Файл: Патристики, схоластикиАвтором концепции единого индустриального общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 521

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
детерминизма, волюнтаризма, индетерминизма либерализма
Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется
Догмой
Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь,
посюсторонность своего мышления», принадлежит философу
К. Марксу
Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется
Агностицизмом
Учение Декарта о субстанции имеет характер:
дуализма.
Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется
футурологией
Учение о бытии называется
онтологией
Учение о естественной материальной причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется
детерминизмом
Учение о предопределении истории и судеб людей божественной волей называется
провиденциализмом.
Учение о причинно-следственных связях называется
детерминизмом.
Учение о ценностях называется
аксиологией
Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом
Платоном
Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, называется
эвдемонизмом
Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен
Н. Бердяевым
Философ, впервые сформулировавший проблему бытия и небытия в философии
Парменид.
Философами, применившими диалектические законы развития к материальной природе, обществу и мышлению, являются
К. МарксФ. Энгельс
Философия как форма мировоззрения возникает в
VII–VI вв. до н.э.
Философия науки как особое философское направление сложилось
во второй половине XIX в.

Философия о том, что Бог и мир тождественны, называется
пантеизмом.
Философия Платона имеет характер
объективного идеализма.
Философия техники возникает
во второй половине XIX в.
Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет
Гуманистическую функцию.
Философом, выступившим против понятия материи как вещественной основы субстанции тел,
был
Дж. Беркли
Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был
Л. Фейербах
Философом, приравнявшим пространство к протяжению и отождествившим его с материей, которая получает статус субстанции, был
Р. Декарт
Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является
Ф. Бэкон.
Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю,
является
А. Шопренгауэр.
Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был
З. Фрейд
Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был
Д. Юм
Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был
К. Маркс
Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был
Ф. Ницше
Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был
Демокрит
Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно,
неподвижно и похоже на шар,
был Парменид
Философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость,
называется
Движение
Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это
колоссальное соединение
всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как
материализм
Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного мозга, называется
вульгарный материализм.
Философская система К. Маркса может быть определена как
диалектический материализм
Философский подход к изучению сознания в отличие от психологии является
: мировоззренческим;
способным решать проблему происхождения сознания.
Философским учением о ценностях является:
Аксиология
Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является
конвенционализм
Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется
Герменевтикой
Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется
иррационализмом
Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного,
называется
иррационализмом
Философское направление, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций, называется
Плюрализмом
Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования,
есть мораль
Философское течение XX века, уделившего большое внимание определению бытия и небытия,
называется
экзистенциализмом.
Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется
эсхатологией
Философское учение о нравственности и морали называется
этикой


Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности,
называется
Аксиологией
Философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, называется
дуализм.
Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальной субстанции, называется
монизмом
Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется иррационализмом, иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется
иррационализмом
Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал,
называется
дуализмом
Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется
Априоризмом
Философско-мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как формы отношения человека к миру, называется
Антисциентизмом
Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как
антропологический материализм
Философы Возрождения решали
проблему соотношения Бога и мира с позиции неоплатонизма
Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов,
были названы
энциклопедистами
Форма движения, характерная исключительно для человека и групп людей, называется
социальной
Формами общественного сознания являются
мораль, наука, религия
Формами рационального познания являются
понятие, суждение, умозаключение
Формами чувственного познания являются
ощущение, восприятие, представление
Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является
Паранаучное
знание.
Формой рационального познания является
суждение
Формой чувственного познания является
ощущение
Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений,
лежащая в основе современной научной картины мира, называется
квантовой механикой
Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, является
мыслительно-теоретической.
Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия,
называется
мировоззренческой
Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира,
называется
гносеологической
Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется
координирующей
Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется
Интегрирующей
Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется
гуманистической
Функция философии, связанная с адекватным отражением объекта познания, с выявлением его существенных элементов, накоплением и углублением знаний, называется
объяснительно-
информационной
Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук называется
методологической.


Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется
Прогностической
Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется
методологической
Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется
критической
Функция философии, связанная сформированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется
культурно-
воспитательной
Функция философии, состоящая в объяснении частных явлений с мировоззренческой точки зрения, в конкретном определении места явления в единой научной картине мира, называется
Интерпретаторской
Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется
Эвристической
Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества,
называется
Социально - аксиологическая
Функциями ф., формирующими у человека представление об опр. ценностях жизни и рекоменд положит. идеалы нравст-ти:
аксиологическая, воспитательная
Характеристиками истины являются:
относительность, объективность.
Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть
историософичностью
Характерной особенностью картины мира, предложенным И. Ньютоном является то,
что мир состоит
из атомов, связанных законом тяготения
Характерной чертой научного знания является
рациональность
Характерной чертой научного мировоззрения является
объективность
Характерной чертой философского мировоззрения является
критичность
Характерным для взаимоотношений классической и неклассической философии науки является:
альтернативность, дополнительность.
Характерными для научной картины мира являются
принципы объективности и материальности
мира
Характерными особенностями мифологического мировоззрения являются
антропоморфность,
синкретизм
Характерными особенностями методологической функции философии в области познания являются:
выработка основополагающих принципов познания; исследование наиболее общих методов
познания; разработка всеобщих методов познания.
Характерными чертами интернализма являются
: способность науки оказывать влияние на
формирование соц. потребностей; утверждение самодетерминации научного знания.
Характерными чертами мифологической картины мира являются
чувственно-образное отражение
действительности символизм, аллегоризм
Характерными чертами научного знания являются:
системность, рациональность; объективность.
Характерными чертами философского знания являются
стремление к критике. рациональное знание.
связь с историческим временем
Христианские представления об истории представлены в сочинении
Августина Аврелия «О Граде
Божьем»
Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется
искусством
Целью учения о методе в философии Нового времени является
построение единой системы науки.


Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются
идеологическими
Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре, справедливости и т.д., называются
Субъектные
Центральным в философии Н. Бердяева является
понятие «философия свободы»
Центральным понятием китайской философии, выражающим представления об истинном пути земли,
неба и человека, является
дао
Центральным понятием философии В. И. Вернадского является
ноосфера
Центральными категориями русской онтологии являются
всеединство богочеловечество
Цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, ее «закат», «упадок»,
рассматривал
Шпенглер
Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется
представлением
Чувственными формами познания являются:
ощущение, представление.
Э. Тоффлер разрабатывает
концепцию «электронного коттеджа»
Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на
проблеме существования
Экзистенциализм рассматривает
бытие как существование человека
Электромагнитные взаимодействия представляют собой
физическую форму движения
Эмпиризм Бэкона основан на критическом исследовании того, что мешает адекватному познанию:
заблуждений человеческого ума, или «идолов».
Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется
наблюдением
Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином
«эвдемонизм».
Этическая оценка современного технического прогресса связана с формированием:
инженерного
сообщества, развитого гражданского сообщества.
Этический идеал стоиков –
мудрец, достигший апатии.
Ю. А. Лотман разработал Семиотический подход к рассмотрению
культуры.
Ядром политической сферы общества является -ются
государство
Ярчайшим представителем агностицизма является
И. Кант
Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель
Ф. М. Достоевский
Блок 1.
«Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе,
который ты предпочтешь».
1) Данный отрывок характеризует мировоззренческую позицию человека эпохи …
Возрождения
2) По мнению автора отрывка, сущность человека составляют …


Свободное творчество свободная воля
3)Положение человека в системе мироздания, определенное автором отрывка,
философская антропология характеризует как …
Антропоцентризм
Блок 2.
«…человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком,
каким он сделает себя сам…Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать…человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста».
1) Автором приведенного отрывка является …
Ж.-П. Сартр
2) Автор отрывка наделяет человека такими характеристиками, как …
Активность субъективность существование
3) Направление философии, к которому принадлежит автор, рассматривающее проблемы человека, его основные характеристики и перспективы носит название …
Экзистенциализм
Блок 3.
«Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере,
находятся в процессе становления».
1) Автором приведенного отрывка является …
К. Маркс
2) К общественно-экономическим формациям в рассмотрении всемирно-исторического процесса автор относит …
Феодальную буржуазную рабовладельческую
3) Согласно автору, стержнем общественно-экономической формации выступает способ материального производства как совокупность ________________ и производственных отношений.
Производительных сил
Блок 4.
«Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство –
будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для
1   2   3   4   5   6   7