Файл: 1. Тема (родины, нравственности, быта, труда, детства может быть раскрыто несколько тем). Идея.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Осуществите знакомство с примерным списком и текстами сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка, рекомендованных для чтения детям примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Выберите любе произведение и выполните литературно-художественный анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка по плану:
1. Тема (родины, нравственности, быта, труда, детства…; может быть раскрыто несколько тем).
2. Идея (сказка утверждает, прославляет, воспевает, порицает, осуждает, высмеивает…).
3. Образы (характеризуются внешние черты, нравственные черты, поведение, чувства, взаимоотношения, речь…).
4. Воспитательное значение (сказка способствует воспитанию таких нравственных качеств, как …; сказка заставляет задуматься о …; сказка обогащает нравственные и эстетические понятия и чувства, а именно …; сказка вызывает неприязнь к таким отрицательным качествам, как …).
5. Образовательное значение (сказка обогащает знания о труде, природе, животных… (конкретно о чем)).
6. Художественные особенности: вид сказки, композиционное построение (зачин, развитие сюжета, концовка), языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, диалог …).
Литературно-художественный анализ сказки Д.Н. Мамина- Сибиряка сказка «Серая шейка»
Серая шейка - это хорошо известная современным детям история серой уточки со сломанным крылом, которая не смогла улететь со своей стаей в теплые края и зазимовала на севере.
Произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка относится к жанру литературная сказка про животных, это большое по объёму произведение, в нём четыре части. Главными героями являются животные: старая Утка, Селезень, Серая шейка, Лиса, Заяц, в котором изображаются характеры героев.
Аллегория и антропоморфизм сказки Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Старая Утка добрая, заботливая, сопереживает дочери, но ничем не может ей помочь:
- Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, - повторяла Утка со слезами. - Все улетят, а она останется одна-одинешенька. Да, совсем одна... Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мерзнуть... Ведь она наша дочь, и как я ее люблю, мою Серую Шейку! Знаешь, старик, останусь-ка я с ней зимовать здесь вместе...
- Если бы можно было тебя перенести на теплый ключ
, что и зимой не замерзает, - совсем было бы хорошо. Это недалеко отсюда... Впрочем, что же и говорить-то попусту, все равно нам не перенести тебя туда!
Селезень равнодушный эгоист:
- Селезень всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке. Конечно, он тоже любил ее, но зачем же напрасно тревожить себя? Ну, останется, ну, замерзнет, - жаль, конечно, а все-таки ничего не поделаешь. Наконец, нужно подумать и о других детях. Жена вечно волнуется, а нужно смотреть на вещи серьезно. Селезень про себя жалел жену, но не понимал в полной мере ее материнского горя. Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимой.
Заяц трусливый, добрый:
- Ах, как ты меня напугала, глупая! - проговорил Заяц, немного успокоившись. - Душа в пятки ушла... И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно улетели...
- Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой...
- Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается... Ты берегись ее, особенно когда река покроется льдом. Как раз сцапает...
- Ах, какая бессовестная эта Лиса... Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса...
Лиса хитрая и ценичная:
- А, старая знакомая, здравствуй! - ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. - Давненько не видались... Поздравляю с зимой…
- Соскучилась я по тебе, уточка... Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива...
- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем... Выходи лучше сама.
Серая Шейка слабая, беззащитная, но в тоже время самоотверженная, терпеливая, умеющая любить: Серой Шейкой они называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утенка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утенка; но одно крылышко оказалось сломанным…
- Я буду все время думать о вас... - повторяла бедная Серая Шейка. - Все буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? Все равно и будет, точно и я с вами вместе… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и любовалась ими только издали. Что делать, приходилось мириться со своей судьбой. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для нее составляла все… Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, - это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло…
Добродушный старичок Акинтич друг и защитник природы:
- Ах, глупая, глупая... Да ведь ты замерзнешь тут или Лиса тебя съест! Да...
Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил:
- А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая... Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху. А старухе я ничего не скажу, - соображал он, направляясь домой. - Пусть ее шуба с воротником вместе еще погуляет в лесу. Главное: внучки вот как обрадуются... Это гуманистическое произведение, в котором органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказки связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей.
В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события. Основное средство, которым пользуется автор при создании сказки, - это олицетворение.
Например,
- А другие дети? – спросил Селезень.
- Те здоровы, обойдутся и без меня - ответила старая Утка.
- Неужели вся река замерзнет? - думала Серая Шейка с ужасом...
- Дедушка, Лиса убежала, - объяснила Серая Шейка.
- Убежала? Вот тебе, старуха, и воротник к шубе... Что же я теперь буду делать, а? Ну и грех вышел... А ты, глупая, зачем тут плаваешь?
- А я, дедушка, не могла улететь вместе с другими. У меня одно крылышко попорчено...
Мамин-Сибиряк тщательно продумал структуру сказки. В ней невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведения помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к природе. Динамичен язык и стиль сказки, высоко поэтичны картины северной природы. Сюжетными компонентами стали и холодный осенний ветер, и небо, затянутое неуютными серыми облаками, то и дело роняющими мелкий дождь, - все то, что так выразительно оттеняет грустное одиночество маленькой птицы. Подобно рельефным узорам кастлинского литья встают уральские пейзажи: и высокие молчаливые горы, и притихший лес, и замерзающая горная речка, в полынье которой плавает Серая шейка, спасаясь от лисьих зубов. Пейзаж не только способствует знакомству детей с жизнью природы, но и помогает раскрытию сюжета, и является средством эстетического воспитания. Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала.
Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные звездные ночи, когда все затихало и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную. Так и случилось. Была тихая-тихая звездная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом. Кроме того, язык произведения достаточно прост и доступен. Присутствует большое количество эпитетов и сравнений.
Например,
Наступил и роковой день… Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу…
Автор использует просторечие:
- Ах, лукавцы! - рассердился старичок. А вы сигать...
-А то вот как старуха будет браниться, если воротник-то в дырьях окажется... Тоже своя сноровка везде надобна, а без снасти и клопа не убьешь.
Автор использует разные изобразительно-выразительные средства, что делает сказку эмоциональной, позволяет передать всё многообразие чувств от осуждения и удивления до восхищения. Подчеркивает своеобразный смысл сказки, Мамин-Сибиряк стремиться, не только привить любовь к родному краю, но и добиться того, чтобы читатели становились его защитниками. Он затронул нравственные стороны жизни людей. Сказка Мамина-Сибиряка помогает воспитать лучшие гуманистические качества у детей на нелегком пути подлинного обновления нашей жизни.
Задание 2. Ознакомьтесь с правилами написания рецензии на детскую книгу (основные составляющие). Составьте рецензию на любое произведение 20-30-х гг. ХХ века.
1. Автор. Название. Место издания. Год издания.
2. Проблематика.
4. Сюжет, конфликт, композиция.
5. Повествователь (лирический герой).
6. Тип героя.
7. Слово в произведении: деталь, повтор детали, образный
строй речи.
8. Адресат книги.
Рецензия на стихотворение Е. А. Благининой «Вот какая мама!», 1984 года выпуска, Издательство «Детская литература», г. Москва.
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила –
К маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Пожалуй, каждому советскому человеку, который хоть раз держал в руках журнал «Мурзилка», известно имя поэтессы Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). Современные читатели тоже любят и ценят её добрые стихи для детей, попавшие, наверное, во все детские книжки. «Вот какая мама!» одно из самых известных произведений, вышедших из-под пера этого автора. Это стихотворение хорошо подходит для разучивания с малышами, которые только учатся читать. Оно простое по композиции. В нём пять строф – три четверостишия, одна строфа содержит шесть строк и ещё одна – две строчки. В произведении использован четырёхстопный хорей, который придаёт ему сходство со считалочкой. Все слова простые, содержат по два-четыре слога, что облегчает запоминание стихотворения. Сюжет знакомит маленьких читателей и слушателей, если детки ещё малы, чтобы читать самостоятельно, с мамой и её дочерью:
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Героиня произведения собирает ребёнка на праздник, поэтому каждая вещь тщательно подобрана, чтобы сделать девочку красивой. Действительно, в последнем четверостишии поэтесса упоминает, что нарядная одежда предназначена для посещения торжества в честь Первого мая:
Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Из каждой строфы дети узнают, что маленькую героиню наряжают в какой-то новый предмет гардероба. Сначала это сорочка, затем чулки, туфли и платьице, причём для каждой вещи у Елены Владимировны припасен эпитет, который помогает лучше вообразить себе эту вещь. В тексте звучат слова «Сорочка-тоненькая строчка», и читатель представляет себе маленькую рубашку из мягкой тонкой материи. Затем появляются «светлые чулочки», «платье красное в горошках» – такие эмоционально окрашенные словосочетания сразу вызывают у детей симпатию. Специально для восприятия детьми поэтесса использует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «песенка», «на ножках», «дочку», «горошках». Девочкам будет нетрудно представить себя на месте маленькой модницы и мысленно примерить нарядное платье и новенькие туфли. Это стихотворение можно использовать не только для тренировки памяти и воображения у детей, но и для практики новых слов. Например, с его помощью можно познакомить ребёнка с предметами одежды. Правда, чулки на резинках будут непонятны для современных ребятишек, но это также можно пояснить, устроив небольшую экскурсию в историю одежды. Кроме того, на примере стихотворения можно заучить правило использования глаголов «одевать» и «надевать». Вдобавок, оно