Файл: 1. Что такое здоровый образ жизни и как его реализовать.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Что такое здоровый образ жизни и как его реализовать?

Здоровый образ жизни - это активная и целенаправленная система поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического психического и социального здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя: соблюдение рационального режима дня; следование правилам личной гигиены, закаливание; рациональное питание; отказ от вредных привычек; оптимальную двигательную активность (занятия физическими упражнениями и спортом).

Двигательная активность – основная составляющая ЗОЖ, это естественная потребность человека в движении. Количество движений, которые совершает человек в течение какого-либо периода времени, составляет объём двигательной активности. Учёные установили: если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия — недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.

Двигательная активность представлена в ЗОЖ в следующих формах:

1. Утренняя зарядка;

2. Регулярные спортивно-оздоровительные занятия;

3. Активный отдых;

4. Закаливающие процедуры.

Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма и тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма. Большое значение в ведении здорового образа жизни имеют семейные традиции. Если же этого в семье нет, то человек сам должен позаботиться о своём здоровье и вовлечь в занятия физическими упражнениями своих близких.

2. Назовите признаки различной степени утомления и объясните, что надо делать при их появлении?

Принято различать два вида утомления — умственное и физическое.

Умственное характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью сосредоточиться.

Физическое — снижением физической работоспособности, уменьшением силы мышц, ухудшением координации движений.

Значительное утомление (переутомление I степени). Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение координации. Восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно.


Резкое переутомление (переутомление II степени). Нарушение координации движений. Жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение или побледнение кожи. Подавленное состояние.

Чтобы не уставать, необходимы правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный фон. Понятие «утомление» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления I или II степени надо обратиться к учителю или врачу.

3. Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно её сформировать?

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека — важный аспект физического развития. Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Что нужно делать, чтобы осанка была прямой?

1)Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

2)Правильно сидеть за столом, не горбиться.

3)При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

4)Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

5)Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через

каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами,

потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

6)Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной



спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору.

После длительного стояния надо обязательно полежать .

7)Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

4. Что понимается под индивидуальным физическим развитием и по каким основным показателям оно оценивается?

Под индивидуальным физическим развитием понимается общее физическое состояние каждого конкретного человека, его физическая подготовленность, состояние опорно-двигательного аппарата, телосложение осанка и т.д.

Индивидуальное физическое развитие оценивается по следующим показателям:

- сформированность опорно-двигательного аппарата

- уровень физической подготовленности

- физическое развитие (телосложение) – отсутствие кифозов, лордозов, сколиозов, плоскостопия и других недостатков

- двигательные возможности, физические качества (быстрота, сила, выносливость, координация движений и т.д.)

- отсутствие различных форм сердечно-сосудистой недостаточности

- отсутствие избыточной массы тела

В целях коррекции физического развития применяются специальные корригирующие и обще-развивающие физические упражнения: упражнения для укрепления мышц спины и передней части туловища (мышечный корсет), дыхательные упражнения — для улучшения функции дыхания, плавание, подвижные и спортивные игры, элементы различных видов спорта. При наличии избыточной массы полезны гимнастические упражнения, которые способствуют активизации жирового обмена в области живота, бедер и других частей тела. При выполнении таких упражнений следует чередовать исходные положения: стоя, сидя, лежа. Наиболее эффективно активизируют жировой обмен циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.

5. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения рекомендуются для развития гибкости? Как оценить личный уровень гибкости?

Гибкость - это рациональная работа мышечных тканей организма человека, обеспечивающая ему безболезненную свободу движения. 

Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, причем у мальчиков показатели гибкости ниже, чем у девочек. Однако при систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12—15 лет.

Различают пассивную и активную гибкость.

Пассивная гибкость — способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнера и т. п.).


Гибкость активная — способность человека достигать необходимой амплитуды движений за счет напряжения соответствующих собственных мышц. Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды.

К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку.

Для развития гибкости используют:

1. Динамические упражнения на растягивание (наклоны, прогибания, вращения);

2. Маховые движения;

3. Пружинистые движения;

4. Рывковые движения;

5. Упражнения с захватом;

6. Статические упражнения (удержание поз);

7. Упражнения с отягощениями (гантели, резинки, партнёр и др.).

Основное правило для развития гибкости – тренировку на гибкость проводить на «разогретом теле». При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются:

1) механический (с помощью гониометра);

2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра);

3) оптический;

4) рентгенографический.

6. В чём различие между скоростными и силовыми качествами человека? Какие упражнения способствуют их развитию?

1) Скоростные качества или иначе быстрота!

Быстрота-это способность чел-ка быстро и на ненадолго время противостоять внешним силам с помощью мышечных усилий! используется аэробное дыхание. ну в беге на 100м например.

2) Силовые качества - тоже способность чел-ка с помощью мышечных усилий может противостоять и преодолевать большую нагрузка. подъем тяжести например.

Развивать мышечную силу следует постепенно. по простому-качаться. но с обязательными интервалами отдыха. если вы в этом новичке то в неделю следует уделить таким тренировкам 2-3 занятия по 40 минут. запишитесь в фитнесс центр. Там есть инструктора которые составят график тренировок.

Как развить скоростные качества? ну смотря для чего. бывает: быстрота бега, быстрота кувырков например. Развивать следует многократными повторениями. Если развивать скоростной бег. То следует не пренебрегать методом "сопряжённого воздействия" с какими либо отягощениями. накладки на ноги (1,5-2 кг ) на каждую ногу. и бегать с ними 30-400 метров. Спринт. Таким образом вы будете развивать скоростные качества бега. Методов множество и каждым нужно пользоваться.


7. Раскройте необходимость организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур. Расскажите о том, какая взаимосвязь между лыжной подготовкой и закаливающими процедурами?

Закаливание - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

При закаливании повышается неспецифический иммунитет. Виды закаливания:

1. Пассивное — проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается.

2. Активное — систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).

Главная цель закаливания — приучить организм к резким колебаниям температуры, повысить его устойчивость к инфекциям, выработать невосприимчивость к заболеваниям, в частности простудным.

Основано закаливание на двух принципах.

Первый из них — тренировка, состоящая в систематически повторяемых по определенной программе раздражениях.

Второй принцип заключается в постепенном усилении интенсивности и увеличении продолжительности раздражений.

8. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня?

Физкультурные минутки – это кратковременные сеансы физических упражнений, используемые в качестве активного отдыха для поддержания работоспособности человека. Их цель – снятие утомления, повышения продуктивности умственной работы, активизация двигательных функций при однообразных статических положениях, предупреждения нарушения осанки.

На общеобразовательных уроках в школе и при выполнении домашних заданий у учащихся проявляются три вида утомления:

утомление зрения;

 утомление мышц и связок лучезапястного сустава при письме;

  общее утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе.

Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для физкультминутки необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по