Файл: Актуальность проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Актуальность проекта.

Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

Руководствуясь данными требованиями, педагоги ДОУ проводят работу по созданию соответствующей эколого-развивающей среды.

Цель данной работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста через создание единого эколого-развивающего пространства.

Задачи проекта:

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений о растениях в природе, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.

Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту.

Установить контакты и взаимопонимание между педагогами, родителями, общественными организациями.

Групповые центры природы.

              Главная особенность центра природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями, общение с ними, уход и выращивание.

          Если позволяет помещение, животный мир уголка природы в средней – подготовительной групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих.

         В центрах природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящика с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания.


      Воспитатель организует в уголке природы три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, познавательно-ознакомительную и общение с природой.

        Первый вид деятельности надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников.

        В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением создает образец правильного и гуманного отношения к природе. Он показывает, что и как надо делать с ними. При этом ребята минимально участвуют в трудовых операциях.

        В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать самому.

        В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей интенсивно вырастает. Дежурства детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает в роли помощника.

Экологическая тропа.

     Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками детского сада и родителями детей.

   Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты, затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых.

В нашем детском саду так же создана экологическая тропа, в которую входит:

  1. Зеленая Аптека.

Аптека создана для рассматривания и изучения с детьми дошкольного возраста лекарственных растений.

Цель: изучение лекарственных растений.

Задачи:

  • расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования;

  • развивать речь: обогащать словарь;

  • воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.


Планируемый результат: Закрепить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.

  1. Метеостанция.


Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Цель: Приучать детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, использовать для этого специальные приборы; воспитывать осознанно правильное отношение к природе.

За дачи:

  • Организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.

  • Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

  • Формировать представления о четырех частях света.

  • Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.

  • Познакомить с профессией метеоролога.




  1. Пруд

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воды. Пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов. Закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи:

• способствовать расширению и уточнению представлений о свойствах воды, ее качестве, о жизни водных обитателей, о значении воды в жизни человека;

• побуждать любознательность детей;

• способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе.

  1. Птичья столовая

Зимнее время – это не только веселые праздники, зимние забавы,  но и крепкие морозы с пронизывающим ветром.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно  важные вопросы: как прокормиться.

Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.

Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Цель:                                                                  


 Создание условий для познавательной и творческой активности, положительного эмоционального состояния, развитие нравственных качеств детей через совместную познавательную, продуктивную  и трудовую деятельности.

Задачи:

-Уточнить знания детей о  внешнем виде  зимующих птиц их повадках, роли человека в жизни птиц.

-Дать знания о том, что птицам зимой очень трудно, нет еды, которую они сами могли бы добыть.

-Объяснить как правильно и чем подкармливать птиц.

-Развивать нравственные качества, желание заботиться о птицах, трудиться, творить.

-Способствовать развитию любознательности, познавательной и творческой активности.

-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

-Воспитывать любовь к пернатым, интерес к ним, желание помочь в трудных зимних условиях.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Огород

Огород способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Цель: в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. 

Задачи:

  • Расширять знания детей о культурных растениях;

  • Закреплять знания о строении растений;

  • Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, тыква, картофель, свекла, морковь, капуста);

  • Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);

  • Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;

  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями.

Экологический электронный календарь

Цель данного пособия – оказание методической поддержки педагогам, в использовании в своей работе «Годовой календарь экологических мероприятий и памятных дат», связаных с флорой и фауной.

Пособие включает краткие рекомендации по организации и проведению


мероприятий, связанных с различными «экологическими» и природоохранными датами.

В частности, приведены примеры использования таких современных форм и методов повышения экологической грамотности дошкольников, как мастер-классы, шоу-лекции, эко-квесты и другое.