Файл: Учебник История Казахстана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Определите значение исторических терминов: «индустриализация» и «модернизация».


Индустриализация – 1)создание крупной, технически оснащенной промышленности,прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства; 2)процесс создания крупного машинного производствавпромышленностидля роста производительных сил и экономики (учебник «История Казахстана» 9(8) класса общеобразавательной школы, Алматы Атамура. 2019. стр.90, глоссарий).

Пример: крупным объектом индустриалиального развития являлась Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль.В 1927 году началось строительство Турксиба.Он был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану.С января 1931 года Турксиб был полностью введен в эксплуатацию.Турксиб соединял Центральную Азию с районами Сибири,повлиял на подъем эеономики и культуры восточных районов страны (учебник «История Казахстана» 9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 85)


31.

Охарактеризуйте советскую форму казахской государственности.



26 августа 1920 года Советское правительство – ВЦИК и СНК РСФСР-издало декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР, которая тогда являлась первым федеративным социалистическим государством,построенным на началах советской автономии.Декрет определил территорию Казахстана, установив, что органами управления КазАССР яваляются местные Советы депутатов. ЦИК и Совнарком.Для укрепления военным аппаратом был учрежден Казахский военный комиссариат.С 4 по 12 октября в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов Казахской АССР. Это день- 4 октября 1920 года_является днем рождения казахской советской государственности.Съезд избрал верховные органы власти – Центральный Исполнительный Комитет, председателем избран Сейткали Мендешев и Совет Народных Комиссаров республики
. Его председателем стал В.Радус-Зенькович. На съезде принята «Декларация прав трудящихся КазАССР», конституционно определившая основные принципы образования казахской советской государственности, а также комплекс мер, направленных на социалистическое преобразование всей жизни республики, закрепляла за трудящимися Казахстана широкие политические права, устанавливались права и обязанности граждан.Декларация служила в качестве Конституции республики до 1937 года, когда впервые была принята Конституция Казахской Советской Социалистической Республики. Город Оренбург стал первой столицей автономной республики.

(учебник «История Казахстана» 9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 68-69)

15-19 апреля 1925 года в г.Ак-Мечеть состоялся 5 съезд Советов Казахской АССР, на котором коренным жителям вернули исконное имя- казахи. Киргизская ССР переименована в Казахскую АССР, город Ак-Мечеть стал называться Кызыл-Орда.Столица республики была перенесена из Оренбурга в Кызыл-Орду (1925-1929 гг.)

(учебник «История Казахстана» 9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 72-73)

Таким образом, объединение всех казахских земель в составе одной республики стало серьезной вехой в истороии казахского народа и имело огромное историческое значениедля восстановления традиции государственности.

(учебник «История Казахстана» 9(8) класса, Алматы Атамура 2019, стр. 73)



61.

«Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение нет». Согласны ли вы с утверждением А.Кунанбаева? Аргументируйте свой ответ, приведите доказательства.

Я считаю, что эти слова Великого Абая очень актуальны сегодня. Ведь сохранение культурной идентичности в эпоху глобализации – одна из приоритетных задач национальной политики. Богатейшие традиции, культурное наследие – вот что составляет основу национальной самобытности. Сегодня, как и прежде, на просторах Великой степи звучит голос Абая Кунанбаева с его призывом: «Будь человеком!»



Знание в концепте Абая связано с категорией труда. Он переосмысливает привычное отношение к труду как тяжкой обязанности, необходимости и утверждает, что труд – основа формирования целостной личности и нравственного самосознания народа. Абай не отрицает богатства и не прославляет бедность – ведь он и сам был из богатого и знатного рода. Все дело в том, владеет ли человек богатством ради осуществления благих целей – помощи родным, своему народу – или, наоборот, богатство владеет человеком, превращает его в раба, лишает нравственных качеств. Тот, кто добывает богатство по-собачьи, считает Абай, и тратит его по-собачьи. Подлинное богатство добывается знанием, умением, честным трудом. «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет». https://kazpravda.kz/n/prizyv-abaya-bud-chelovekom/
Я согласен(на), что Абай Кунанбаев был не только выдающимся мыслителем, просветителем, поэтом и основоположником казахской письменной литературы, но и активным общественным деятелем, пытавшимся улучшить жизнь своего народа. Поэта тревожило массовое обнищание народа, произвол царских чиновников, взяточничество и корыстолюбие отдельных волостных управителей. В своих произведениях он стыдил скупых богачей, не желавших протянуть руку помощи обедневшим сородичам, осуждал биев, потерявших уважение народа.

  Абай призывал общество к труду, видя, что праздная жизнь части современников ведет к бедности и нищете, убеждал заниматься скотоводством в разумных пределах. Один из способов выхода из такого состояния он видел в переходе к земледелию, активному занятию ремеслами и торговлей. «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет». Абай не мог думать иначе.

Учебник 11 класса, издательство Атамура, 2 часть, тема 4, §29–30. Общественно-политические взгляды казахских просветителей XIX века
Я считаю, что все слова назидания, записанные Великим Абаем сегодня должны стать помощником в воспитании молодежи. Его утверждения очень актуальны и сегодня, ведь дальнейший прогресс казахского народа Абай связывал с развитием земледелия, ремесленничеством, торговлей: «Если
нужно богатство, надо научиться ремеслу – оно не пропадет». Защищая интересы простого народа с демократических позиций, он считал, что на должности правителей должны назначаться люди, думающие о благе народа. Абай высоко ценил дружбу, единство и согласие в обществе, смотрел с надеждой на трудовой народ. Он считал, что двигателем прогресса в обществе являются образование и наука.

(учебник история Казахстана (XXVIII-XIX вв.) для 8 класса – Алматы: Мектеп, 2018 г., стр.166-167)