Файл: Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды растениями.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды растениями».
Тип урока: урок комбинированный
Цель: сформулировать представления о процессах испарения воды листьями и листопаде.
Задачи:
-образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для формирования у учащихся знаний о функциях листа( испарение воды, фотосинтез, газообмен.), значении испарения в жизни растений.;
-развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию целеполагания.
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умений слушать одноклассников, аргументировать выбор ответа; осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь объяснять значение знаний о транспирации при выращивании растений в разных условиях, для озеленения помещений. Уметь объяснять значение знаний о листопадных и вечнозеленых растениях для проведения работ по ландшафтному дизайну и озеленению помещений.
Метапредметные: уметь структурировать информацию. Представлять результаты своей работы(П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих(Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки(Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы(К),
Предметные : иметь представление о транспирации и ее значении.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации.
Ход урока:
Добрый день ребята!
Ассоциации к теме по ассоциации определяем тему урока:
Слайд 1(кипит вода в чайнике).
Какой процесс происходит? (кипение, испарение воды) этот процесс происходит в быту.
Слайд 2 (туман, облака, испарение из лужи, роса )
В природе мы можем наблюдать это же явление?- испарение
ответы
А кто скажет, что такое испарение?
(ответы учеников)
- Это превращение жидкости в пар. (парообразование)
- Когда частички воды отрываются и улетают в воздушное пространство.
Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразную форму.
Значит какая тема нашей первой части урока ?
ученики говорят
Испарение воды растениями
Записываем тему я на доске вы тетрадях.
Если тема нашего урока испарение воды растениями, какова цель нашего урока?
И на какие вопросы мы найдем сегодня ответы?
И какой вопрос будет главным?
(Для чего растениям испарение?) Запись основного вопроса на доске.
Для того, чтобы ответить на наши вопросы мы должны стать сотрудниками научно-исследовательской лаборатории.
- Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.
(учащиеся дают ответы).
- Что такое фотосинтез?
- В каких условиях происходит фотосинтез?
- Что выделяется в процессе фотосинтеза?
- Каково его значение?
- Чем дышат растения?
- Что такое корневое давление?
- Как называются организмы, самостоятельно создающие органические вещества? (автотрофы)
Какие вещества использует растение в процессе фотосинтеза? (вода, углекислый газ при участии солнечной энергии)
- Что выделяется при дыхании?
(учащиеся дают ответы).
Опыт 1: в три пробирки налили одинаковое количество воды и масла , чтоб вода не испарялась с поверхности пробирки, в первую пробирку поместили побег с листьями, во вторую побег без листьев с почками, третью оставили пустой.
-
Что же мы увидели ? -
Ответ -В процессе наблюдения увидели, что воды стало меньше в пробирке в которой находился побег с листьями. -
(Слайд 3,4) можно сделать Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением через устьица. (прикрепляют на доске рисунок с устьицами
Учитель Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?
Учитель записывает на доске понятие – транспирация
Учащиеся записывают в тетрадь
Транспирация-это процесс испарения воды листьями через устьица
Условия , влияющие на испарение: температура, сила ветра, влажность
Приспособления у растений к уменьшению испарения
1.площадь листовой пластинки
2.воской налёт
3.видоизмения листьев
4.сворачивание листовой пластинки в трубочку
5.поворот листа к свету ребром
Значение испарения:
-
способствует передвижению воды и минеральных веществ в растении; -
охлаждает растение, -
предохраняет от перегрева и ожогов; -
-оказывает влияние и на климат
слайд Разные растения испаряют разное количество воды.
Закрепление: возьмите сигнальные карточки
Красный цвет – нет
Зелёный - да
(Слайд ) Выберите правильный ответ. Да/нет
2. У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Да
4.Корневое давление способствует продвижению воды от корней в листья да
Подведение итогов(слайд ).
-
Сегодня на уроке я узнал…… -
Эти знания я могу использовать в жизни…
9.Домашнее задание: изучить стр. 51-52. Ответить на вопросы