ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Средства художественной выразительности, использованные в главе.
(1 группа-глава «На привале», 2 группа - «Переправа», 3 группа - «О награде»).
Выступление учащихся.
Выступление первой группы
Выступление второй группы.
Выступление третьей группы.
Пример выступления группы 3:
Название главы «О награде» в точности передает ее смысл: важность награды для советского воина, особенно в послевоенное время. Солдаты справедливо полагали, что не только подвиги, но и то, что им каждый день приходится смотреть в глаза смерти, — это должно быть отмечено наградами. Но есть у названия и второй смысл: награда – не только медаль или орден. Награда – это возвращение на родину, мирная, счастливая жизнь после войны.
- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
С первых строк главы мы видим и скромность героя, и одновременно гордость и радость от того, что он сопричастен с успехами нашей армии в боях с фашистами. И еще в этой строфе присутствует юмор, построенный на антитезах «мне награда не нужна, но все-таки нужна» и «я герой – и в то же время простой человек».
Теркину рисуется картина возвращения на Смоленщину, его родину. Он мечтает в будущем, после войны, зажить простой гражданской жизнью, заниматься обычными делами, веселиться вместе со всеми на «гулянках» («Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду»).
Но ему очень хочется, чтобы его воспринимали как воина-победителя, чтобы к нему относились с уважением и почтением, чтобы слушали его рассказы о войне. Он – человек по-житейски рассудительный, и ему нравится, когда к его мнению прислушиваются.
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
Теркин шутит, что с медалью на груди он легко покорит девушку, в которую будет влюблен. Но не все так безоблачно. Война еще идет, и его родной смоленский край занят врагом: «А не носит писем почта в край родной смоленский твой».
В конце главы радостная картина возвращения домой обрывается страшной действительностью:
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Из всех художественных средств выразительности автор выбирает те, которые характерны для устного народного творчества. Эпитеты, гиперболы, метафоры, олицетворения практически отсутствуют (метафора: «девчонка — самый цвет»). Но зато есть литоты (преуменьшение, смягчение): «Дело самое простое — человек пришел с войны», «…я ж сказал, что я не гордый» и параллелизм: «Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал… Вот пришел я с полустанка», «Загадал ты, друг, немало, Загадал далеко вдаль».
3. Оценка работы в группах.
4. Физминутка.
5. Язык поэмы.
Слово учителя:
Послушайте высказывание известного методиста, лингвиста, профессора Г.И. Беленького «Поэма «Василий Тёркин» - чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринуждённой шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией»
А сейчас обратимся к языку поэмы с целью подтверждения данных слов известного методиста.
-
Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские, а какие вы отнесёте к юмористическим элементам? -
Постараемся разобраться в этих вопросах в ходе обсуждения главы «Переправа»
Выявление ораторских элементов в поэме.
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле
(глава «Переправа»)
Последние строки отмечаем как рефрен всей поэмы:
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идёт кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
(Повторяем определение термина «рефрен»).
Торжественность и серьёзность слышится в интонации главы «Генерал»:
Стой, боец, с достойным видом,
Понимай, в душе имей:
Генерал награду выдал –
Как бы снял с груди своей…
Обнялись они, мужчины,
Генерал – майор с бойцом, -
Генерал – с любимым сыном,
А боец – с родным отцом.
-
Найдите в тексте связь языка поэмы с УНТ
-
Перефразированные автором пословицы и поговорки:
«Ничего, с земли не сгонят,
Дальше фронта не пошлют…»
(вместо фольклорной «Дальше земли не упадёшь»)
«Города сдают солдаты,
Генералы их берут…»
«Будем живы – не помрём…»
«Делу – время, час – забаве…» (как «Делу – время, а потехе – час»)
«Тут не скажешь: я не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю…»
«У войны – короткий путь
У любви – далёкий…»
«Бомба – дура…» (как «Пуля – дура») и др.…
-
Множество уменьшительных слов, характерных для устной народной поэзии: «голубочек», «сыночек», «дружок», «соколик», «кусочек» и многие другие (в главе «Дед и баба»). -
Поэма насыщена непереводимыми оборотами речи: «сказать по чести», «ударит в пот и дрожь», «парень хоть куда», «ясно до точки», «шут с тобой», «подать рукой», «как не так», «жизни даст» и др. А так же присутствуют иносказательные обороты, солдатские профессионализмы, родившиеся или применяющиеся в условиях фронтовой жизни: «загорать», «баранка», «топать», «крышка», «рваная яма», «садить из миномёта», «силён». -
Для поэмы характерна разговорная речь с её краткостью, преобладанием простых предложений, отсутствием связок, что сохраняется в диалогах героев. Диалоги очень частые – они сообщают ей живой характер и несут разнообразные функции: рисуют военный быт, дают портретные характеристики, то есть создают эффект постоянного присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.
-
Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства поэмы, что делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной.
Метафоры: «чутко дышит берег этот», «прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе», «пахала война», «бомбы топчут города», «греют землю животом»…
Эпитеты:
И чернеет там зубчатый,
За холодною чертой,
Неподступный, непочатый
Лес под чёрною водой.
Естественность эпитетов очевидна, так как они выражены обычными словами и только в контексте становятся эпитетами
Сравнения малочисленны, а высокопарных нет вообще.
Обилие повторов, союзов, смысловых пауз замедляет ритм, делает невозможным читать эту строфу скороговоркой – это речь обстоятельного рассказчика.
Аллитерация (то есть созвучие – частое употребление однородных звуков). С помощью неё автор создаёт ощущение постепенного нагнетающегося напряжения, которое ещё больше усиливается в следующих строках:
Тёркин сник. Тоска согнула.
Тула, Тула… Что ж ты, Тула?
Тула, Тула. Это ж я…
Тула… Родина моя!
Повторяющиеся «н» и «т» создают ощущение тягости положения героя, его мучений при ранении.
А тем часом из далёка,
Глухо, как из-под земли,
Ровный, дружный, тяжкий рокот
Надвигался, рос. С востока
Танки шли.
Эти строки создают удивительное ощущение усиливающегося рокота приближающихся танков.
Стихотворный размер – хорей (традиционный для русских поэтов), призванный живописать динамику пляски, речевую лёгкость. Рифмы часто не точные – это тоже характерно для фольклора и усиливает естественность звучания стиха.
V. Закрепление полученных знаний.
Мастерство автора поэмы (подведение итогов изучения произведения).
Слово учителя:
А сейчас попробуем простыми обобщениями ответить на вопрос: «Тёркин – кто же он такой?»
Поэт говорит, что его герой – «обыкновенный человек, но по мере чтения поэмы оказывается, что он мужественный, смелый, готовый на выдумки, обладающий смекалкой, широкой душой, горячо любящий свою родину, то есть обладает качествами, присущими всему народу).
Трудно, пожалуй, в русской литературе назвать другой персонаж такой общенародной популярности.
Юмор поэмы и юмор героя подчёркивает душевное здоровье, неиссякаемую энергию, направленную в данном случае на защиту Отечества:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете…
Сочетая умело юмор и патетику (то есть геройство), обнажая великий смысл событий, поэт создаёт глубоко правдивую картину войны, рисует колоритные образы её участников, в битвах, в труде, ковавших победу над врагом. Т.е. здесь война изображена в переплетении обыденного с возвышенным и трагедийным.
Итак, стихия юмора пронизывает всю поэму.
Учащиеся делают вывод.
-
В чем глубинный смысл поэмы?
– В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.
На примере яркой, самобытной личности Василия Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.
Вопросы классу:
-
Что должны сделать современные читатели поэмы, чтобы не допустить повторения войны? (помнить, чтить память погибших и умерших защитников, жить по правде и совести, любить свою Родину).
VI. Рефлексия.
Составление синквейна «Василий Тёркин».
Сейчас предлагаю провести самооценку урока (учащиеся, используя клише ,дают ответ (заготовки-клише спроецированы на доску).
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- У меня получилось (или не получилось)…
- Меня удивило…
- Урок дал мне…
Благодарю за активную работу на уроке.
Оценивание.
На отдельных листочках напишите послание о мире, сверните листочки в настоящий военный треугольник (учитель показывает классу, как нужно согнуть лист бумаги, чтобы получился конверт - треугольник),
Это ваши письма в мирную жизнь. Надеюсь, что вы с интересом будете читать другие произведения о Великой Отечественной войне.
.
VII. Домашнее задание.
-
Развёрнутый ответ на вопрос. Какие качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне? -
Составить тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».