Файл: Основы управления образовательной организацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Основы управления образовательной организацией»





Выполнила:

Минина Ксения Александровна

учитель МБОУ «вересаевская средняя школа»



Вересаево-2023 г.

Проект №1.

Анализ методов управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС.

Таблица «Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»

  Методы управления  как  система  способов  и  приемов  воздействия  субъекта  управления  на  объект  управления  для  достижения  определенного  результата.  Они  делятся  на  три  группы:

Методы управления образовательной организацией

Цель

Содержание

Формы

  


1. Методы  управления  —  это  система  способов  и  приемов  воздействия  субъекта  управления  на  объект  управления  для  достижения  определенного  результата.  Они  делятся  на  три  группы.

Первую  группу  составляют  экономические  методы  управления,  основанные  на  социально-экономических  законах  и  закономерностях  развития  объективного  мира  —  природы,  общества  и  мышления;  использование  этих  методов  основано  на  системе  экономических  интересов  личности,  коллектива  и  общества. 

Вторую  группу  составляют  социально-психологические  методы  управления,  основанные  на  формировании  и  развитии  общественного  мнения  относительно  общественно  и  индивидуально  значимых  нравственных  ценностей  —  добра  и  зла,  сути  жизни,  нравственных  начал  в  обществе,  отношений  к  личности  и  т.  д. 

Третья  группа  представлена  организационно-распорядительными  методами  управления,  основанными  на  правах  и  ответственности  людей  на  всех  уровнях  хозяйствования  и  управления  (часто  эти  методы  называют  административными).

Основой  административных  методов  управления  являются  организационные  отношения,  которые  включают  в  себя  отношения  прав  и  ответственности,  властности,  компетентности.

Организационно-распорядительные, организационно-педагогические, социально-психологические, экономические

В системе управления персоналом предполагается создание определенной организационной структуры, при помощи которой будет налажена связь между руководством и работниками. Основная цель такой системы – финансовое развитие организации.
совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц; акция и прогнозирование тенденций развития системы образования и образовательного процесса.


Основой  административных  методов  управления  являются  организационные  отношения,  которые  включают  в  себя  отношения  прав  и ответственности,  властности,  компетентности.

Управление  современными  организациями  многими  исследователями  в  области  теории  управления  рассматривается  как  процесс,  так  как  работа  по  достижению  целей  организации  —  это  не  единовременное  действие,  а  непрерывная  серия  взаимосвязанных  действий  (процессный  подход).  Каждое  из  этих  взаимосвязанных  действий  само  по  себе  является  процессом  и  называется  функцией  управления. 

В  настоящее  время  получил  широкое  распространение  подход,  основанный  на  объединении  всех  в  четыре  основные  функции,  которые  применимы  ко  всем  организациям.  Согласно  этому  подходу  процесс  управления  состоит  из  взаимосвязанных  функций  планирования,  организации  деятельности,  мотивации  и  контроля.  Эти  четыре  первичные  функции  управления  объединены  связующими  процессами  коммуникации  и  принятия  решений  и  представляют  собой  управленческий  цикл.Организационно-распорядительные предполагают

разработку и исполнение учебных планов и программ для конкретных профессий и предметов.


1.Выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное  управление.

2.Практически реализуют задачи и функции управления.

3.Обеспечивают

наиболее целесообразное достижение целей с наименьшими затратами.

4.Вызывают наступление каких-либо последствий -нормативно-правовые акты. Применение организационно-распорядительных методов предполагает разработку и исполнение учебных планов и программ для конкретных профессий и предметов. Организационную направленность имеют издаваемые нормативно-правовые акты. В этой группе методов находится создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий. Важным аспектом организации является распределение прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта управления в соответствии с его должностным положением и местом в оргструктуре. Разделение и кооперация труда позволяют охватить все стороны профессионального образования, исключить дублирование в работе. При этом учитываются индивидуальные особенности, личные способности, интересы и потенциальные возможности каждого. Организационно-распорядительные или административные методы опираются на власть, неформальный авторитет и полномочия директора и других руководителей ПОУ.

К организационно-педагогическим методам и способам воздействия можно отнести: словесные, наглядно-демонстрационные, практические и др. С помощью словесных методов устно излагаются организационные требования. Наглядно-демонстрационные методы и приемы работы обеспечивают закрепление содержания требований. В этих случаях используется показ всевозможных макетов, моделей, документов, пособий, схем, графиков и т.д. Демонстрируются приемы и рабочие операции. Практические умения достигаются в ходе выполнения различных упражнений на тренажерах, с помощью деловых игр.

Важное значение в управлении играет человеческий фактор, поэтому все большую ценность приобретают социально-психологические методы взаимоотношений. В отличие от организационно-распорядительных, основанных на авторитете руководителя, эти методы базируются на его умении убеждать подчиненных в необходимости и целесообразности принятых решений или предпринятых действий.

Систематическое информирование членов коллектива о результатах работы стимулирует его деятельность. Любой работник нуждается в оценке своего труда. Поэтому руководителю необходимо подчеркивать значимость выполняемой каждым работы. Умелое использование методов убеждения способствует созданию атмосферы взаимного доверия и уважения.

Методы экономического стимулирования педагогических работников (различные способы материального стимулирования труда работников и учащихся, дифференцирование зарплаты сотрудников, организация, нормирование и опыт труда учащихся в мастерских и на производственной практике, использование премиальных фондов) часто являются решающими в работе.

Материальный стимул несет в себе и моральное поощрение. Личный интерес, основу которого составляет материальная заинтересованность оказывает большое влияние на отношение к труду.




В  настоящее  время  получил  широкое  распространение  подход,  основанный  на  объединении  всех  в  четыре  основные  функции,  которые  применимы  ко  всем  организациям.  Согласно  этому  подходу  процесс  управления  состоит  из  взаимосвязанных  функций  планирования,  организации  деятельности,  мотивации  и  контроля.  Эти  четыре  первичные  функции  управления  объединены  связующими  процессами  коммуникации  и  принятия  решений  и  представляют  собой  управленческий  цикл.

Ни  одно  из  действий  в  организационных  системах  не  начинается  без  соответствующего  решения  руководителя,  так  как  эти  действия  несут  не  только  материальную,  но  и  юридическую  нагрузку.  Поэтому  управленческому  решению  в  деятельности  руководителя  и  в  процессе  управления  вообще  принадлежит  особое  место.

Решения  принимаются  при  наличии  какой-либо  проблематичной  ситуации  и  выполняют  ряд  функций:  направляющую  (целеполагание),  обеспечивающую  (определение  путей  и  средств  достижения),  координирующую  и  организационную  (определение  порядка  и  режима  деятельности),  стимулирующую  (меры  поощрения).

Управленческие  решения  различаются  по  степени  охвата  и  сложности  их  реализации,  по  назначению  и  месту  в  функционировании  образовательного  учреждения,  по  объему  содержащихся  в  них  рекомендаций  и  указаний.

Так  можно  выделить  следующие  условные  группы:

1.   Перспективные  решения  (определяющие  пути  развития  образовательного учреждения  учреждения  на  относительно  длительный  период).  К  ним  относятся  нормативно-организационные,  связанные  с  регламентацией  всего  распорядка  текущей  деятельности  ОУ  (правила  внутреннего  распорядка,  Устав  ОУ,  графики  работы  сотрудников,  должностные  инструкции  и  т.  д.). 

2.   Текущие  решения  (на  достижение  ближайших  целей).  К  этой  группе  относятся  оперативно-распорядительные  решения,  принимающиеся  при  наличии  каких-либо  отклонений  от  нормы  (распоряжения,  приказы),  а  также  хозяйственно-распорядительные  решения,  касающиеся  финансовых  и  материальных  проблем. 

В  выработке  управленческого  решения  можно  выделить  четыре  этапа:

1.   Выявление  проблем  и  определение  цели.  Каждое  действие  должно  основываться  на  знании  обстановки.



2.   Четкое  изложение  сформулированной  цели  и  задач  решения,  условий  для  его  исполнения,  определение  роли  каждого  исполнителя.  В  итоге  появляется  письменное  изложение  основных  позиций  решения,  которое  может  быть  изменено.

3.   Доведение  до  сведения  исполнителей,  обнародование  решения,  мотивировка  в  необходимости  его  исполнения. 

4.   Окончательная  устная  и  письменная  корректировка  решения,  придание  ему  официального  значения  посредством  «перевода»  в  приказ,  распоряжение  и  т.  д.  Организация  его  исполнения. 

Решения  в  современных  условиях,  особенно  творческого,  перспективного  характера,  не  могут  быть  выработаны  лично  руководителем.  Принятие  решения  представляет  собой  деятельность,  направленную  на  оценку  всех  возможных  альтернатив  и  выбор  одной  из  них.  Следовательно,  принятие  решения  —  это  выбор  того,  как  и  что  планировать,  организовывать,  мотивировать  и  контролировать. 

B.  C.  Лазарев  рассматривает  функции  управления  как  отношение  между  управляющей  системой  и  управляемым  объектом,  требующее  от  управляющей  системы  выполнения  определенного  действия  для  обеспечения  целенаправ­ленности  и  организованности  управляемых  процессов.

Т.  И.  Шамова  дает  следующее  определение  управленческих  функций  -  это  виды  деятельности,  которые  осу­ществляет  управляющий.  Каждая  функция  представляет  собой  процесс,  так  как  состоит  из  серии  взаимосвязанных  действий  [1,  с.  135].

М.  М.  Поташник  отмечает,  что  различают  общие  функции  управления,  называемые  еще  управленческими  действиями  (это  планирование,  организация,  руководство,  контроль,  анализ  и  др.)  и  конкретные  функции,  когда  управлен­ческое  действие  названо  не  само  по  себе,  а  вместе  с  объектом,  на  который  оно  направлено:  например,  планирование  работы  с  педагогическими  кадрами,  контроль  качества  образования  и  т.д.

В  настоящее  время  ряд  ученых  считают,  что  состав  и  последовательность  функций,  из  которых  слагается  процесс  управления  один  и  тот  же  для  всех  самоуправляемых  систем.  Отмечая  при  этом,  что  пропуск  одной  из  них  ведет  к  деформации  всего  процесса  управления  и  снижает  его  результативность.  Охарактеризуем  кратко  основные  функции  управления. 

Функция  планирования 
 отвечает  на  три  следующие  вопроса: 

·     на  каком  уровне  развития  находится  учреждение  в  конкретный  момент;

·     в  каком  направлении  учреждению  следует  развиваться  в  ближайшем  будущем;

·     каким  образом  это  будет  происходить.

Целью  планирования  является  разработка  рационального  плана  на  основе  выработанного  решения. 

План  является  основным  документом,  на  основе  которого  организуется  вся  деятельность  по  достижению  цели  и  управление  этой  деятельностью.

Организация  деятельности  -это  одна  из  функций  управления,  предназначенная  для  создания  реальной  системы  людских  и  технических,  финансовых,  материальных  и  других  ресурсов,  дающая  возможность  людям  эффективно  взаимодействовать  и  работать  вместе  для  достижения  общих  целей.

Сущность  функции  мотивации  состоит  в  том,  чтобы  члены  организации  добросовестно  выполняли  работу  в  соответствии  с  делегированными  им  обязанностями  и  сообразуясь  с  планом.

Особое  положение  занимает  среди  функций  управления  контроль,  по  результатам  которого  должна  производиться  коррекция  и  решения,  и  плана,  и  системы  целевых  организаций,  созданных  для  достижения  цели  образовательного  учреждения.

Функции  управления:  планирование,  организация,  мотивация  и  контроль  связаны  между  собой  с  помощью  информации.  Информация  необходима  для  принятия  решения,  реализации  принятого  решения,  т.  е.  планирования,  организации,  мотивации  и  контроля.

Коммуникация  (процесс  обмена  информацией)  является  связывающей  функцией  управления.  Управление  современным  учреждением  предполагает  создание  множества  линий  коммуникации,  пронизывающих  учреждение,  как  по  вертикали,  так  и  по  горизонтали. 

Следует  отметить,  что  в  настоящее  время  существуют  различные  точки  зрения  на  функциональный  состав  управления,  что  обусловлено  сложностью  самой  управленческой  деятельности,  поэтому  целесообразно  существование  каждого  из  подходов  к  определению  функционального  состава.

Функциональный  подход  к  управлению позволяет  практикам  целостно  представлять  свою  деятельность  в  виде  управленческого  цикла.

Однако,  существует  целый  ряд  причин,  вследствие  которых  при  применении  системного  и  функционального  подхода  в  управлении  возникают  значительные  затруднения.  К  ним  относят:  жесткую  алгоритмизацию  управления;  эффективное  решение  лишь  однотипных  проблем;  акцентуация  управленческих  усилий  на  организационных  аспектах  в  ущерб  содержательным.