Файл: Урока Композиция и язык поэмы Василий Тёркин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 класс

Литература
Тема урока

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор и фольклорные мотивы, авторский отступления в поэме А.Т. Твардовского. Мастерство автора в поэме.


Цели: 
Образовательные: 
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского и судьбы советского народа в годы Великой отечественной войны.  систематизировать литературоведческие понятия

Развивающие: 

развивать умение работы с текстом, поводить мини – исследование поэтического текста; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого;

развивать навыки работы в группе, активизировать творческие способности учащихся.

Воспитательные: 

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения, высокий патриотизм советской поэзии, способствовать воспитанию патриотических чувств.
Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: умение аргументировать свой ответ.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.

Ход урока
I. Организационный момент  


Приветственное слово учителя.  Проверяется готовность к уроку,

наличие домашней работы в тетрадях

-Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 
Желаю всем плодотворной и интересной работы и  сделать много новых открытий!
II. Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме.

  1. Слово учителя

В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом.  Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце и не утратить веры в торжество победы. Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Среди многочисленных потоков произведений, написанных в то время, сразу выделилась поэма «Василий Теркин» А.Н. Твардовского.

Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца /Без начала и конца», - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».

  1. Беседа с классом

  • К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (к эпосу)

  • Только ли эпическое начало является главным в этом произведении?

(мы слышим не только голос повествователя, но и взволнованный, тревожный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора», «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и философских авторских отступлениях (глава «Кто стрелял?»)

  • Почему поэма названа лироэпической?

Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем поэму «Василий Тёркин» лироэпической

  • Дайте определение понятию – лироэпическое отступление.

Ответ обучающегося о лирических отступлениях (авторских замечаниях) в поэме.



Лирические отступления – авторский приём, заключающийся в отклонении от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на разные темы, что позволяет автору высказывать собственные суждения по разным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к произведению.

Автор не отстранённый повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны: он утверждает своё духовное родство с каждым советским человеком.

  • Зачитать лирические отступления в тексте поэмы.

Я ограблен, я унижен,

Как и ты, одним врагом,

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

В главе «О себе» в полный голос звучит тема малой родины, дорогой сердцу автору, Он с нежностью описывает красоту родного леса с его муравьиным духом и птичьим щебетом и горько восклицает:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

И с тоской осознавая. что малая родина в плену, поэт клянётся, повторяя:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Приднепровский отчий край…

Край , страдающий в плену!

Я приду – лишь дня не знаю,

Но приду тебя верну.

Автор подчёркивает родство со своим героем: они земляки, они живут одними чувствами и мыслями:

И скажу тебе, не скрою –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за всё кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Тёркин, мой герой,

За меня гласит порой.

  • Сделайте вывод из прочитанного

Автор не только призывает бойцов чувствовать свою личную ответственность за судьбу Родины – он сам испытывает это чувство.

  • Сообщение учащихся (домашнее задание)

Устное описание памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину.

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. 

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)


Твардовский - фронтовик

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А.Т.Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

С первых дней и до конца войны был на фронте . Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу  сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)”  фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени.

 “Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.
III. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

  • Какие произведения, посвященные войне,  мы с вами изучали в предыдущих классах, на предыдущих уроках?

Предполагаемые ответы: Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», Д. Самойлова «Сороковые, роковые»,  стихотворения М. Исаковского  «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Булата Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». Мы с вами узнали и истории создания этих стихотворений.

  • Какими чувствами наполнены произведения о Великой Отечественной войне?

  • Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?

  • Обратимся к теме нашего урока. Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить, работая над этой темой?

В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского.

IV. Изучение нового материала.

  1. Анализ произведения. Беседа.

На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что в центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется нам с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Итак, Василий Тёркин - человек на войне. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.


  • Какие черты характера мы наблюдаем у солдата в бою через образ Василия Тёркина?

  • Тяжела война, страшные потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. И что ему в этом помогало?

  • Обратите внимание на иллюстрацию к поэме под названием «Отдых после боя» художника Юрия Михайловича Непринцева. На этой картине изображены редкие минуты отдыха солдат. В центре - народный герой, Василий Тёркин.

  • Что вы можете сказать о нём, глядя на эту картину?

  • Каким вы видите Василия Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по- вашему, он запечатлен? 

(Скатанная шинель - через плечо, видавшая виды пилотка со звездой привычно надвинута на лоб, винтовка между колен. Лицо крепкое, широкоскулое, крупный нос картошкой, четкий энергичный очерк щек. Вид у Теркина – приветливый, располагающий к себе, но он, отнюдь, не добродушный простачок, которого легко обвести вокруг пальца. Он может быть суровым и беспощадным, когда суждено будет отстаивать в бою все то, что ему дорого, близко, любимо).

Вывод: Итак, перед нами собирательный образ. Как сам Твардовский заметил, у Теркина нет прототипа. В его лице – весь народ, который встал на защиту Родины. Какими же чертами наделил своего героя Твардовский? Это мы узнаем, проанализировав главы из поэмы.

  1. Работа в группах.

(совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности - выступление представителей группы с сообщением, учитель – помощник, наблюдает, оказывает поддержку, если это необходимо).

Прочитайте и проанализируйте главы поэмы по плану:

1. Смысл названия главы.

2. Тема и идея главы.

3. Каким мы видим героя.