Файл: Анализа уровня адаптации учащихся 5х классов к условиям обучения в среднем звене в 20222023 учебном год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитическая справка по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов

к условиям обучения в среднем звене

в 2022/2023 учебном году

Цель: Выявить уровень адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене школы.

Время проверки: Сентябрь – ноябрь

Проверяющий: педагог- психолог, Пирмагомедова Т.Н.

Метод проверки: Психологческая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.

Согласно плана работы педагога- психолога в течении сентября-ноября 2022 года проводился анализ уровня адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене.

Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:

- Посещение уроков.

- Психологическая диагностика.

Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой у детей (методика Филлипса)

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся Опросник «Чувства в школе»

Исследование межличностных отношений (методика Социометрия)

Анкетирование родителей (методика Чибисовой «Экспертная оценка родителей)

-Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации.

В текущем учебном году в школе два пятых класса, 5 «а» в котором обучается 16 учащихся, классным руководителем является Пирмагомедова Т.Н. и 5 «б» в котором обучается 15 учащихся, классным руководителем является Леонтьева О.В.

Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.

Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями.


Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

   Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Новые условия обучения и воспитания:

-Новое здание и разные кабинеты

-Новый классный руководитель и учителя – предметники

-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках

-Большой поток информации

-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.

-Новый коллектив сверстников

-Новые правила и нормы поведения

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

-Умеет работать самостоятельно;

-Умеет планировать свои действия;

-Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

-Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

-Кто не делает трагедии из школьной оценки;


Основные задачи в период адаптации к 5 классу:

-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;

-Формирование умения учиться в новых условиях;

-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

-Развитие ответственности и самостоятельности.

-Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

-Развитие эмпатии.

-Адаптационный период

Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

-Возрастает тревожность;

-Снижается работоспособность;

-Повышается робость или напортив «развязность»;

-Проявление неорганизованности и забывчивости;

-Заболевания носят психосоматический характер;

-Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;

1.В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе посещались уроки, велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, проводились беседы с классным руководителем и учителями- предметниками.

Результаты проделанной работы показали: Учащиеся пятого класса – успешные, дисциплина нормальная, грубых нарушений правил нет, отношение между учащимися – доброжелательные.

2.Психологическая диагностика:

Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

- 47,6% -выявили очень высокий уровень мотивации учения, учебной активности.

-12,2%–выявили высокий уровень мотивации учения.

-41,2%-выявили нормальный(средний) уровень мотивации учения.
Выявление тревожности с помощью методики школьной тревожности (Филлипса.)

-Нормальную-среднюю школьную тревожность показали
88,2%

-Повышенную школьную тревожность показали 11,8%

Анализ результатов исследования межличностных взаимоотношений в классе методом «Социометрия»( автор Дж.Морено)

-Уровень удовлетворенности межличностными взаимоотношениями, уровень взаимности и сплоченности выше среднего. Была выявлена группа детей, которые пользуются высоким авторитетом среди членов ученического коллектива и вызывают у них наибольшую симпатию и которых можно рекомендовать в актив класса. В классах отвергнутых детей нет, можно отметить, что в классах присутствует позитивная атмосфера.

Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся Опросник «Чувства в школе»

Уверенность в себе у 64,7%

Спокойствие и Сомнение у 70,6%

Радость и Желание приходить в школу у 88,2%

Благодарность и Усталость у 56,5%

Скуку и Тревогу за будущее у 39%

Беспокойство и Раздражение у 34,8%

Сомнение(64,7%) и уверенность в себе(70,6%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. Все это отмечается на фоне всеобщего чувства радости(88,2%), положительные эмоции у учащихся преобладают.

Во время коррекционно- развивающихся занятий, учащиеся участвовали активно, дружно, с желанием быть лучшими. Занятия ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, на осознание наличия тревожности у участников группы, на определение школьных ситуаций, вызывающих тревожность.

Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.

Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.

 В течении учебного года будет продолжаться работа с учениками испытывающие трудности в учебе .

Рекомендации:

Классному руководителю:

-Выяснить причины негативного отношения детей к классному коллективу
;

-Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;

-Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.

-Организовать совместную деятельность с ребенком.

Учителям:

-Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.

- На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.

- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.

Родителям:

-Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.

-В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.

-Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.

-Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.

 

Педагог–психолог_________________Т.Н.Пирмагомедова

Ознакомлены:

Классный руководитель 5 «а» класса_________________Пирмагомедова Т.Н

Классный руководитель 5 «б» класса__________________Леонтьева О.В.