Файл: Анализа уровня адаптации учащихся 5х классов к условиям обучения в среднем звене в 20222023 учебном год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналитическая справка по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов
к условиям обучения в среднем звене
в 2022/2023 учебном году
Цель: Выявить уровень адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене школы.
Время проверки: Сентябрь – ноябрь
Проверяющий: педагог- психолог, Пирмагомедова Т.Н.
Метод проверки: Психологческая диагностика, наблюдение, анкетирование, консультация, коррекция.
Согласно плана работы педагога- психолога в течении сентября-ноября 2022 года проводился анализ уровня адаптации обучающихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене.
Для анализа уровня адаптации учащихся была проведена следующая работа:
- Посещение уроков.
- Психологическая диагностика.
Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)
Изучение уровня и характера тревожности связанной со школой у детей (методика Филлипса)
Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся Опросник «Чувства в школе»
Исследование межличностных отношений (методика Социометрия)
Анкетирование родителей (методика Чибисовой «Экспертная оценка родителей)
-Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации.
В текущем учебном году в школе два пятых класса, 5 «а» в котором обучается 16 учащихся, классным руководителем является Пирмагомедова Т.Н. и 5 «б» в котором обучается 15 учащихся, классным руководителем является Леонтьева О.В.
Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся.
Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому ребёнку необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями.
Трудности пятиклассников могут быть вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение к школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Новые условия обучения и воспитания:
-Новое здание и разные кабинеты
-Новый классный руководитель и учителя – предметники
-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
-Большой поток информации
-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
-Новый коллектив сверстников
-Новые правила и нормы поведения
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
-Умеет работать самостоятельно;
-Умеет планировать свои действия;
-Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
-Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
-Кто не делает трагедии из школьной оценки;
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
-Формирование умения учиться в новых условиях;
-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
-Развитие ответственности и самостоятельности.
-Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
-Развитие эмпатии.
-Адаптационный период
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):
-Возрастает тревожность;
-Снижается работоспособность;
-Повышается робость или напортив «развязность»;
-Проявление неорганизованности и забывчивости;
-Заболевания носят психосоматический характер;
-Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;
1.В процессе наблюдения за процессом адаптации в пятом классе посещались уроки, велось наблюдение за поведением учащихся на переменах и внеклассных мероприятиях, проводились беседы с классным руководителем и учителями- предметниками.
Результаты проделанной работы показали: Учащиеся пятого класса – успешные, дисциплина нормальная, грубых нарушений правил нет, отношение между учащимися – доброжелательные.
2.Психологическая диагностика:
Изучение мотивации обучения (анкета М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)
- 47,6% -выявили очень высокий уровень мотивации учения, учебной активности.
-12,2%–выявили высокий уровень мотивации учения.
-41,2%-выявили нормальный(средний) уровень мотивации учения.
Выявление тревожности с помощью методики школьной тревожности (Филлипса.)
-Нормальную-среднюю школьную тревожность показали
88,2%
-Повышенную школьную тревожность показали 11,8%
Анализ результатов исследования межличностных взаимоотношений в классе методом «Социометрия»( автор Дж.Морено)
-Уровень удовлетворенности межличностными взаимоотношениями, уровень взаимности и сплоченности выше среднего. Была выявлена группа детей, которые пользуются высоким авторитетом среди членов ученического коллектива и вызывают у них наибольшую симпатию и которых можно рекомендовать в актив класса. В классах отвергнутых детей нет, можно отметить, что в классах присутствует позитивная атмосфера.
Определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся Опросник «Чувства в школе»
Уверенность в себе у 64,7%
Спокойствие и Сомнение у 70,6%
Радость и Желание приходить в школу у 88,2%
Благодарность и Усталость у 56,5%
Скуку и Тревогу за будущее у 39%
Беспокойство и Раздражение у 34,8%
Сомнение(64,7%) и уверенность в себе(70,6%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. Все это отмечается на фоне всеобщего чувства радости(88,2%), положительные эмоции у учащихся преобладают.
Во время коррекционно- развивающихся занятий, учащиеся участвовали активно, дружно, с желанием быть лучшими. Занятия ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, на осознание наличия тревожности у участников группы, на определение школьных ситуаций, вызывающих тревожность.
Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.
Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.
В течении учебного года будет продолжаться работа с учениками испытывающие трудности в учебе .
Рекомендации:
Классному руководителю:
-Выяснить причины негативного отношения детей к классному коллективу
;
-Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;
-Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
-Организовать совместную деятельность с ребенком.
Учителям:
-Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.
- На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.
- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.
Родителям:
-Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
-В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
-Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
-Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
Педагог–психолог_________________Т.Н.Пирмагомедова
Ознакомлены:
Классный руководитель 5 «а» класса_________________Пирмагомедова Т.Н
Классный руководитель 5 «б» класса__________________Леонтьева О.В.