ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может положить часть своих заработков в банк, чтобы получить доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой владеют ее члены (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести это собственность)…
Богатство семьи – собственность семьи, свободная от долгов. Свое богатство семья может завещать, т.е. с помощью завещания подарить своим детям. А это значит, что различия в богатстве могут нарастать от поколения к поколению, создавая все более прочные основы для различия в доходах, приносимых богатством и трудовой деятельностью…
Неравенство доходов и богатств может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.
И.В. Липсиц
1 Сформулируйте две проблемы, которые рассматривает автор.
2 Автор называет два источника получения доходов семьи от имеющихся в собственности факторов производства: заработная плата и банковский процент. Используя обществоведческие знании, назовите два других способа.
3 В документе приведены и проиллюстрированы примерами три причины неравенства доходов. Опираясь на текст и жизненный опыт, приведите три собственных примера, характеризующих каждую причину.
4 Автор подчеркивает необходимость государственных мер по сокращению неравенства доходов и богатств. Используя знания обществоведческого курса, назовите три подобных меры, используемые государством.
С 10 Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Государство в условиях рыночной экономики.
Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес,
каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
А.Пороховский.
1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Задания по выбору
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б.Ауэрбах.)
2 «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.»
( Б.Франклин.)
3 «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не сможем обойтись.» (Д.Джером.)
4 «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескье.)
5 «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М.Портер).
6 « Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
7 «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать
, а то что он может давать всегда» (Шарль Луи Монтескье).
8. «Человеком с большим состоянием и богатым следует назвать того, кто умеет пользоваться своею собственностью» (Лукиан).
9. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» ( Ф. Хайек).
10 «В коем царстве люди богаты , то и царство богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому.» (И.Т. Посошков).
11 «Всякая коммерция- это попытка предвидеть будущее.» (С.Батлер).
12 «Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М.Амстердам).
13 «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).
14 «Бедняки платят дороже всего» ( У.Зыбура).
15 « Устойчивость обществу придают или цепи или собственность.» (Ф.Искандер).
Ответы
Часть 1 Уровень А
№ задания | ответы |
А 1 | 4 |
А 2 | 2 |
А 3 | 2 |
А 4 | 3 |
А 5 | 4 |
А 6 | 3 |
А 7 | 3 |
А 8 | 3 |
А 9 | 2 |
А 10 | 3 |
А 11 | 1 |
А 12 | 1 |
А 13 | 3 |
А 14 | 2 |
А 15 | 4 |
А 16 | 3 |
А 17 | 3 |
А 18 | 1 |
А 19 | 3 |
А 20 | 3 |
А 21 | 2 |
А 22 | 4 |
А 23 | 4 |
А 24 | 1 |
А 25 | 2 |
А 26 | 1 |
А 27 | 1 |
А 28 | 4 |
А 29 | 4 |
А 30 | 1 |
А 31 | 1 |
А 32 | 2 |
А 33 | 1 |
А 34 | 3 |
А 35 | 3 |
А 36 | 3 |
А 37 | 4 |
А 38 | 2 |
А 39 | 1 |
А 40 | 4 |
А 41 | 3 |
А 42 | 3 |
А 43 | 3 |
А 44 | 1 |
А 45 | 2 |
А 46 | 2 |
А 47 | 3 |
А 48 | 1 |
А 49 | 4 |
А 50 | 2 |
А 51 | 3 |
А 52 | 3 |
А 53 | 2 |
А 54 | 4 |
А 55 | 3 |
А 56 | 2 |
А 57 | 2 |
А 58 | 2 |
А 59 | 2 |
А 60 | 3 |
Часть 2 Уровень В.
№ задания | ответ |
В 1 | бюджет |
В 2 | прямые |
В3 | как производить |
В4 | подъем |
В5 | 21212 |
В6 | 122112 |
В7 | 31232 |
В8 | 32123 |
В9 | ЕГБЖАИ |
В10 | АБАБ |
В11 | ААБАБ |
В12 | ВЗКДЖАГ |
В13 | ААБАБ |
В14 | 125 |
В 15 | 236 |
Часть 3. Уровень С.
С1
Ответ должен содержать следующие элементы
1)проявление воздействия экономики на социальную сферу например:
- изменение социальной структуры в результате экономических реформ;
-зависимость состояния социальной сферы от состояния в экономической сфере
2) соответствующие примеры допустим:
- приватизация и появление новых социальных групп;
- спонсорская поддержка преуспевающими фирмами детских домов и т.п.
Могут быть названы и другие проявления и приведены другие примеры.
С2.
В ответе могут быть названы следующие сферы:
1) производство;
2) распределение;
3) обмен;
3) потребление
С3.
Ответ должен содержать следующие элементы:
1)формулировку собственного мнения, например
- да, с безработицей бессмысленно бороться, так как от нее избавиться полностью нельзя;
- нет, государство должно полностью предпринимать меры по сокращению безработицы и экономической помощи безработным, несмотря на то что полностью от безработицы избавиться нельзя;
2) аргументы, например:
при утверждении, что с безработицей бороться бессмысленно:
- безработица – следствие взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;
- безработица не может исчезнуть, т.к внедрение новых технологий высвобождает рабочую силу;
при утверждении, что государство должно предпринимать меры по сокращению безработицы:
- в рамках рыночных отношений можно сделать безработицу менее болезненной для потерявших возможность трудиться;
- избыточная безработица – явление весьма негативное в социальном плане, поэтому количество безработных важно сокращать (проводить переподготовку, обучать новым профессиям).
С 4.
Ответ должен содержать следующие элементы:
1)смысл понятия, например:
- производитель – это субъект экономической деятельности, изготавливающий и продающий товары и предоставляющий услуги.
2) два предложения, содержащих информацию о производителе:
- «Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма.»
- «Производитель стремиться поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами».