Собранную пыль можно производстве. наружная. Отходы производства и Для обеспечения требуемых экологических норм большинство разных производителей оснащают стран фильтрами, рукавными металлический бункер, фильтровальных рукавов (в системы регенерации и собираемой пыли. Рабочая тканевых фильтров, как улавливаемая пыль в осыпается вниз бункера. использовать вторично в потребления также оказывают негативное влияние на окружающую среду и, прежде всего это отражается на почве. При загрязнении почвы отходами производства и потребления происходит их деградация, падает урожайность возделываемых снижается продуктивность культур, лесных ресурсов, изымаются из хозяйственного землепользования большие площади, ухудшается санитарное состояние окружающей среды. 3. Охрана окружающей среды при строительстве мостов Наиболее благоприятным для сохранения окружающей среды, а в ряде случаев и хозяйственного ее использования при пересечении водотоков является перекрытие мостом русла и пойм без стеснения реки при пропуске паводка расчетной вероятности превышения. Однако, такое решение может вызвать увеличение строительных затрат, а поэтому необходима технико экономическая проработка с вариантами различного стеснения водного потока в выбранном створе мостового перехода. При пересечении трассой мостового перехода водотоков с обвалованными руслами отверстие моста должно назначаться с учетом капитальности конструкции обвалования и их устойчивости при воздействии расчетного паводка. При разработке вариантов мостового перехода особое внимание следует обращать на экологическую и хозяйственную целесообразность перекрытия насыпями подходов проток, староречий, рукавов, остатков русел меандрирующих рек, озер и ручьев на пойменных массивах. При хозяйственной или экологической необходимости устройства водопропускных сооружений на пойменных участках подходов к мосту количество таких сооружений определяется хозяйственноэкологическими условиями при соответствующих согласованиях с заинтересованными и природоохранными организациями. Конструктивные особенности, устойчивость и обеспечение оптимальных условий природоохранного функционирования водопропускных сооружений, устраиваемых на пойменных подходах к мостам, должны быть обоснованы специальными гидравлико гидрологическими расчетами, а при необходимости путем проведения исследований и моделирования. Вследствие стеснения подходами к мосту речного водного потока и при проходе паводков возможно подтопление населенных пунктов, лесных массивов, предприятий, дорог и сельскохозяйственных угодий, заповедных зон, исторических и архитектурных ансамблей и памятников культуры. Величины подпоров и длительность подтопления следует определять с использованием рекомендаций и требований НИМП72 и других нормативноинструктивных документов. В основу этих расчетов должны быть положены данные многолетних наблюдений Гидрометеослужбы по уровням и расходам воды на близлежащих водомерных постах. При их отсутствии требуется использование иных методов расчета. При значительном стеснении мостовым переходом русла и пойменных участков реки возможно увеличение бытовых скоростей течения, что может вызвать затруднение для прохода судов и миграции рыбы со стороны нижнего бьефа и через подмостовое сечение. Поэтому степень стеснения реки следует согласовать с органами судоходства и рыбоохраны. Ущерб рыбному хозяйству при проработке вариантов подмостовых отверстий и створов мостовых переходов следует определять на основе рыбоводнобиологического обоснования согласно «Закону о животном мире» Республики Молдова от 1996 года. Строительство мостов через рыбохозяйственные водные объекты следует производить с учетом требований «Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР», а также СНиП 2.05.0285 и СНиП 2.06.0787. Спрямление, отвод, обвалование и пересыпка русел, устройство островков, полуостровков, временных опор в руслах рек при строительстве мостов на реках, используемых для судоходства и в рыбохозяйственных целях, допускается с разрешения и при согласовании соответствующих органов судоходства и рыбоохранные с учетом влияния на окружающую среду и другие объекты, находящиеся на реке вблизи зоны возможного влияния мостового перехода. При строительстве мостов следует избегать попадания в реку строительного мусора, остатков конструктивных элементов, горючесмазочных материалов, эпоксидных смол и других отходов строительного производства. В проектах организации строительства и производства работ следует предусмотреть, а при строительстве осуществлять следующие ликвидационные работы по: удалению из русла реки островков и полуостровков; очистке русла и пойм рек от подмостей, временных опор и других остатков строительного производства с извлечением свай, подмостей и временных опор; разработке временных сооружений на строительной площадке, полигоне железобетонных и металлических конструкций; рекультивации земель, занятых под временный отвод, включая карьеры, подъездные дороги, бетонные узлы, склады строительных База нормативной документации. При рекультивации должны быть предусмотрены мероприятия по защите рекультивационных земель от негативного воздействия гидрометеорологических факторов. Забор грунта из русел рек и с пойменных массивов сопряжен со значительным возможным негативным влиянием этих разработок на окружающую среду, условия хозяйственного использования русел и проток рек и пойм,
устойчивость и функционирование водозаборов, мостов, плотин и других сооружений. Выбор места расположения карьерных разработок должен производиться на основе детального технико экономического и экологического анализа. При возведении земляного полотна методом гидромеханизации должны быть предусмотрены мероприятия по оптимальному расположению мест забора грунта и снижения уровня мутности воды на участках рек рыбохозяйственного значения и их питьевого использования, а также учтены возможные последствия от этого вида работ. При разработке вариантов схем моста следует учитывать, что мосты с большими пролетами оказывают меньшее отрицательное влияние на русловые деформации подмостовых русел, судоходство и другие виды хозяйственного использования водных объектов, а также менее подвержены заторам льда, корчеходу. При проработке вариантов укрепления откосов подходов к мостам и прилегающих берегов водотоков следует учитывать экологические и инженерные возможности использования древеснокустарниковых насаждений совместно с другими типами искусственных укреплений. При необходимости ограничения стока загрязненной воды с поверхности мостов и подходов к ним в русло реки или на поймы в проектах следует предусматривать решения по сбору, отводу и очистке поверхностного стока, путем устройства бортовых и прикромочных продольных лотков с отводом воды не на откосы насыпи, а по водоотводным канавам или закрытой ливневой канализации в специальные локальные очистные сооружения за пределами земляного полотна и уровня подтопления. Уровень загрязнения поверхностных вод, стекающих с проезжей части мостов и подходов, степень необходимой очистки База нормативной документации и обезвреживания сточных вод в очистных сооружениях следует определять специальным санитарнотехническим расчетом и экспрессполевыми контрольными измерениями на мостах аналогах или с использованием данных по ним. В качестве мер по уменьшению загрязненности проезжей части мостов и дорог могут быть использованы регулярная сухая очистка их поверхности специальными уборочными машинами, регулирование скоростей движения, ограничение или запрещение остановки и стоянки автотранспорта. Сброс загрязненных вод, свалка мусора, размещение стоянок автомобилей, авторемонтных мастерских, строительных площадок, складов строительных и горючесмазочных материалов в пределах водоохранных и рекреационных зон не допускается. 3.1 Малые водопропускные сооружения Тип, величину отверстия водопропускного сооружения и режим протекания через него водного потока расчетной вероятности превышения следует назначать, исходя из необходимости обеспечения его инженерноприродоохранного функционирования в конкретных гидрометеорологических условиях в течение расчетного периода. Отметку бровки земляного полотна в местах устройства малых водопропускных сооружений следует определять в соответствии со СНиП 2.05.0285 с учетом нормативного запаса, а также возможного набега волны от динамического воздействия водного потока с верховой стороны. На водотоках и логах, где происходит аккумуляция продуктов склоновой и русловой эрозии, рекомендуется: a) не допускать аккумуляцию паводочного стока перед дорогой путем увеличения отверстий водопропускных сооружений; b) тип и размеры отверстий водопропускных сооружений определить с запасом, устанавливаемым на основе долгосрочного прогноза ежегодного повышения отметок в зоне аккумуляции и возможного за счет этого заиления сооружений; c) не допускать частичную или полную переброску стока в смежные сооружения. Тип и отверстия водопропускных сооружений следует назначать с учетом возможной забивки их живых сечений древеснорастительными остатками (виноградная лоза, солома, корни, сучья или саженцы плодовых и дикорастущих деревьев и кустарников) и вызванных этим негативных явлений (подпор, перелив насыпи, накопление, твердого стока перед сооружением и другие). Места расположения, количество, тип сооружений, величина их отверстий и режим протекания при пересечении дорогой территории с существующей или проектируемой системой искусственного орошении следует определять, исходя из необходимости обеспечения оптимального суммарного инженерноприродоохранного и хозяйственного функционирования дорожных и оросительных водопропускных сооружений. Во избежание нежелательного по длительности и по площади затопления ценных сельскохозяйственных угодий, зданий и сооружений, имеющих историческую, культурную или хозяйственносоциальную ценность и значимость, следует ограничивать аккумуляцию паводочных вод расчетной вероятности превышения перед дорогой в местах устройства малых водопропускных сооружений. Максимальные расходы расчетной вероятности превышения следует определять с учетом их возможного регулирования под воздействием как искусственных, так и естественных гидрометеорологических факторов, включая возможность прорыва вышерасположенных плотин некапитального типа, выпадения дождевых осадков от воздействия противоградовых ракет и других. При пересечении дорогой пониженных мест с небольшим притоком поверхностных вод, в целях исключения возможности заболачивания местности и возникновения нежелательных санитарноэкологических последствий, необходимо прорабатывать варианты устройства безрасчетных дополнительных водопропускных сооружений, или отвода воды канавами в дорожные смежные сооружения или в другие водные объекты. с При пересечении местности развитой эрозионной деятельностью необходимо разрабатывать специальные комплексные сооружения для замедления или предотвращения линейно эрозии и плоскостной регулирования притока поверхностных вод выше и ниже дороги. При пересечении оврагов, водотоков и логов в проектах по требованию землепользователей может быть предусмотрено создание вместо водопропускных сооружения искусственных водоемов. Проектирование плотин, сооружений для сброса излишней воды из таких водоемов следует выполнять по нормам гидротехнического строительства с учетом обеспечения инженерноприродоохранного функционирования таких сооружений комплексного предназначения. Входные и выходные укрепления у труб необходимо проектировать с учетом недопущения их подмыва, а также разрушений от попятного размыва и других гидрометеорологических факторов. 4Охрана окружающей среды при эксплуатации автодорог в зимний и летний период 4.1 Общие положения Основной задачей охраны природной среды при ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них является максимально возможное снижение наносимого природной среде ущерба за счет применения при производстве работ экологически безопасных материалов и технологий, а также выполнения специальных природоохранных мероприятий. При проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений необходимо руководствоваться Законами Российской Федерации по охране окружающей среды, выполнять их требования, требования директивных актов и нормативных документов, разработанных и согласованных в установленном порядке с природоохранными органами. При ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них необходимо: обеспечить сохранение или улучшение существующего ландшафта, защиту почв, растительности и животного мира; обеспечить рекультивацию земель, временно используемых для размещения применяемого при ремонте или содержании оборудования, материалов, подъездных путей, территории карьеров и других зон
деятельности занятых на работах организаций; обеспечить повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках, создание благоприятных условий для дальнейшего использования земель, временно изымаемых под дорожноремонтные работы; осуществить защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горючесмазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими химическими веществами; организовать выполнение мероприятий по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха выбросами пыли и газов, а также защиту от шума и вибрации. Ответственность за соблюдение Законов и требований по охране окружающей природной среды и рациональному использованию и сохранению природных ресурсов несут руководители организаций, выполняющих работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений. 4.2 Охрана природной среды при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях При составлении проектносметной документации и выполнении ремонтных работ рассматриваются мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и использованию природных ресурсов, сбережению сельскохозяйственных угодий (пашен), сохранению плодородного слоя почв и снижению экологической нагрузки при проведении работ по содержанию дорог. Они также направлены на учет необходимости предотвращения загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, предупреждения возможности возникновения отрицательных гео и гидрологических явлений, предотвращения эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности. При проведении указанных работ используются земли несельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель Гослесфонда используют, прежде всего, массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель Гослесфонда, покрытых лесом, принятые решения обосновываются техникоэкономическими расчетами и сравнением возможных вариантов. Нельзя приступать к производству работ на земельном участке до установления местными землеустроительными органами границ участка и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей. Рекультивация нарушенных земель проводится, как правило, в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает подготовку поверхности для производства основных работ: отвод поверхностных вод и осушение участков, расчистка поверхности от посторонних предметов; снятие растительного (почвенного) слоя, транспортирование и укладка его в штабеля для хранения; разработка подстилающих пород и пород, пригодных для целей рекультивации (при разработке месторождений), транспортирование и укладка их в штабеля; планировка отработанных площадей и формирование откосов; распределение ранее снятого растительного грунта на спланированную поверхность. Биологическая рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий производится на основании специальных разделов, входящих в состав проекта на ремонт дороги. Этот этап рекультивации заключается в восстановлении плодородия нарушенных земель, создании растительного покрова, восстановлении фауны. При биологической рекультивации территории для сельскохозяйственных целей производят внесение органических и минеральных удобрений, культивирование, орошение, посев многолетних трав и другие мероприятия. Лесохозяйственное направление биологической рекультивации осуществляется с целью создания лесных насаждений, имеющих противоэрозионное или воздухоохранное назначение.
устойчивость и функционирование водозаборов, мостов, плотин и других сооружений. Выбор места расположения карьерных разработок должен производиться на основе детального технико экономического и экологического анализа. При возведении земляного полотна методом гидромеханизации должны быть предусмотрены мероприятия по оптимальному расположению мест забора грунта и снижения уровня мутности воды на участках рек рыбохозяйственного значения и их питьевого использования, а также учтены возможные последствия от этого вида работ. При разработке вариантов схем моста следует учитывать, что мосты с большими пролетами оказывают меньшее отрицательное влияние на русловые деформации подмостовых русел, судоходство и другие виды хозяйственного использования водных объектов, а также менее подвержены заторам льда, корчеходу. При проработке вариантов укрепления откосов подходов к мостам и прилегающих берегов водотоков следует учитывать экологические и инженерные возможности использования древеснокустарниковых насаждений совместно с другими типами искусственных укреплений. При необходимости ограничения стока загрязненной воды с поверхности мостов и подходов к ним в русло реки или на поймы в проектах следует предусматривать решения по сбору, отводу и очистке поверхностного стока, путем устройства бортовых и прикромочных продольных лотков с отводом воды не на откосы насыпи, а по водоотводным канавам или закрытой ливневой канализации в специальные локальные очистные сооружения за пределами земляного полотна и уровня подтопления. Уровень загрязнения поверхностных вод, стекающих с проезжей части мостов и подходов, степень необходимой очистки База нормативной документации и обезвреживания сточных вод в очистных сооружениях следует определять специальным санитарнотехническим расчетом и экспрессполевыми контрольными измерениями на мостах аналогах или с использованием данных по ним. В качестве мер по уменьшению загрязненности проезжей части мостов и дорог могут быть использованы регулярная сухая очистка их поверхности специальными уборочными машинами, регулирование скоростей движения, ограничение или запрещение остановки и стоянки автотранспорта. Сброс загрязненных вод, свалка мусора, размещение стоянок автомобилей, авторемонтных мастерских, строительных площадок, складов строительных и горючесмазочных материалов в пределах водоохранных и рекреационных зон не допускается. 3.1 Малые водопропускные сооружения Тип, величину отверстия водопропускного сооружения и режим протекания через него водного потока расчетной вероятности превышения следует назначать, исходя из необходимости обеспечения его инженерноприродоохранного функционирования в конкретных гидрометеорологических условиях в течение расчетного периода. Отметку бровки земляного полотна в местах устройства малых водопропускных сооружений следует определять в соответствии со СНиП 2.05.0285 с учетом нормативного запаса, а также возможного набега волны от динамического воздействия водного потока с верховой стороны. На водотоках и логах, где происходит аккумуляция продуктов склоновой и русловой эрозии, рекомендуется: a) не допускать аккумуляцию паводочного стока перед дорогой путем увеличения отверстий водопропускных сооружений; b) тип и размеры отверстий водопропускных сооружений определить с запасом, устанавливаемым на основе долгосрочного прогноза ежегодного повышения отметок в зоне аккумуляции и возможного за счет этого заиления сооружений; c) не допускать частичную или полную переброску стока в смежные сооружения. Тип и отверстия водопропускных сооружений следует назначать с учетом возможной забивки их живых сечений древеснорастительными остатками (виноградная лоза, солома, корни, сучья или саженцы плодовых и дикорастущих деревьев и кустарников) и вызванных этим негативных явлений (подпор, перелив насыпи, накопление, твердого стока перед сооружением и другие). Места расположения, количество, тип сооружений, величина их отверстий и режим протекания при пересечении дорогой территории с существующей или проектируемой системой искусственного орошении следует определять, исходя из необходимости обеспечения оптимального суммарного инженерноприродоохранного и хозяйственного функционирования дорожных и оросительных водопропускных сооружений. Во избежание нежелательного по длительности и по площади затопления ценных сельскохозяйственных угодий, зданий и сооружений, имеющих историческую, культурную или хозяйственносоциальную ценность и значимость, следует ограничивать аккумуляцию паводочных вод расчетной вероятности превышения перед дорогой в местах устройства малых водопропускных сооружений. Максимальные расходы расчетной вероятности превышения следует определять с учетом их возможного регулирования под воздействием как искусственных, так и естественных гидрометеорологических факторов, включая возможность прорыва вышерасположенных плотин некапитального типа, выпадения дождевых осадков от воздействия противоградовых ракет и других. При пересечении дорогой пониженных мест с небольшим притоком поверхностных вод, в целях исключения возможности заболачивания местности и возникновения нежелательных санитарноэкологических последствий, необходимо прорабатывать варианты устройства безрасчетных дополнительных водопропускных сооружений, или отвода воды канавами в дорожные смежные сооружения или в другие водные объекты. с При пересечении местности развитой эрозионной деятельностью необходимо разрабатывать специальные комплексные сооружения для замедления или предотвращения линейно эрозии и плоскостной регулирования притока поверхностных вод выше и ниже дороги. При пересечении оврагов, водотоков и логов в проектах по требованию землепользователей может быть предусмотрено создание вместо водопропускных сооружения искусственных водоемов. Проектирование плотин, сооружений для сброса излишней воды из таких водоемов следует выполнять по нормам гидротехнического строительства с учетом обеспечения инженерноприродоохранного функционирования таких сооружений комплексного предназначения. Входные и выходные укрепления у труб необходимо проектировать с учетом недопущения их подмыва, а также разрушений от попятного размыва и других гидрометеорологических факторов. 4Охрана окружающей среды при эксплуатации автодорог в зимний и летний период 4.1 Общие положения Основной задачей охраны природной среды при ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них является максимально возможное снижение наносимого природной среде ущерба за счет применения при производстве работ экологически безопасных материалов и технологий, а также выполнения специальных природоохранных мероприятий. При проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений необходимо руководствоваться Законами Российской Федерации по охране окружающей среды, выполнять их требования, требования директивных актов и нормативных документов, разработанных и согласованных в установленном порядке с природоохранными органами. При ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них необходимо: обеспечить сохранение или улучшение существующего ландшафта, защиту почв, растительности и животного мира; обеспечить рекультивацию земель, временно используемых для размещения применяемого при ремонте или содержании оборудования, материалов, подъездных путей, территории карьеров и других зон
деятельности занятых на работах организаций; обеспечить повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках, создание благоприятных условий для дальнейшего использования земель, временно изымаемых под дорожноремонтные работы; осуществить защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горючесмазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими химическими веществами; организовать выполнение мероприятий по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха выбросами пыли и газов, а также защиту от шума и вибрации. Ответственность за соблюдение Законов и требований по охране окружающей природной среды и рациональному использованию и сохранению природных ресурсов несут руководители организаций, выполняющих работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений. 4.2 Охрана природной среды при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях При составлении проектносметной документации и выполнении ремонтных работ рассматриваются мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и использованию природных ресурсов, сбережению сельскохозяйственных угодий (пашен), сохранению плодородного слоя почв и снижению экологической нагрузки при проведении работ по содержанию дорог. Они также направлены на учет необходимости предотвращения загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, предупреждения возможности возникновения отрицательных гео и гидрологических явлений, предотвращения эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности. При проведении указанных работ используются земли несельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель Гослесфонда используют, прежде всего, массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель Гослесфонда, покрытых лесом, принятые решения обосновываются техникоэкономическими расчетами и сравнением возможных вариантов. Нельзя приступать к производству работ на земельном участке до установления местными землеустроительными органами границ участка и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей. Рекультивация нарушенных земель проводится, как правило, в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает подготовку поверхности для производства основных работ: отвод поверхностных вод и осушение участков, расчистка поверхности от посторонних предметов; снятие растительного (почвенного) слоя, транспортирование и укладка его в штабеля для хранения; разработка подстилающих пород и пород, пригодных для целей рекультивации (при разработке месторождений), транспортирование и укладка их в штабеля; планировка отработанных площадей и формирование откосов; распределение ранее снятого растительного грунта на спланированную поверхность. Биологическая рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий производится на основании специальных разделов, входящих в состав проекта на ремонт дороги. Этот этап рекультивации заключается в восстановлении плодородия нарушенных земель, создании растительного покрова, восстановлении фауны. При биологической рекультивации территории для сельскохозяйственных целей производят внесение органических и минеральных удобрений, культивирование, орошение, посев многолетних трав и другие мероприятия. Лесохозяйственное направление биологической рекультивации осуществляется с целью создания лесных насаждений, имеющих противоэрозионное или воздухоохранное назначение.