ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитель ВАРИАНТ 1 Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  липа

2)  ястреб перепелятник

3)  жук пахучий красотел

4)  обыкновенный скворец

5)  гусеница непарного шелкопряда

 

Ответ: 15342.
2. В детритных цепях питания происходит

 

1) минерализация органических остатков

2) восстановление углекислого газа

3) потребление живых растений

4) образование органических веществ

1.

3.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса  — дубраве.

 

1)  короткие пищевые цепи

2)  устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3)  начальное звено цепи питания представлено растениями

4)  популяционный состав животных не изменяется во времени

5)  источник первичной энергии  — солнечный свет

6)  в почве отсутствуют редуценты

Ответ:
 235.

4.

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А)  являются первым звеном в цепи питания 1)  продуценты

Б)  синтезируют органические вещества из неорганических 2)  редуценты

 В)  используют энергию солнечного света

Г)  питаются готовыми органическими веществами

Д)  возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е)  разлагают органические вещества до минеральных

 

Ответ: 111222.
5. Примером пастбищной цепи питания является

 

1) трава → саранча → дрозд → бактерии

2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии

3) навоз → муха → бактерии

4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб

1

6.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1)Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2)Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3)К фототрофам относят зелёные растения и хемосинтезирующие бактерии. (4)Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6)Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7)Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.


Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6:

3) К фототрофам относят зелёные растения; к хемотрофам - хемосинтезирующие бактерии, которые используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ
4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль продуцентов
6) Вещества передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой; Энергия, в отличие от веществ, не может передаваться по замкнутому циклу: на каждом этапе часть энергии рассеивается
7 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
В экосистеме пойменного луга


1. отсутствие консументов и редуцентов 2. разветвлённые пищевые цепи 3. разнообразный видовой состав трав 4. действие искусственного отбора велико 5. преобладание продуцентов одного вида 6. сбалансированный круговорот веществ

236

8.От скрещивания самцов морских свинок с белой гладкой шерстью с самками, имеющими чёрную мохнатую шерсть, в потомстве получены особи белые мохнатые и чёрные мохнатые. При скрещивании таких же самцов с белой гладкой шерстью с самками, имеющими чёрную гладкую шерсть, всё потомство имело чёрную гладкую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских самцов и самок морских свинок. Объясните, какие генетические законы соблюдаются в этом случае.
1) Первое скрещивание



2) Второе скрещивание



3) Закон независимого наследования и полного доминирования

Учитель ВАРИАНТ 2

1. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,



 

1)  длинные цепи питания

2)  короткие цепи питания

3)  небольшое число видов

4)  осуществляется саморегуляция

5)  замкнутый круговорот веществ

6)  используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

 145

2. Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

 

1)  превращают органические вещества организмов в минеральные

2)  обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии

3)  образуют первичную продукцию в экосистеме

4)  служат первым звеном в цепи питания

5)  образуют доступные растениям неорганические вещества

6)  являются консументами II порядка

3. Роль животных в биогеоценозе заключается в

 

1)  минерализации органических веществ

2)  синтезе органических веществ из неорганических

3)  участии в передаче органических веществ по цепям питания

4)  обогащении атмосферы кислородом

3

4. Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А)  выделяют в атмосферу кислород 1)  консументы

Б)  минерализуют органические вещества 2)  продуценты

В)  в цепи питания бывают разных порядков 3)  редуценты

Г)  создают органические вещества из неорганических

Д)  представлены только животными

Е)  вызывают гниение мёртвых организмов

Ответ: 231213.
5. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии

 

1) Лисица → дождевой червь → землеройка → листовой опад

2) Листовой опад → дождевой червь → землеройка → лисица

3) Землеройка → дождевой червь → листовой опад → лисица

4) Землеройка → лисица → дождевой червь → листовой опад

2

6.Найдите три ошибки в приведённом тексте «Цепи питания и экологическая пирамида». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)К продуцентам относят организмы, способные производить органические вещества из неорганических, а к консументам  — организмы, потребляющие готовые органические вещества. (2)В качестве примера консумента первого порядка в экосистеме тайги можно привести волка. (3)Экологическая пирамида  — графическое изображение соотношения между продуцентами и консументами всех трофических уровней в экосистеме. (4)Экологические пирамиды чаще всего составляют для отображения биомасс, численности и энергии на уровнях. (5)Правило экологической пирамиды гласит, что при переходе от одного трофического уровня к следующему сохраняется примерно 1% энергии. (6)В пастбищных пищевых цепях на первом трофическом уровне находятся травоядные животные. (7)В морских экосистемах пирамида биомасс перевёрнута  — продуцентов в море меньше, чем консументов.


Пояснение.

Ошибки допущены в предложениях:

1.  2  — в качестве примера консумента второго порядка можно привести волка ИЛИ в качестве примера консумента первого порядка можно привести травоядное животное.

2.  5  — правило экологической пирамиды гласит, что при переходе от предыдущего трофического уровня к следующему сохраняется примерно 10 % энергии.

3.  6  — в пастбищных пищевых цепях на первом трофическом уровне находятся растения ИЛИ в пастбищных пищевых цепях на втором трофическом уровне находятся травоядные животные.

7.Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Дубраве как устойчивому сообществу свойственны


1. необходимость в дополнительных источниках энергии 2. сезонные изменения температуры и влажности 3. разветвлённые пищевые сети 4. отсутствие редуцентов и паразитов 5. богатое видовое разнообразие 6. сбалансированный круговорот веществ

 356

8.  У томатов ген A - круглая форма плодов, a - грушевидная, B - красная окраска плодов, b - жёлтая. Гены формы плодов и окраски находятся в различных парах гомологичных хромосом.
Потомство томатов, полученное от скрещивания гетерозиготных томатов по гену A и гомозиготных по гену B с рецессивными дигомозиготными растениями, скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в F
1 и F2, их соотношение по фенотипу в каждом поколении.

1)Первое скрещивание



2)Второе скрещивание



3) Генотипы и фенотипы потомства второго поколения (F2):
2 AaBb : 1 AaBB : 1 Aabb : 2 aaBb : 1 aaBB : 1 aabb

4) Соотношение по фенотипу: 3 круглая форма плодов и красная окраска (2 AaBb : 1 AaBB): 1 круглая форма и жёлтая окраска (1 Aabb) : 3 грушевидная форма и красная окраска плодов (2 aaBb : 1 aaBB) : 1 грушевидная форма и желтые плоды (1 aabb)


Учитель ВАРИАНТ 1

1.Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1)  липа 2)  ястреб перепелятник 3)  жук пахучий красотел 4)  обыкновенный скворец

5)  гусеница непарного шелкопряда

 2. В детритных цепях питания происходит

 1) минерализация органических остатков 2) восстановление углекислого газа

3) потребление живых растений 4) образование органических веществ

3.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса  — дубраве.

 1)  короткие пищевые цепи

2)  устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3)  начальное звено цепи питания представлено растениями

4)  популяционный состав животных не изменяется во времени

5)  источник первичной энергии  — солнечный свет

6)  в почве отсутствуют редуценты

4.Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А)  являются первым звеном в цепи питания 1)  продуценты

Б)  синтезируют органические вещества из неорганических 2)  редуценты

 В)  используют энергию солнечного света

Г)  питаются готовыми органическими веществами

Д)  возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е)  разлагают органические вещества до минеральных

5. Примером пастбищной цепи питания является

 1) трава → саранча → дрозд → бактерии

2) листовой опад → дождевой червь → крот → бактерии

3) навоз → муха → бактерии

4) листовой опад → дождевой червь → дрозд → ястреб

6.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. (2)Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. (3)К фототрофам относят зелёные растения и хемосинтезирующие бактерии. (4)Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. (5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. (6)Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. (7)Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.