Файл: Сестринский процесс в палатах мать и дитя родильного дома.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
© Н.Ю. Сорокина, 2010
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В ПАЛАТАХ «МАТЬ И ДИТЯ» РОДИЛЬНОГО ДОМА
Н.Ю. Сорокина, акушерка акушерско-физиологического отделения Родильный дом №4, Омск
E-mail: KRD4_omsk@mail.ru
Показана организация сестринского процесса в палатах «Мать и дитя» родильного дома.
Ключевыеслова:сестринскийпроцесс,потребно-стиродильницы,потребностипериодановорожденно-сти,листсестринскогоухода,Школаматери,грудноевскармливание.
В соответствии с Концепцией демографической по- литики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г., важнейшей задачей демографической политики в стране является сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укре- пление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков. Ее решение предусматривает: повы- шение доступности и качества бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным – за счет развития перинатальных техно- логий; укрепление материально-технического и кадро- вого обеспечения службы материнства и детства; обе- спечение доступности и повышение качества медицин- ской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе – с использованием репродуктив- ных технологий.
Сегодня многие родильные дома работают в рамках Проекта «Мать и дитя», разработанного с целью внедре- ния комплексной системы медицинских услуг, отвечаю- щих реальным потребностям женщин репродуктивного возраста и новорожденных. Еще одна цель Проекта рас- ширить знания населения в области репродуктивного здоровья и планирования семьи. Результатом реализа- ции Проекта является создание эффективно функциони- рующей системы медицинского обслуживания женщин и детей, основанной на опыте мирового медицинского со- общества, последних научно-технических достижениях и результатах исследований в области доказательной медицины. Так, теперь в родильных домах функциониру- ют палаты «Мать и дитя». В родильном доме № 4 Омска та- ких палат – 66% от общего их числа.
Создание палат «Мать и дитя» обусловлено целесо- образностью более тесного контакта между матерью и ребенком. Основная особенность родильного дома (акушерского стационара) с совместным пребывани- ем матери и ребенка – активное участие матери в ухо-
де за новорожденным (пеленание, туалет кожных по- кровов и слизистых, кормление), чему медицинский персонал должен всемерно содействовать; повышает- ся уровень знаний медсестры о потребностях матери и новорожденного.
Цель исследования состояла в оценке качества се- стринской помощи. Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
-
выявить и ранжировать все возможные потребно- сти родильницы и новорожденного; -
проанализировать нарушение потребностей ро- дильницы в послеродовом периоде; -
проанализировать нарушение потребностей но- ворожденного; -
создать Лист сестринского ухода и внедрить его в работу палат совместного пребывания матери
и ребенка;
-
изучить эффективность Листа сестринского ухода в палатах совместного пребывания матери и ре- бенка.
Названные задачи решались с использованием та- ких методов, как наблюдение, интерпретация, обобще- ние, анкетирование, метод количественного подсчета. Сестринский процесс в акушерстве имеет особен- ности; он кардинально отличается от сестринского про- цесса в подразделениях терапевтического и хирургиче- ского профиля. Знание актуальных вопросов послеро- дового периода позволяет акушерке выделить нарушен- ные потребности родильницы и выбрать правильную
тактику их удовлетворения.
В число актуальных проблем послеродового перио- да входят:
-
общее состояние родильницы; -
изменения, происходящие после родов в матке; -
психоэмоциональный статус; -
изменения в венозной системе; -
задержка мочеиспускания и стула; -
хорошее питание; -
швы на промежности; -
риск заражения внутрибольничной инфекцией; -
становление функции лактации.
Исходя из этого, потребности родильницы таковы:
-
поддержание нормальной температуры тела; -
питание; -
целостность кожных покровов; -
налаживание лактации; -
правильная работа органов выделения; -
сон; -
удовлетворительное состояние здоровья; -
исключение опасностей; -
общение; -
психологические проблемы.
Потребности в питании, лактации, в правильной ра- боте органов выделения, в исключении опасностей, в об- щении и потребности психологического характера наи- более актуальны. Акушерка должна иметь достаточно высокий уровень профессиональных знаний, чтобы сво- евременно определить нарушенные потребности и ока- зать квалифицированную помощь.
Период новорожденности имеет много особенно- стей, что требует от персонала наличия навыков ухода за новорожденными (в родильных учреждениях этим за- нимается только средний медицинский персонал – аку- шерки и медсестры); при уходе за младенцами необхо- димы особая внимательность, осторожность. Главные моменты ухода за новорожденным:
-
уход за кожей и слизистыми оболочками с ис- пользованием техники обработки естественных
складок кожи;
-
уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой по рекомендациям Комитета экспертов ВОЗ; -
пеленание (по мнению ряда отечественных педи- атров, в настоящее время предпочтительно сво-
бодное пеленание).
Изучая период новорожденности, можно отметить такие характерные для ребенка состояния, как:
-
особенности теплового баланса; температура тела новорожденного склонна к довольно значи-
тельным колебаниям, что вызывает необходимость в создании оптимальной внешней среды; у неко- торых новорожденных в первые часы жизни тем- пература может снижаться на 1–2°С, у других на 3–4-й день жизни она повышается; основные при- чины этого: недостаточное поступление в орга- низм жидкости, несовершенство терморегуляции, перегревание, реакция организма на эндотокси- ны кишечной палочки при первичном заселении кишечника бактериальной флорой;
-
потеря первоначальной массы тела; -
физиологическая желтуха; -
мочекислый инфаркт; -
половой криз новорожденного; -
грудное вскармливание.
Зная вышеперечисленное, медсестра определяет тактику дальнейших действий.
Переходные состояния организма новорожденного обусловливают его потребности в питании, регулярности физиологических отправлений, сне, общем здоровье, под- держании нормальной температуры тела, чистоте (состо- яние слизистой глаз, кожных покровов, пупочной ранки).
Самые приоритетные из этих потребностей, с нашей точки зрения, – потребность в питании и чистоте.
Характерные для периода новорожденности состо- яния и потребности определяют роль медсестры: она должна доступно, в доброжелательной форме не только разъяснить матери ее основные обязанности по уходу за ребенком и соблюдению режима отделения, но и на- учить ее правилам ухода за новорожденным, а затем проконтролировать их соблюдение и оказать психологи- ческую помощь.
Изучив нарушенные потребности родильницы и но- ворожденного, мы можем предупредить серьезные осложнения как в послеродовом периоде, так и в пери- оде новорожденности и сформировать у родильницы навыки ухода за собой и ребенком.
Ведение Листа сестринского ухода, в котором четко отражены нарушенные потребности, позволяет акушер- ке повысить качество сестринской помощи родильнице и новорожденному.
В родильных домах Омска постепенно внедряется сестринский процесс ухода за родильницами и ново- рожденными. Введение в практику стандартов деятель- ности акушерки и детской медсестры дало возможность определить конкретные потребности пациентов, при- влечь женщин к активному участию в планировании и осуществлении ухода за детьми, оценить правильность и полноту выполнения врачебных назначений, эффектив- ность акушерской работы, качество оказания помощи и ведения документации. Акушерки активно участвуют в реализации Проекта «Мать и дитя». Акушерка и медсе- стра отделения новорожденных сейчас являются кон- сультантами по вопросам ухода за ребенком, грудного вскармливания, питания в послеродовом периоде.
Практическая часть исследовательской работы про- водилась на базе родильного дома № 4, расположенно- го в типовом здании. Акушерское физиологическое от- деление рассчитано на 30 коек и включает в себя 6 па- лат «Мать и дитя» и 3 палаты раздельного пребывания. Палаты совместного пребывания матери и ребенка созданы на основании приказа МЗ РФ №76 от 16.03.1999 г.
«Об охране, поощрении и поддержке практики грудно- го вскармливания в Омской области». Медицинский персонал активно обучает матерей навыкам практиче- ского выхаживания новорожденных, уходу за ними (пе- ленание, туалет кожных покровов и слизистых, кормле- ние). В обслуживании родильниц очень большую роль играют акушерки: разъясняют особенности ухода за ре- бенком, важность грудного вскармливания, общаются с родственниками родильницы. В отделении организова- на работа Школы матери, на занятиях которой акушерки беседуют с женщинами на такие актуальные темы, как: питание кормящей матери; грудное вскармливание; уход за новорожденным; контрацепция после родов; ги- гиена послеродового периода.
В функции акушерки входит и психоэмоциональная поддержка матери.
В каждой палате «Мать и дитя» имеются разработан- ные акушерками памятки по питанию родильницы и по кон- трацепции. Женщина из предлагаемых методов контра- цепции может выбрать наиболее подходящий для нее.
Общение с матерью – неотъемлемая часть работы сестринского персонала. Акушерки, работающие в пала- тах «Мать и дитя», отвечают на все вопросы женщины имен- но в том объеме, который соответствует ее психологиче- скому состоянию. Каждая акушерка понимает, что цель этих бесед – снижение стрессового напряжения, фор- мирование доверия к персоналу. Но это не всегда легко, так как женщина поступает в отделение, не будучи доста- точно подготовленной к выполнению материнских функций и в состоянии психологического стресса после родов. По- этому все рекомендации и беседы достаточно лаконичны и преподносятся в доступной для понимания форме.
Акушерка, обучая мать навыкам практического ухо- да за новорожденным и технике грудного вскармлива- ния, от чего зависит становление лактации и успешное ее продолжение, обязательно учитывает наличие или от- сутствие такого опыта у женщин. Первородящим приоб- ретение навыков дается труднее, повторнородящим – легче, но бывает, что и они усваивают знания не в полной мере. Сестринский персонал разъясняет положитель- ное влияние грудного вскармливания как на ребенка, так и на организм женщины, преимущество грудного вскармливания перед искусственным. Грудное вскарм- ливание дает преимущества и родильному дому:
-
создается более теплая и спокойная эмоцио- нальная атмосфера; -
снижается частота гнойно-септических инфекций (ГСИ) у женщин и новорожденных; -
сокращается занятость персонала уходом за детьми; -
уменьшается число брошенных детей; -
повышается имидж и престиж родильного дома. Нами разработан проверочный лист правильного
прикладывания к груди с различными позами для кормле- ния и, ориентируясь на предложенную информацию, женщина выбирает любую подходящую ей позу. Акушер- ка проводит обучение технике правильного сцеживания молока, для предупреждения возникновения лактостаза, трещин соска, гипогалактии рекомендует маме чаще прикладывать ребенка к груди, сцеживать до кормления немного молока, сцеживать молоко после кормления, обязательно носить бюстгальтер, который хорошо под- держивает грудь, обращать внимание на технику соса- ния, регулировать свой режим дня: обеспечивать дневной сон, хорошее питание, исключать эмоциональные на- грузки. Так акушерки создают психологический настрой на длительное и полноценное грудное вскармливание. В палатах «Мать и дитя» не пеленают, так как тугое пе- ленание тормозит нервно-психическое развитие ново- рожденного, способствует потере тепла из-за нарушения микроциркуляции и не соответствует одному из основных принципов грудного вскармливания – кормлению по тре- бованию малыша. Поэтому новорожденные с первых же дней одеты в распашонку, ползунки, носочки и шапочку. Выписка родильниц с новорожденными в нашем от- делении проводится на 3–4-е сутки. Старшая акушерка передает такую родильницу в день выписки на патро- наж в женскую консультацию и на участок – терапевту, а старшая медсестра отделения новорожденных –
в детскую поликлинику на участок врачу-педиатру.
С созданием палат «Мать и дитя» показатели работы родильного дома улучшились:
-
число койко-дней сократилось с 8,2 в 2007 г. до 7,6 в 2008 г.; -
материнская смертность отсутствует; -
число детей в палатах совместного пребывания увеличилось (60,2%); -
частота раннего прикладывания к груди составля- ет от 89 до 97,2%; -
число родов с присутствием мужа роженицы за данный период составило от 80 до 93%; -
нет случаев тяжелого травматизма у родильниц (разрывы промежности III степени, шейки матки
III степени);
-
частота эпизиотомий в родах снизилась с 26,9% в 2007 г. до 17,8% в 2008 г.; следовательно, метод ро- доразрешения был оптимальным, и существенно повысилась квалификация акушерок, непосред- ственно участвующих в родовспоможении; -
частота кровотечений в раннем послеродовом периоде снизилась с 6,3% в 2006 г. до 4,2% в 2008 г.; -
уменьшилась частота ГСИ у родильниц и ново- рожденных (см. таблицу).
Мы провели анонимное анкетирование 55 родиль- ниц из палат «Мать и дитя». Вопросы касались грудного вскармливания, правил ухода за ребенком, отношения к персоналу. Респонденты были в возрасте от 18 до 40 лет, первородящих – 58,1%, повторнородящих – 41,9%. Полу- чены следующие результаты:
-
в женской консультации беседы о преимуществах грудного вскармливания и совместного пребыва-
ния матери и ребенка в палате прослушали лишь 54,5% женщин;
-
психологическую поддержу от родственников во время беременности получили все женщины; -
основным источником знаний о беременности, родах, уходе за малышом и о совместном пребы-
вании матери и ребенка в палате для 76,3% жен- щин стала специальная литература; 23,7% счита- ли, что владеют такими знаниями;
-
к совместному пребыванию матери и ребенка в палате 90,9% женщин относятся положительно, но
находиться с ребенком сразу после родов «Мать и дитя» пожелали лишь 78,1%;
-
научиться правилам ухода за ребенком до его рождения пожелали 90,9% женщин; -
92,7% женщин считают, что при совместном пре- бывании матери и ребенка быстрее устанавлива-
ется психоэмоциональный контакт;
-
вся группа женщин доверяет профессиональным знаниям акушерки; -
помощь персонала в приобретении навыков по уходу за ребенком получили 92,7% женщин, а пси-
хологическую поддержку со стороны сестрин- ского персонала в роддоме – 70%.
Заболеваемость ГСИ родильниц и новорожденных (на 1000 человек)
Показатель | ГСИ, случаи | |
2007 г. | 2008 г. | |
Новорожденные | 39,1 | 20,7 |
Родильницы | 13,9 | 12,4 |
Женщинам предложили указать, как бы они опреде- лили стиль общения персонала с пациентами, принятый в отделении (был предложен перечень определений). Большинство отметили доброжелательность, ответ- ственность, приветливость, что свидетельствует о высо- ком профессиональном уровне подготовки сестринско- го персонала. Однако указывалось и на равнодушие, невнимательность, следовательно в ряде случаев взаи- мопонимание между женщиной и сестринским персо-
налом отсутствовало.
Анкетирование позволило сделать следующие выводы:
-
в женской консультации беременным недостаточ- но разъясняют преимущества грудного вскармли- вания и совместного пребывания в палате матери и ребенка; -
к занятиям в Школе матери необходимо привле- кать большее количество беременных; -
с родственниками следует проводить беседы о значении их присутствия при родах и поддержке
женщины во время родов;
-
персонал родильного дома № 4 должен больше внимания уделять приобретению женщиной прак- тических навыков ухода за новорожденным, во- просам грудного вскармливания, технике кормле- ния, сцеживания грудного молока, гигиене после- родового периода; -
персоналу родильного дома № 4 рекомендуется повышать свой профессиональный уровень путем
изучения специальной литературы, проводить за- нятия по актуальным вопросам в группе поддерж- ки грудного вскармливания.
Для улучшения качества сестринской помощи нами был разработан Лист сестринского ухода в палатах
«Мать и дитя» с учетом выявленных нарушенных потреб- ностей родильницы в послеродовом периоде и нару- шенных потребностей новорожденного. Работа велась с группой из 30 родильниц с 1-го дня поступления в пала- ту «Мать и дитя» и до выписки.
Рекомендуемая литература
Аршавский И.А. Современные достижения в физиологии и биохимии лактации. – М., 1991. – С. 85–90.
Безнощенко Г.Б. Физиология беременности и послеродового перио- да. – Омск, 2005. – 308 с.
Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского воз- раста. – М.: Медицина, 1973. – 225 с.
Дуда И.В., Дуда В.И., Дражина О.Г. Акушерство. – Минск: «Вышэйшая школа», 2002. – 464 с.
Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. – М.: Гэотар- Мед, 2009. – 416 с.
Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия. – М.: ОНИКС, 2008. – 592 с.
Анализ данных Листа показал, что:
вскармливания при рождении последующих детей, а грудное вскармливание, в свою очередь, способ- ствует сохранению здоровья женщины после родов;
-
полученные матерью в палатах «Мать и дитя» на- выки ухода за новорожденным, грудного вскарм-
ливания дают женщине чувство уверенности в том, что она сможет самостоятельно справиться с ре- бенком в домашних условиях;
-
благодаря внедрению инновационных технологий и высокоорганизованной работе коллектива ро-
дильного дома № 4 создается безопасная для ма- тери и ребенка больничная среда.
Внедрение Листа сестринского ухода помогает пер- соналу на ранних этапах выявлять отклонения от нормы и своевременно оказывать матери помощь в организации грудного вскармливания и ухода за новорожденным. Лист сестринского ухода отражает профессиональный уро- вень знаний сестринского персонала и качество оказыва- емой помощи. Полученный в ходе исследования опыт не только помогает улучшить работу в палатах «Мать и дитя» родильного дома № 4, но и может быть использован в дру- гих родильных домах, а данные исследования могут быть представлены на конференциях для медсестер отделения новорожденных и акушерок послеродовых отделений. Предложения по повышению качества сестринской помощи: ходатайствовать перед руководством лечебно- профилактических учреждений о переходе на режим работы палат совместного пребывания; внедрить в ра- боту сестринского персонала Лист сестринского ухода за родильницей и новорожденным с целью улучшения качества сестринской помощи и формирования у мате- ри доверия к персоналу; сестринскому персоналу рас- ширить работу в Школе матери по вопросам охраны и по- ощрения грудного вскармливания; организовать цикл се- минаров и практических занятий для сестринского персонала по теме «Эффективное консультирование ро-
дильниц по вопросам грудного вскармливания».
-
случаев ГСИ среди родильниц и новорожденных, находящихся в палатах «Мать и дитя», не регистри- ровалось; -
общее состояние матери и новорожденного не страдало; -
ограничения передвижений родильниц вместе с ре- бенком, находящихся в палатах «Мать и дитя», не на-
блюдалось;
-
проблем с грудным вскармливанием не отмечалось; -
уход за новорожденным осуществлялся матерью, а сестринский персонал контролировал и помо- гал освоить навыки грудного вскармливания; -
соблюдался принцип ранней выписки матери и новорожденного домой.
По результатам научно-исследовательской работы сделаны следующие выводы:
-
с внедрением в работу родильного дома № 4 па- лат совместного пребывания матери и ребенка
улучшились показатели работы как отделения, так и родильного дома в целом;
-
организация палат «Мать и дитя» способствует дли- тельному кормлению ребенка грудным молоком
(до 1,5–2 лет), формирует доминанту грудного
ORGANIZING A NURSING PROCESS IN THE «MOTHER AND BABY» WARDS OF A MATERNITY HOSPITAL
N.Yu. Sorokina
Maternal Hospital Four, Omsk
The paper shows how a nursing process is organized in the
«Mother and Baby» wards of a maternity hospital.
Key words: nursing process, puerperant needs, neonatalneeds,nursingsheet,maternalschool,breastfeeding.