Файл: 1. Каковы основные этапы формирования государственной политики Российской Федерации в информационной сфере.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Каковы основные этапы формирования государственной политики Российской Федерации в информационной сфере?
Ответ:«…В Российской Федерации накоплен известный опыт выработки государственной политики в области развития информационной сферы. Можно выделить следующие этапы формирования государственной политики : 1.научное исследование и осмысление закономерностей развития общественных отношений в информационной сфере и постановка проблемы; 2.определение доктринальных и концептуальных установок и их нормативное закрепление; 3.конкретизация задач для органов государственной власти при определении основных направлений внутренней и внешней политики (в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию с 1994 г.); 4.разработка и принятие концепций развития законодательства в информационной сфере и ее отдельных областях; 5.разработка и принятие законов как правовой основы регулирования отношений в информационной сфере; 6.подготовка и принятие подзаконных нормативных правовых актов; 7.подготовка и реализация федеральных целевых программ, конкретизирующих участие органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики в соответствии с их компетенцией (Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)").
Источник: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики 2004.
2. Какие безотлагательные для решения задачи в информационной сфере определяет Доктрина информационной безопасности РФ?
Ответ: «…Доктрина информационной безопасности РФ с учетом сложившегося положения дел определяет как безотлагательные для решения следующие задачи: разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики РФ; развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности РФ, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности РФ, а также системы противодействия этим угрозам; разработка, принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ; гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных
систем общего и специального назначения; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности РФ, а также сертификации этих систем и средств; совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности РФ, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации; обеспечение технологической независимости РФ в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность; создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время; расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи; развитие инфраструктуры единого информационного пространства РФ; повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан; создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий…»
Источник: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики 2004.
3. Каковы основные направления государственной политики в информационной сфере?
Ответ: «…В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ. Это предполагает: оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение
соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе; совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ и иных областях информационной сферы.
Источник: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики 2004.
4. Охарактеризуйте положение дел в России в области использования современных информационных компьютерных технологий.
Ответ: «…Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развития производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся: несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ; недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ; барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки; высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.
Источник: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики 2004.
5. Сформулируйте основные цели Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)».
Ответ: «…Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. Реализация Программы позволит: эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ; обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости; преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ; обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
Источник: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики 2004.
6. Что такое правовая информатизация?
Ответ: «…Основываясь положениях Концепции правовую информатизацию России можно трактовать как процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий…»
Источник: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики 2004.
7. Охарактеризуйте основные направления правовой информатизации.
Ответ: «…основные направления информатизации правовой сферы и законодательного регулирования процессов информатизации: Информатизация правотворчества предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей и специалистов, действующих в области правотворчества, информацией о нормативных правовых актах, о зарубежном законодательстве, любой другой информацией, необходимой для правотворчества; выявление связей создаваемых норм права с действующим законодательством
, своевременную отмену и изменение устаревших правовых норм; совершенствование систематизации законодательства в целях устранения множественности и противоречивости нормативных актов; совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения перспективных информационных технологий в этот процесс. Информатизация правоприменительной деятельности направлена на обеспечение правовой информацией или информационно-правовыми ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или иные нормы права. Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах - прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах, арбитраже. Информатизация правового образования и воспитания направлена на создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места школьника, студента, слушателя института повышения квалификации. Правовое обеспечение процессов информатизации представляет совокупность нормативных актов, принимаемых на различных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и информационных технологий…»
Источник: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики 2004.
8. Роль Научно-технического центра правовой информации «Система» в развитии общегосударственной системы правовой информации.
Ответ: «… Одной из главных задач НТЦ «Система» является создание и ведение эталонного банка правовых актов высших органов государственной власти РФ. Эталонный банк содержит официальные тексты правовых актов федеральных органов государственной власти в машиночитаемом виде. Тексты правовых актов НТЦ «Система» получает непосредственно из Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Важнейшим направлением деятельности НТЦ «Система» является издание и распространение официальных машиночитаемых сборников, являющихся электронными копиями официальных периодических изданий «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», выпускаемых издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. В целях реализации государственной политики в сфере информатизации НТЦ «Система» осуществляет государственный учет и регистрацию баз данных и учет банков данных правовой информации в РФ. Необходимость значительного обновления нормативных правовых актов буквально во всех отраслях права и переход к законодательному