ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность проекта.
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.
Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.
Руководствуясь данными требованиями, педагоги ДОУ проводят работу по созданию соответствующей эколого-развивающей среды.
Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.
Задачи проекта:
Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений о растениях в природе, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту.
Установить контакты и взаимопонимание между педагогами, родителями, общественными организациями.
Групповые центры природы.
Главная особенность центра природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями, общение с ними, уход и выращивание.
Если позволяет помещение, животный мир уголка природы в средней – подготовительной групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих.
В центрах природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящика с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания.
Воспитатель организует в уголке природы три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, познавательно-ознакомительную и общение с природой.
Первый вид деятельности надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением создает образец правильного и гуманного отношения к природе. Он показывает, что и как надо делать с ними. При этом ребята минимально участвуют в трудовых операциях.
В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать самому.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей интенсивно вырастает. Дежурства детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает в роли помощника.
Экологическая тропа.
Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками детского сада и родителями детей.
Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты, затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых.
В нашем детском саду так же создана экологическая тропа, в которую входит:
-
Зеленая Аптека.
Аптека создана для рассматривания и изучения с детьми дошкольного возраста лекарственных растений.
Цель: изучение лекарственных растений.
Задачи:
-
расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; -
развивать речь: обогащать словарь; -
воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Планируемый результат: Закрепить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.
-
Метеостанция.
Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.
Цель: Приучать детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; воспитывать осознанно правильное отношение к природе.
За дачи:
-
Организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой. -
Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира. -
Формировать представления о четырех частях света. -
Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды. -
Познакомить с профессией метеоролога.
-
Пруд
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воды. Пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов. Закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
• способствовать расширению и уточнению представлений о свойствах воды, ее качестве, о жизни водных обитателей, о значении воды в жизни человека;
• побуждать любознательность детей;
• способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе.
-
Птичья столовая
Зимнее время – это не только веселые праздники, зимние забавы, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться.
Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Цель:
Создание условий для познавательной и творческой активности, положительного эмоционального состояния, развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную и трудовую деятельности.
Задачи:
-Уточнить знания детей о внешнем виде зимующих птиц их повадках, роли человека в жизни птиц.
-Дать знания о том, что птицам зимой очень трудно, нет еды, которую они сами могли бы добыть.
-Объяснить как правильно и чем подкармливать птиц.
-Развивать нравственные качества, желание заботиться о птицах, трудиться, творить.
-Способствовать развитию любознательности, познавательной и творческой активности.
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
-Воспитывать любовь к пернатым, интерес к ним, желание помочь в трудных зимних условиях.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-
Огород
Огород способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Цель: в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
-
Расширять знания детей о культурных растениях; -
Закреплять знания о строении растений; -
Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, тыква, картофель, свекла, морковь, капуста); -
Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва); -
Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого; -
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями.
Экологический электронный календарь
Цель данного пособия – оказание методической поддержки педагогам, в использовании в своей работе «Годовой календарь экологических мероприятий и памятных дат», связаных с флорой и фауной.
Пособие включает краткие рекомендации по организации и проведению
мероприятий, связанных с различными «экологическими» и природоохранными датами.
В частности, приведены примеры использования таких современных форм и методов повышения экологической грамотности дошкольников, как мастер-классы, шоу-лекции, эко-квесты и другое.