ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель ВАРИАНТ 1 Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) липа
2) ястреб перепелятник
3) жук пахучий красотел
4) обыкновенный скворец
5) гусеница непарного шелкопряда
Ответ: 15342.
2. В детритных цепях питания происходит
1) минерализация органических остатков
2) восстановление углекислого газа
3) потребление живых растений
4) образование органических веществ
1.
3.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии — солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
Ответ: 235.
4.
Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания 1) продуценты
Б) синтезируют органические вещества из неорганических 2) редуценты
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных
Ответ: 111222.
5. Примером пастбищной цепи питания является
1) трава → саранча → дрозд → бактерии
2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии
3) навоз → муха → бактерии
4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб
1
6.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2)Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3)К фототрофам относят зелёные растения и хемосинтезирующие бактерии. (4)Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6)Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7)Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6:
3) К фототрофам относят зелёные растения; к хемотрофам - хемосинтезирующие бактерии, которые используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ
4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль продуцентов
6) Вещества передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой; Энергия, в отличие от веществ, не может передаваться по замкнутому циклу: на каждом этапе часть энергии рассеивается
7 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
В экосистеме пойменного луга
1. отсутствие консументов и редуцентов 2. разветвлённые пищевые цепи 3. разнообразный видовой состав трав 4. действие искусственного отбора велико 5. преобладание продуцентов одного вида 6. сбалансированный круговорот веществ
236
8.От скрещивания самцов морских свинок с белой гладкой шерстью с самками, имеющими чёрную мохнатую шерсть, в потомстве получены особи белые мохнатые и чёрные мохнатые. При скрещивании таких же самцов с белой гладкой шерстью с самками, имеющими чёрную гладкую шерсть, всё потомство имело чёрную гладкую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских самцов и самок морских свинок. Объясните, какие генетические законы соблюдаются в этом случае.
1) Первое скрещивание
2) Второе скрещивание
3) Закон независимого наследования и полного доминирования
Учитель ВАРИАНТ 2
1. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,
1) длинные цепи питания
2) короткие цепи питания
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
145
2. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии
3) образуют первичную продукцию в экосистеме
4) служат первым звеном в цепи питания
5) образуют доступные растениям неорганические вещества
6) являются консументами II порядка
3. Роль животных в биогеоценозе заключается в
1) минерализации органических веществ
2) синтезе органических веществ из неорганических
3) участии в передаче органических веществ по цепям питания
4) обогащении атмосферы кислородом
3
4. Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) выделяют в атмосферу кислород 1) консументы
Б) минерализуют органические вещества 2) продуценты
В) в цепи питания бывают разных порядков 3) редуценты
Г) создают органические вещества из неорганических
Д) представлены только животными
Е) вызывают гниение мёртвых организмов
Ответ: 231213.
5. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии
1) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад
2) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица
3) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица
4) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад
2
6.Найдите три ошибки в приведённом тексте «Цепи питания и экологическая пирамида». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)К продуцентам относят организмы, способные производить органические вещества из неорганических, а к консументам — организмы, потребляющие готовые органические вещества. (2)В качестве примера консумента первого порядка в экосистеме тайги можно привести волка. (3)Экологическая пирамида — графическое изображение соотношения между продуцентами и консументами всех трофических уровней в экосистеме. (4)Экологические пирамиды чаще всего составляют для отображения биомасс, численности и энергии на уровнях. (5)Правило экологической пирамиды гласит, что при переходе от одного трофического уровня к следующему сохраняется примерно 1% энергии. (6)В пастбищных пищевых цепях на первом трофическом уровне находятся травоядные животные. (7)В морских экосистемах пирамида биомасс перевёрнута — продуцентов в море меньше, чем консументов.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1. 2 — в качестве примера консумента второго порядка можно привести волка ИЛИ в качестве примера консумента первого порядка можно привести травоядное животное.
2. 5 — правило экологической пирамиды гласит, что при переходе от предыдущего трофического уровня к следующему сохраняется примерно 10 % энергии.
3. 6 — в пастбищных пищевых цепях на первом трофическом уровне находятся растения ИЛИ в пастбищных пищевых цепях на втором трофическом уровне находятся травоядные животные.
7.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Дубраве как устойчивому сообществу свойственны
1. необходимость в дополнительных источниках энергии 2. сезонные изменения температуры и влажности 3. разветвлённые пищевые сети 4. отсутствие редуцентов и паразитов 5. богатое видовое разнообразие 6. сбалансированный круговорот веществ
356
8. У томатов ген A - круглая форма плодов, a - грушевидная, B - красная окраска плодов, b - жёлтая. Гены формы плодов и окраски находятся в различных парах гомологичных хромосом.
Потомство томатов, полученное от скрещивания гетерозиготных томатов по гену A и гомозиготных по гену B с рецессивными дигомозиготными растениями, скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в F1 и F2, их соотношение по фенотипу в каждом поколении.
1)Первое скрещивание
2)Второе скрещивание
3) Генотипы и фенотипы потомства второго поколения (F2):
2 AaBb : 1 AaBB : 1 Aabb : 2 aaBb : 1 aaBB : 1 aabb
4) Соотношение по фенотипу: 3 круглая форма плодов и красная окраска (2 AaBb : 1 AaBB): 1 круглая форма и жёлтая окраска (1 Aabb) : 3 грушевидная форма и красная окраска плодов (2 aaBb : 1 aaBB) : 1 грушевидная форма и желтые плоды (1 aabb)
Учитель ВАРИАНТ 1
1.Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) липа 2) ястреб перепелятник 3) жук пахучий красотел 4) обыкновенный скворец
5) гусеница непарного шелкопряда
2. В детритных цепях питания происходит
1) минерализация органических остатков 2) восстановление углекислого газа
3) потребление живых растений 4) образование органических веществ
3.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии — солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
4.Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) являются первым звеном в цепи питания 1) продуценты
Б) синтезируют органические вещества из неорганических 2) редуценты
В) используют энергию солнечного света
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы
Е) разлагают органические вещества до минеральных
5. Примером пастбищной цепи питания является
1) трава → саранча → дрозд → бактерии
2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии
3) навоз → муха → бактерии
4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб
6.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2)Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3)К фототрофам относят зелёные растения и хемосинтезирующие бактерии. (4)Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6)Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7)Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.