Файл: Анализа уровня адаптации учащихся 1го класса к условиям обучения в начальной школе в мкоу сош 15 игоск в 20222023 учебном год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналитическая справка
по итогам анализа уровня адаптации учащихся 1-го класса
к условиям обучения в начальной школе в МКОУ «СОШ №15» ИГОСК
в 2022/2023 учебном году
Цель: Определение уровня адаптации учащихся в школе.
Время проверки: Сентябрь-ноябрь
Проверяющий:педагог- психолог Пирмагомедова Т.Н.
Метод проверки: Психологическая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.
Согласно плана работы педагога- психолога в течении сентября –октября 2022 года был проведен анализ уровня адаптации учащихся 1-го класса.
Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:
-Исследование психологической готовности первоклассников к школьному обучению (методика К.Йерасека)
-Посещение уроков.
-Психологическая диагностика:
Определение школьной мотивации (методика Н.Г.Лускановой)
Изучение эмоциональной сферы учащихся (тест «Домики»)
Анкетирование родителей(методика Чибисовой «Экспертная оценка родителей»)
В текущем учебном году в школе один первый класс,в котором обучаются 21 учащийся, классным руководителем является Цветкова И.Д.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей в социально-психологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и длится от нескольких недель до года.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "Я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, и т. п.
Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
В ходе работы посещались уроки с целью наблюдения учащихся за поведением и учебной активностью.
Психологическая диагностика готовности к обучению учащихся первых классов проходила в период с 19.09 по 13.11 22г. В ней приняли участие 21учащийся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался следующий компонент диагностических методик. Ориентационный тест Керна Йерасека.
Тесты Керна Йерасека позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умения слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
По тесту К. Йерасекадостаточный уровень подготовки показали:
-52,6% обследованных первоклассников к высокому уровню
К среднему уровню29 % были отнесены первоклассников, к низкому уровню подготовки
-18,4% были отнесены первоклассника.
Изучение мотивационных предпочтений в учебной деятельности учащихся было проведено тестирование по анкете Н.Г. Лускановой и были получены следующие результаты:
-28,2 % - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
-33,3 % - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
-30,8 %- положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
-7,7% - низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Исследование межличностных отношений в группе проводилось по методике «Социометрия» и были получены следующие результаты:
-29 % - 6 учащихся -Звезды
- 47%- 10 учащихся - Предпочитаемые
- 24% -5 учащихся –Принимаемые
Уровень удовлетворенности межличностными взаимоотношениями, уровень взаимности и сплоченности выше среднего. Была выявлена группа детей, которые пользуются высоким авторитетом среди членов ученического коллектива и вызывают у них наибольшую симпатию и которых можно рекомендовать в актив класса. В классах нет отвергнутых детей.
По проективному тесту по адаптации личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций :
Тест «Домики»
-Достаточный уровень адаптации показали 73,5%
-Частичный уровень адаптации показали 26,5%
Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод,что адаптация у первоклассников проходит благополучно.
Школьной дезадаптации у учащихся нет.
Рекомендации:
Учителям:
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников.Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Родителям:
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируется сразу. Ребенок пока еще не только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.
Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные и школьные принадлежности.
Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.
Педагог–психолог Т.Н.Пирмагомедова