ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гришино-Слободская средняя общеобразовательная школа
План – конспект урока
по окружающему миру
на тему: «Ориентирование на местности»
во 2-м классе
Разработала
учитель начальных классов
Пасынкова Маргарита Викторовна
2023 г
Тема: «Ориентирование на местности»
Цель: познакомить обучающихся с основными признаками ориентирования на местности, научить использовать полученные знания в практической деятельности.
Задачи:
-
научиться определять стороны горизонта по местным признакам; развивать навыки ориентирования по местным признакам; -
продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся; -
совершенствовать умения применять знания на практике; -
воспитывать внимательное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
-
понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; -
переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; -
способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; -
умение наблюдать и сопоставлять.
Регулятивные УУД:
-
способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; -
осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; -
осуществлять контроль и оценку результатов.
Личностные УУД:
-
принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; -
желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; -
готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; -
принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Коммуникативные УУД:
-
умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; -
умение выражать в речи свои мысли и действия; -
умение осуществлять совместную деятельность в малых группах.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент. 1 мин | - Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем. Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи. | Обучающиеся настраиваются на работу. |
2 | Актуализация знаний. 3 мин | - Прежде чем мы узнаем что-то новое, я предлагаю вам поиграть в блиц-опрос: 1. Как называется земная поверхность, которую мы видим во круг? 2.Как называется граница, Где небо как бы сходится с земной поверхности 3.Как называется прибор для определения сторон горизонта? 4.Назовите название основных сторон горизонта? 5.Как люди находят дорогу в знакомой местности? Игра «Заморочки из мешка» - Молодцы, на все вопросы ответили. У меня на столе лежит мешок. Давайте посмотрим, что же там спрятано. Достаю по очереди предметы. И так, первый предмет. Что это? Для чего он нужен? Второй предмет. Что это? Для чего он нужен? Третий предмет. Что это? Для чего он нужен? - Отлично, а кто может сказать. Что связывает все эти предметы? |
-фонарик. Нужен для освещения дороги - бинт. Нужен для перевязки. - карта. Нужна для определения места. - дают свои ответы |
3 | Подведение к теме урока. Постановка целей. 1 мин | - Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя? - Верно. А какова наша цель сегодня? (слайд) - Что мы должны узнать? (слайд) | Дети высказывают свои предположения относительно темы и целей урока. |
4 | Открытие новых знаний 10 мин | - Представьте себе ситуацию: вы отправились в лес и нечаянно заблудились. Как быть? Как узнать, куда идти, в какой стороне город? - Компас, конечно – хороший помощник. Но вот беда – компаса у нас с собой нет. Не взяли. Что делать? -Правильно. Можно ориентироваться по небесным светилам – солнцу или Полярной звезде. Но и они не всегда видны на небе. А если погода пасмурная – что же, нам не удастся выбраться из леса? - В глубокой древности, когда люди еще не придумали компас, они умели находить дорогу домой по разным ориентирам, потому что были очень наблюдательными и любили смотреть по сторонам и все интересное замечать. Однажды они заметили, что мох на пнях растет с холодной – северной стороны. И использовали этот признак для ориентирования. Это и понятно. Ведь мох – холодолюбивое, северное растение. Вот он и выбирает прохладное место. И грибы на стволах деревьев тоже растут с северной стороны. А еще ветви деревьев в лесу с южной и северной стороны отличаются – как вы думаете, чем? Конечно, длиной. С теплой, южной, стороны ветки растут быстрее. А с какой стороны пригорка быстрее тает снег весной? Догадались? Конечно, с южной стороны. - А вот вам еще одна хитрость: на кусте шиповника или лесной малины ягоды быстрее зреют – как вам кажется, с какой стороны? Правильно, тоже с южной. Солнышко там припекает сильнее, ветер дует тёплый – вот ягоды и краснеют быстрее. -Давайте вернемся к нашим отгадкам. Догадались ли вы, для чего нужен муравейник заблудившемуся путнику? Дело в том, что склоны муравейника неодинаковые. Южный склон более пологий, а северный - более крутой. Это нужно для того, чтобы муравейник лучше прогревался солнцем. Да и сам муравейник муравьи строят почти всегда с южной стороны дерева – так муравьишки получат больше света и тепла. Все эти природные приметы – муравейники, ветки деревьев, ягоды, сугробы, мох на пнях – называются местными признаками. А определение сторон горизонта по этим признакам – ОРИЕНТИРОВАНИЕМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ. Наблюдательность и знание местных признаков помогут вам найти дорогу домой. Но необходимо соблюдать два очень важных правила. Первое: нужно точно знать, в каком направлении находится ваш дом. Тогда вы будете знать, в каком направлении вам двигаться. Второе: не стоит определять сторону горизонта только по одному местному признаку. Их обязательно должно быть несколько – чтобы исключить ошибку. Итак, повторим еще раз все местные признаки. | Дети предлагают использовать компас. Дети высказывают различные предположения. Дети высказывают предположения. Дети высказывают предположения. Дети совместно с учителем повторяют местные признаки, с которыми познакомились. |
5 | Первичная проверка понимания. Игра «Определи стороны горизонта правильно». 5 мин | -Предлагаю вам проверить себя. У вас на столах лежат тетради в них карточка с текстом местных признаков. (Приложение 1) Рассмотрите текст и обозначьте на рисунках правильные стороны горизонта. Вписывайте букву в пустое окошко. Каждый работает самостоятельно, не подсказывает соседу и не смотрит в его тетрадь. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте, правильно ли он выполнил задание. Эталон выполнения задания вы видите на экране. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание. |
6 | Динамическая пауза. 1 мин | - Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся. Игротанец «Двигайся! Танцуй!» | Учащиеся выполняют упражнения в соответствии с видео. |
7 | Первичное закрепление. Задание «Письмо барона Мюнхгаузена»». 7 мин | -Ребята, каких знаменитых путешественников вы знаете? -Нам пришло письмо от знаменитого путешественника и выдумщика барона Мюнхгаузена. Хотите прочитать его? Я подготовила для вас несколько ксерокопий этого забавного письма. Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Заодно и проверим, какие вы дружные. Письмо Мюнхгаузена, как и все его истории, содержит ошибки.(приложение 2) Вам обязательно что-то покажется странным и даже неправильным в его письме. Вы должны найти и исправить все ошибки барона. Но не орфографические, а географические. Задание ясно? Приступайте. - А теперь проверим вашу внимательность и сообразительность. Очень не хотелось бы, чтобы вы оказались такими же незнайками и путаниками, как барон Мюнхгаузен. Что ж, проверим, как вы справились с этим заданием. - Молодцы! Осталось совсем чуть-чуть – и вы у цели. Работаем дальше. | Ответы детей. Дети читают текст письма, находят фактические ошибки, исправляют их. Вариант письма на экране обсуждается после окончания работы во всех группах, ошибки исправляются устно. |
8 | Закрепление. 5 мин | - Вам предстоит выполнить последнее, самое сложное задание. Предлагаю вам поиграть в игру «По углам». Задание такое: В нашем классе есть 4 угла. В каждом углу весит листок. У каждого листочка есть свое название. Я буду задавать вопросы по пройденной теме. Ваша задача подойти к тому углу, где будет правильный ответ. Будьте внимательны: я приготовила для вас ловушки. Не попадитесь в них! 1.У отдельно стоящих деревьев ветки с какой стороны обычно длиннее и гуще? 2. С какой стороны больше всего мхов и лишайников? 3. Где всегда находится полярная звезда? 4. Если правую руку расположить в восточном направлении, то левая рука будет направлена в какую сторону? 5. Растущая луна (в виде буквы р) указывает на западное направление, убывающая (напоминает с) – показывает на ? - Отлично! Последнее задание выполнено. А это – ваши оценки за старание и труд. Сегодня на уроке все-все получают пятерки! | Учащиеся выбирают правильный ответ, подходят к углу, где висит листок.
|
9 | Итог урока. Рефлексия. 2 мин | - Понравился ли вам наш урок? В чем были затруднения? Что не получилось? Что особенно запомнилось? Что больше всего вам понравилось? -Благодарю всех за урок. Молодцы! Отдыхайте. | |
Приложение 1
Приложение 2