Файл: Анализа уровня адаптации учащихся 1го класса к условиям обучения в начальной школе в мкоу сош 15 игоск в 20222023 учебном год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитическая справка

по итогам анализа уровня адаптации учащихся 1-го класса

к условиям обучения в начальной школе в МКОУ «СОШ №15» ИГОСК

в 2022/2023 учебном году


Цель: Определение уровня адаптации учащихся в школе.

Время проверки: Сентябрь-ноябрь

Проверяющий:педагог- психолог Пирмагомедова Т.Н.

Метод проверки: Психологическая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.

Согласно плана работы педагога- психолога в течении сентября –октября 2022 года был проведен анализ уровня адаптации учащихся 1-го класса.

Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:

-Исследование психологической готовности первоклассников к школьному обучению (методика К.Йерасека)

-Посещение уроков.

-Психологическая диагностика:

Определение школьной мотивации (методика Н.Г.Лускановой)

Изучение эмоциональной сферы учащихся (тест «Домики»)

Анкетирование родителей(методика Чибисовой «Экспертная оценка родителей»)

В текущем учебном году в школе один первый класс,в котором обучаются 21 учащийся, классным руководителем является Цветкова И.Д.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей в социально-психологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и длится от нескольких недель до года.


Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "Я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, и т. п.

Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
В ходе работы посещались уроки с целью наблюдения учащихся за поведением и учебной активностью.

Психологическая диагностика готовности к обучению учащихся первых классов проходила в период с 19.09 по 13.11 22г. В ней приняли участие 21учащийся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался следующий компонент диагностических методик. Ориентационный тест Керна Йерасека.

Тесты Керна Йерасека позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умения слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

По тесту К. Йерасекадостаточный уровень подготовки показали:

-52,6% обследованных первоклассников к высокому уровню

К среднему уровню29 % были отнесены первоклассников, к низкому уровню подготовки

-18,4% были отнесены первоклассника.

Изучение мотивационных предпочтений в учебной деятельности учащихся было проведено тестирование по анкете Н.Г. Лускановой и были получены следующие результаты:

-28,2 % - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.



-33,3 % - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

-30,8 %- положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

-7,7% - низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Исследование межличностных отношений в группе проводилось по методике «Социометрия» и были получены следующие результаты:

-29 % - 6 учащихся -Звезды

- 47%- 10 учащихся - Предпочитаемые

- 24% -5 учащихся –Принимаемые

Уровень удовлетворенности межличностными взаимоотношениями, уровень взаимности и сплоченности выше среднего. Была выявлена группа детей, которые пользуются высоким авторитетом среди членов ученического коллектива и вызывают у них наибольшую симпатию и которых можно рекомендовать в актив класса. В классах нет отвергнутых детей.

По проективному тесту по адаптации личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций :

Тест «Домики»

-Достаточный уровень адаптации показали 73,5%

-Частичный уровень адаптации показали 26,5%

Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод,что адаптация у первоклассников проходит благополучно.

Школьной дезадаптации у учащихся нет.
Рекомендации:

Учителям:

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим  возможностям первоклассников.Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».


Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.

Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Родителям:

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и  сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не  забывайте, что такие  важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируется сразу.  Ребенок пока еще не только учится управлять собой  и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями  и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.

Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек  время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные  и школьные  принадлежности.

Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.


Педагог–психолог Т.Н.Пирмагомедова