Файл: Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды растениями.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема урока: «Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды растениями».

Тип урока: урок комбинированный

Цель: сформулировать представления о процессах испарения воды листьями и листопаде.

Задачи:

-образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для формирования у учащихся знаний о функциях листа( испарение воды, фотосинтез, газообмен.), значении испарения в жизни растений.;

-развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию целеполагания.

-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умений слушать одноклассников, аргументировать выбор ответа; осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь объяснять значение знаний о транспирации при выращивании растений в разных условиях, для озеленения помещений. Уметь объяснять значение знаний о листопадных и вечнозеленых растениях для проведения работ по ландшафтному  дизайну и озеленению помещений.

Метапредметные: уметь структурировать информацию. Представлять результаты своей работы(П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих(Л). Умение организованно выполнять задания. Развитие навыков самооценки(Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы(К),

Предметные : иметь представление о транспирации и ее значении.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point  по теме урока и оборудование для ее демонстрации.

Ход урока:

Добрый день ребята!

Ассоциации к теме по ассоциации определяем тему урока:

Слайд 1(кипит вода в чайнике).

Какой процесс происходит? (кипение, испарение воды) этот процесс происходит в быту.

Слайд 2 (туман, облака, испарение из лужи, роса )

В природе мы можем наблюдать это же явление?- испарение

ответы

А кто скажет, что такое испарение?

(ответы учеников)

- Это превращение жидкости в пар. (парообразование)


- Когда частички воды отрываются и улетают в воздушное пространство.

Испарение – это процесс перехода жидкой воды в газообразную форму.

Значит какая тема нашей первой части урока ?

ученики говорят

Испарение воды растениями

Записываем тему я на доске вы тетрадях.

Если тема нашего урока испарение воды растениями, какова цель нашего урока?

И на какие вопросы мы найдем сегодня ответы?

И какой вопрос будет главным?

(Для чего растениям испарение?) Запись основного вопроса на доске.

Для того, чтобы ответить на наши вопросы мы должны стать сотрудниками научно-исследовательской лаборатории.

- Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.

(учащиеся дают ответы).

- Что такое фотосинтез?

- В каких условиях происходит фотосинтез?

- Что выделяется в процессе фотосинтеза?

- Каково его значение?

- Чем дышат растения?

- Что такое корневое давление?

- Как называются организмы, самостоятельно создающие органические вещества? (автотрофы)

Какие вещества использует растение в процессе фотосинтеза? (вода, углекислый газ при участии солнечной энергии)

- Что выделяется при дыхании?

(учащиеся дают ответы).

Опыт 1: в три пробирки налили одинаковое количество воды и масла , чтоб вода не испарялась с поверхности пробирки, в первую пробирку поместили побег с листьями, во вторую побег без листьев с почками, третью оставили пустой.

  • Что же мы увидели ?

  • Ответ -В процессе наблюдения увидели, что воды стало меньше в пробирке в которой находился побег с листьями.

  • (Слайд 3,4) можно сделать Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением через устьица. (прикрепляют на доске рисунок с устьицами

Учитель Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?

Учитель записывает на доске понятие – транспирация



Учащиеся записывают в тетрадь

Транспирация-это процесс испарения воды листьями через устьица

Условия , влияющие на испарение: температура, сила ветра, влажность

Приспособления у растений к уменьшению испарения

1.площадь листовой пластинки

2.воской налёт

3.видоизмения листьев

4.сворачивание листовой пластинки в трубочку

5.поворот листа к свету ребром

Значение испарения:

  • способствует передвижению воды и минеральных веществ в растении;

  • охлаждает растение,

  • предохраняет от перегрева и ожогов;

  • -оказывает влияние и на климат

слайд Разные растения испаряют разное количество воды.

Закрепление: возьмите сигнальные карточки

Красный цвет – нет

Зелёный - да

(Слайд ) Выберите правильный ответ. Да/нет

2. У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Да

4.Корневое давление способствует продвижению воды от корней в листья да

Подведение итогов(слайд ).

  • Сегодня на уроке я узнал……

  • Эти знания я могу использовать в жизни…

9.Домашнее задание: изучить стр. 51-52. Ответить на вопросы