Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социологии и психологии
Реферат
По дисциплине «Психологии и педагогике»
Тема: «Теория справедливости С.Адамса»
Выполнил: студент группы РГИ-21 Исабаева А.А.
(подпись) (Ф.И.О)
Оценка:
Дата:
ПРОВЕРИЛ доцент Сазонова Н.Н.
(должность) (подпись) (Ф.И.О)
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
Введение
Создателем теории справедливости является социальный психолог Джон Стейси Адамс, изучавший поведение и рабочую среду в компании «Дженерал Электрик». На основании этих исследований, 1963 году, и была сформулирована теория справедливости. Данная теория, также как и теория ожиданий Виктора Врума, относится к теориям мотивации персонала.
Теория справедливости, как и теория ожиданий, связана с взаимосвязью результата и ожидаемого вознаграждения. Тем не менее, в теории справедливости признается и более широко рассматривается момент сравнения.
Благодаря этому, теория Адамса рассматривает не только внутренний мир человека, но и влияние на поведение положения других, окружающих индивида, людей. Это влияние является основой формирования сравнительного взгляда и понимания справедливости.
От того, как себя чувствую люди, зависит их уровень мотивации. Если человек чувствует душевный подъем, то работать он будет эффективнее. Поэтому чувство справедливости зависит от результата сравнения своего вознаграждения, с вознаграждением других людей в похожей ситуации.
Теория справедливости С.Адамса
-
Основные сведения
Джон Стейси Адамс является бельгийским психологом. Он обладает большим количеством наград в области психологии. Среди них — «Выдающийся выпускник психологии Каролины», присужденная в 1977 году Университетом Северной Каролины, премия Рингельмана, присужденная в 1980 году за докторскую работу в области преподавания психологии. Также он получил несколько грантов на научные разработки.
Джон Стейси Адамс служил в военно-морских силах Соединенных Штатах Америки в период с 1942 по 1946 годы. Он является действующим членом Американской ассоциации психологов и Академии менеджмента. На свет будущий психолог появился 16 марта 1925 года в Бельгии, городе Брюссель. Он получил хорошее базовое гуманитарное образование. В 1948 году получил степень бакалавра гуманитарных наук в Университете Миссисипи. Далее решил получать магистерскую степень также по гуманитарным дисциплинам, но уже в Университете Северной Каролины. Магистерскую степень Джон Стейси Адамс получил в 1955 году.
Пять лет в 60-х годах прошлого века Джон Стейси Адамс занимал должность профессора в Колумбийском университете. К началу 70-х годов он занимал пост советника по исследованиям в области поведения в организации General Electric, позже на основе своих исследований Адамс вывел свою знаменитую теорию справедливости.
В эксперименте Адамс задействовал 3 группы работников. Каждая из них получила разную информацию:
-
Участникам первой группы сказали, что их заработная плата будет выше, чем у других. -
Второй группе сообщили, что вознаграждение за выполненную ими работу снизится. -
Членам третьей группы обещали адекватную оценку труда.
По окончании эксперимента психолог выяснил, что представители первой группы работали продуктивнее, чем их коллеги. Работники со сниженной оплатой работали в пол силы. Производительность труда снизилась. Участники третьей группы работали как обычно. Они были спокойны. Тогда как их коллег такое положение вещей не устраивало.
Задача эксперимента была определить и понять, что и как влияет на мотивацию сотрудников к труду.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Адамс пришел к следующему выводу:
Мотивация усиливается:
-
Если сотрудник считает, что отдача справедлива по отношению к его вкладу.
«Я перевыполнил план, получил за это премию и похвалу от руководителя. Я удовлетворён. В следующем месяце продолжу стараться».
-
Если сотрудник уверен, что он и коллеги находятся в равных условиях.
«У меня и моего напарника одинаковые обязанности, мы в равной степени несём ответственность за проекты и получаем одинаковую зарплату. Я удовлетворён, это справедливо».
Мотивация ослабевает:
-
Если сотрудник чувствует, что отдача меньше, чем его вклад.
«Я перерабатывал, привлёк новых клиентов и увеличил прибыль компании. Я не получил за это премию и начальник не отметил мои успехи. Я не удовлетворён и хочу справедливости. В следующем месяце я не буду тратить столько сил, ведь отдача всё равно не изменится».
-
Если сотрудник считает, что его коллега получает большую отдачу за такой же вклад.
«У меня и моего напарника одинаковые обязанности. Но он уходит домой раньше, не выполняет план, хотя получает такую же зарплату. У коллеги из другого отдела меньше задач и опыта, но его отмечают на собраниях и он получает более высокую зарплату. Я не удовлетворён и хочу равенства. Я не буду стараться, потому что мои усилия всё равно не будут оценены».
Начало формы
Теория утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, то есть человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
-
Понятия «вход» и «выход» в теории Адамса
Адамс ввел два основных понятия в своей теории: вход и выход.
Входы – это наши усилия, вкладываемые в работу, а выходы – результат нашей работы и то, что мы получаем взамен. Эти определения наглядно показывают, что все люди что-то вкладывают в работу и получают от работы.
Теория справедливости не позволяет четко оценить вкладываемые усилия и результат. Она помогает понять дополнительное условие трудовой деятельности: условие сравнения с «референтным другим».
«Референтный другой» еще один термина Адамса, обозначающий людей, которых можно использовать для сравнения, и, пожалуй, является ключевым термином теории.
Данная теория позволяет объяснить, почему заработная плата и рабочие условия не являются условиями определения мотивации.
Чтобы решить, что является справедливым балансом между вознаграждением и затраченными усилиями, необходимо провести сравнение баланса наших вложений и результата, а также других вкладываемые и получаемых факторов с балансом входа и выхода других людей.
На практике, это положение помогает понять, почему наше чувство справедливости так сильно зависят от ситуации. По этой причине теория справедливости считается более сложной и соответствует мотивационной модели мотивации, основанной на сравнении приложенных усилий и результатов.
Настоящее ощущение справедливости, появляется после проведения сравнения баланса наших результатов и вознаграждения с балансом тех же факторов у других людей в аналогичной ситуации.
Так, например, теория справедливости помогает понять, почему сотрудник может быть мотивирован ситуацией только конечный промежуток времени, если условия не изменяются. Он видит, что его коллега получает более ценное соотношение выходов и выходов и его мотивация падает.
Стоит учесть, что в теории справедливости речь идет не просто о сумме результатов и вложения, а об их соотношении.
В таблице 1 ниже представлены различные варианты входов и выходов.
Таблица 1 – Типичные входы и выходы в теории справедливости
В случае если персонал видит, что его усилия справедливо вознаграждаются, то тогда уровень мотивации сотрудников растет, что стимулирует их работать на том или более высоком уровне.
Обобщая, можно сказать, что уровень мотивации напрямую зависит от ощущаемого неравенства по сравнению с референтными другими, однако, стоит учесть, что для некоторых индивидов, даже небольшое неравенство может вызывать резкое снижение мотивации, что в свою очередь может привести к враждебности.
-
Восприятие сотрудниками справедливости, области сравнения
Чтобы поддерживать баланс, сотрудники постоянно регулируют свои затраты. Восприятие сотрудниками справедливости зависит от того, как их руководители относятся к ним, оказывая им равное уважение и предоставляя равные возможности.
Согласно теории справедливости Адамса, существует четыре значимых области сравнения:
-
Самооценка-внутри: внутренний опыт сотрудника на его текущем рабочем месте. -
Самооценка-снаружи: опыт работы сотрудника по сравнению с отраслевыми стандартами. -
Другие-внутри: сравнение себя с кем-то со своего текущего рабочего места. -
Другие-снаружи: сравнение себя с кем-то за пределами своего рабочего места.
Если сотрудник оценивает свою продуктивность в одной и той же организации, это относится к самооценке-внутри.
Если сотрудник сравнивает свою зарплату на текущей работе с предыдущем местом, это связано с самооценкой-снаружи.
Если дизайнер сравнивает свою зарплату с другими дизайнерами в той же компании, то референтная группа — это другие-внутри.
Если один и тот же сотрудник сравнивает свою зарплату со знакомым из другой компании, это относится к другим-снаружи.
Теория справедливости применима и в том случае, когда сотрудники сравнивают себя с людьми, занимающими абсолютно другие должности и имеющими значительно более высокую заработную плату.
Например, дизайнер может сравнивать себя с генеральным директором, который зарабатывает гораздо больше, чем он. Однако само положение дел кажется ему справедливым. Он четко определяет различие во вкладах. Видит, что, несмотря на меньшую зарплату, чем у генерального директора, у него отличный баланс между работой и личной жизнью. Он может знать, что генеральный директор очень часто работает много часов даже по выходным и сталкивается с огромным стрессом.
-
Столкновение с несправедливостью
Все люди по-разному реагируют на несправедливость. Кто-то становиться разрушительным и агрессивным, кто-то начинает претендовать на более высокую заработную плату или начинает искать новое место работы.
В соответствии с теорией справедливости люди стремятся избегать негативных эмоций, таких как чувство вины и обиды, возникающих при несправедливой оценке (оплате) их труда.
Адамс выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравенства:
-
при недостаточном вознаграждении человек снижает интенсивность и качество труда -
человек может потребовать увеличения вознаграждения за счет повышения оплаты труда, улучшения условий труда, продвижения по службе -
человек может разувериться в своих способностях и возможностях, считая, что раньше он их преувеличивал, т.е. что оплата соответствует его способностям -
человек может сделать попытку повлиять на организацию с целью снижения оплаты других лиц или на этих лиц, заставив их увеличить затрачиваемые усилия -
человек может изменить для себя объект сравнения, заменив лицо или группу лиц на более подходящие для него с точки зрения их способностей и личностных качеств -
человек может перейти в другое подразделение или же уйти из организации