Файл: Лб имя существительное как часть речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РУССКИЙ ЯЗЫК

для студентов ОЗО

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»,

направленность (профиль) «Начальное образование»

(2 семестр)

ЛБ 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Вопросы

1. Имя существительное как часть речи: категориальное значение, морфологические свойства, синтаксические особенности.

2. Образование имен существительных.

3. Лексико-грамматические разряды (ЛГР) существительных.

4. Грамматические категории имен существительных, их взаимосвязь и средства выражения.

5. Морфологический разбор существительных.
Задания

1. Прочитайте предложенный ниже текст. Выпишите все существительные, распределив их по лексико-грамматическим разрядам (ЛГР). Все ли ЛГР представлены?
Таймырское озеро
Почти в самом центре полярной станции страны раскинулось огромное Таймырское озеро. С запада на восток тянется оно длинной блистающей полосой. На севере возвышаются каменные глыбы, за ними маячат черные хребты. Сюда до последнего времени человек совсем не заглядывал. Лишь по течению рек можно встретить следы пребывания человека. Весенние воды иногда приносят с верховьев рваные сети, поплавки, поломанные весла и другие немудреные принадлежности рыбачьего обихода.

У заболоченных берегов озера тундра оголилась, только кое-где белеют и блестят на солнце пятна снега. Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирает на берега. Еще крепко держит ноги скованная ледяным панцирем мерзлота. Лед в устье рек и речонок долго будет стоять, а озеро очистится дней через десять. И тогда песчаный берег, залитый светом, перейдет в таинственное свечение сонной воды, а дальше — в торжественные силуэты, смутные очертания противоположного берега.

В ясный ветреный день, вдыхая запахи пробужденной земли, бродим по проталинкам тундры и наблюдаем массу прелюбопытных явлений. Необычайно сочетание высокого неба с холодным ветром. Из-под ног то и дело выбегает, припадая к земле, куропатка; сорвется и тут же, как подстреленный, упадет на землю крошечный куличок. Стараясь увести незваного посетителя от своего гнезда, куличок начинает кувыркаться у самых ног. У основания каменной россыпи пробирается прожорливый песец, покрытый клочьями вылинявшей шерсти. Поравнявшись с обломками камней, песец делает хорошо рассчитанный прыжок и придавливает лапами выскочившую мышь. А еще дальше горностай, держа в зубах серебряную рыбу, скачками проносится к нагроможденным валунам.


У медленно тающих ледничков скоро начнут оживать и цвести растения. Первыми зацветут кандык и горянка, которые развиваются и борются за жизнь еще под прозрачною крышкою льда. В августе среди стелющейся на холмах полярной березы появятся первые грибы.

В поросшей жалкой растительностью тундре есть свои чудесные ароматы. Наступит лето, и ветер заколышет венчики цветов, жужжа пролетит и сядет на цветок шмель.

Небо опять хмурится, ветер начинает бешено свистеть. Пора возвращаться в дощатый домик полярной станции, где вкусно пахнет печеным хлебом и уютом человечьего жилья. А завтра мы начнем разведывательные работы.

И. Соколов-Микитов
2. Определите принадлежность этих существительных к категории рода. Покажите взаимовлияние категорий рода и числа.

3. Отметьте существительные, имеющие форму одного числа (только ед. или только мн. ч. если есть). Проследите зависимость между принадлежностью существительного к ЛГР и его способностью образовывать формы чисел.

4. Подберите существительные из выписанных к каждому типу склонения.

5. Определите грамматические значения косвенных падежей (кроме Вин.) выписанных существительных, учитывая контекст.

6. Выполните морфологический разбор не менее 10 имен существительных (по вашему выбору). План морфологического разбора и образец приводится в лекции и ниже.

7. Сгруппируйте сложносокращенные слова по их отнесенности к категории рода: БАМ, профорг, собес, МХАТ, колхоз, ПТУ, МГУ, ДК, втуз, ГЭС, загс, МИД, ООН, ТАСС, МК, ТО, ГУВД.

8. Просклоняйте свои фамилию и имя. Будьте готовы объяснить особенности склонения, если они есть.
План морфологического разбора имени существительного


  1. Часть речи. Общее значение. Вопрос кто? что? (ставится в нужном падеже).

  2. Начальная форма: именительный падеж, единственное число

  3. Морфологические признаки:

    1. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.

    2. Непостоянные признаки: падеж, число.

  4. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.


Пример:

Книга3 — наш учитель3(В. Маяковский).


  1. Книга — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?

  2. Начальная форма — книга.

  3. Морфологические признаки:

    1. Постоянные признаки: имя нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.

    2. Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

  4. В предложении является подлежащим: (что?) книга.




  1. Учитель — имя существительное, обозначает предмет/ лицо, имеет переносное значение (источник знаний), отвечает на вопрос кто?

  2. Начальная форма — учитель.

  3. Морфологические признаки:

    1. Постоянные признаки: имя нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

    2. Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

  1. В предложении является сказуемым (именная часть составного сказуемого): (кто?) учитель.