ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Основы управления образовательной организацией»
Выполнила: Минина Ксения Александровна учитель МБОУ «вересаевская средняя школа» |
Вересаево-2023 г.
Проект №1.
Анализ методов управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС.
Таблица «Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»
Методы управления как система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Они делятся на три группы:
Методы управления образовательной организацией | Цель | Содержание | Формы |
1. Методы управления — это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Они делятся на три группы. Первую группу составляют экономические методы управления, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира — природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива и общества. Вторую группу составляют социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей — добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности и т. д. Третья группа представлена организационно-распорядительными методами управления, основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными). Основой административных методов управления являются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности. Организационно-распорядительные, организационно-педагогические, социально-психологические, экономические | В системе управления персоналом предполагается создание определенной организационной структуры, при помощи которой будет налажена связь между руководством и работниками. Основная цель такой системы – финансовое развитие организации. совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования); - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц; акция и прогнозирование тенденций развития системы образования и образовательного процесса. | Основой административных методов управления являются организационные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности. Управление современными организациями многими исследователями в области теории управления рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей организации — это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий (процессный подход). Каждое из этих взаимосвязанных действий само по себе является процессом и называется функцией управления. В настоящее время получил широкое распространение подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции, которые применимы ко всем организациям. Согласно этому подходу процесс управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.Организационно-распорядительные предполагают разработку и исполнение учебных планов и программ для конкретных профессий и предметов. | 1.Выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление. 2.Практически реализуют задачи и функции управления. 3.Обеспечивают наиболее целесообразное достижение целей с наименьшими затратами. 4.Вызывают наступление каких-либо последствий -нормативно-правовые акты. Применение организационно-распорядительных методов предполагает разработку и исполнение учебных планов и программ для конкретных профессий и предметов. Организационную направленность имеют издаваемые нормативно-правовые акты. В этой группе методов находится создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий. Важным аспектом организации является распределение прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта управления в соответствии с его должностным положением и местом в оргструктуре. Разделение и кооперация труда позволяют охватить все стороны профессионального образования, исключить дублирование в работе. При этом учитываются индивидуальные особенности, личные способности, интересы и потенциальные возможности каждого. Организационно-распорядительные или административные методы опираются на власть, неформальный авторитет и полномочия директора и других руководителей ПОУ. К организационно-педагогическим методам и способам воздействия можно отнести: словесные, наглядно-демонстрационные, практические и др. С помощью словесных методов устно излагаются организационные требования. Наглядно-демонстрационные методы и приемы работы обеспечивают закрепление содержания требований. В этих случаях используется показ всевозможных макетов, моделей, документов, пособий, схем, графиков и т.д. Демонстрируются приемы и рабочие операции. Практические умения достигаются в ходе выполнения различных упражнений на тренажерах, с помощью деловых игр. Важное значение в управлении играет человеческий фактор, поэтому все большую ценность приобретают социально-психологические методы взаимоотношений. В отличие от организационно-распорядительных, основанных на авторитете руководителя, эти методы базируются на его умении убеждать подчиненных в необходимости и целесообразности принятых решений или предпринятых действий. Систематическое информирование членов коллектива о результатах работы стимулирует его деятельность. Любой работник нуждается в оценке своего труда. Поэтому руководителю необходимо подчеркивать значимость выполняемой каждым работы. Умелое использование методов убеждения способствует созданию атмосферы взаимного доверия и уважения. Методы экономического стимулирования педагогических работников (различные способы материального стимулирования труда работников и учащихся, дифференцирование зарплаты сотрудников, организация, нормирование и опыт труда учащихся в мастерских и на производственной практике, использование премиальных фондов) часто являются решающими в работе. Материальный стимул несет в себе и моральное поощрение. Личный интерес, основу которого составляет материальная заинтересованность оказывает большое влияние на отношение к труду. |
В настоящее время получил широкое распространение подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции, которые применимы ко всем организациям. Согласно этому подходу процесс управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.
Ни одно из действий в организационных системах не начинается без соответствующего решения руководителя, так как эти действия несут не только материальную, но и юридическую нагрузку. Поэтому управленческому решению в деятельности руководителя и в процессе управления вообще принадлежит особое место.
Решения принимаются при наличии какой-либо проблематичной ситуации и выполняют ряд функций: направляющую (целеполагание), обеспечивающую (определение путей и средств достижения), координирующую и организационную (определение порядка и режима деятельности), стимулирующую (меры поощрения).
Управленческие решения различаются по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.
Так можно выделить следующие условные группы:
1. Перспективные решения (определяющие пути развития образовательного учреждения учреждения на относительно длительный период). К ним относятся нормативно-организационные, связанные с регламентацией всего распорядка текущей деятельности ОУ (правила внутреннего распорядка, Устав ОУ, графики работы сотрудников, должностные инструкции и т. д.).
2. Текущие решения (на достижение ближайших целей). К этой группе относятся оперативно-распорядительные решения, принимающиеся при наличии каких-либо отклонений от нормы (распоряжения, приказы), а также хозяйственно-распорядительные решения, касающиеся финансовых и материальных проблем.
В выработке управленческого решения можно выделить четыре этапа:
1. Выявление проблем и определение цели. Каждое действие должно основываться на знании обстановки.
2. Четкое изложение сформулированной цели и задач решения, условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя. В итоге появляется письменное изложение основных позиций решения, которое может быть изменено.
3. Доведение до сведения исполнителей, обнародование решения, мотивировка в необходимости его исполнения.
4. Окончательная устная и письменная корректировка решения, придание ему официального значения посредством «перевода» в приказ, распоряжение и т. д. Организация его исполнения.
Решения в современных условиях, особенно творческого, перспективного характера, не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
B. C. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов.
Т. И. Шамова дает следующее определение управленческих функций - это виды деятельности, которые осуществляет управляющий. Каждая функция представляет собой процесс, так как состоит из серии взаимосвязанных действий [1, с. 135].
М. М. Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще управленческими действиями (это планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.) и конкретные функции, когда управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.
В настоящее время ряд ученых считают, что состав и последовательность функций, из которых слагается процесс управления один и тот же для всех самоуправляемых систем. Отмечая при этом, что пропуск одной из них ведет к деформации всего процесса управления и снижает его результативность. Охарактеризуем кратко основные функции управления.
Функция планирования
отвечает на три следующие вопроса:
· на каком уровне развития находится учреждение в конкретный момент;
· в каком направлении учреждению следует развиваться в ближайшем будущем;
· каким образом это будет происходить.
Целью планирования является разработка рационального плана на основе выработанного решения.
План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность по достижению цели и управление этой деятельностью.
Организация деятельности -это одна из функций управления, предназначенная для создания реальной системы людских и технических, финансовых, материальных и других ресурсов, дающая возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения общих целей.
Сущность функции мотивации состоит в том, чтобы члены организации добросовестно выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
Особое положение занимает среди функций управления контроль, по результатам которого должна производиться коррекция и решения, и плана, и системы целевых организаций, созданных для достижения цели образовательного учреждения.
Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой с помощью информации. Информация необходима для принятия решения, реализации принятого решения, т. е. планирования, организации, мотивации и контроля.
Коммуникация (процесс обмена информацией) является связывающей функцией управления. Управление современным учреждением предполагает создание множества линий коммуникации, пронизывающих учреждение, как по вертикали, так и по горизонтали.
Следует отметить, что в настоящее время существуют различные точки зрения на функциональный состав управления, что обусловлено сложностью самой управленческой деятельности, поэтому целесообразно существование каждого из подходов к определению функционального состава.
Функциональный подход к управлению позволяет практикам целостно представлять свою деятельность в виде управленческого цикла.
Однако, существует целый ряд причин, вследствие которых при применении системного и функционального подхода в управлении возникают значительные затруднения. К ним относят: жесткую алгоритмизацию управления; эффективное решение лишь однотипных проблем; акцентуация управленческих усилий на организационных аспектах в ущерб содержательным.