Файл: Ориентирование на местности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гришино-Слободская средняя общеобразовательная школа


План – конспект урока

по окружающему миру

на тему: «Ориентирование на местности»

во 2-м классе

Разработала

учитель начальных классов

Пасынкова Маргарита Викторовна

2023 г


Тема: «Ориентирование на местности»

Цель: познакомить обучающихся с основными признаками ориентирования на местности, научить использовать полученные знания в практической деятельности.

Задачи:

  • научиться определять стороны горизонта по местным признакам; развивать навыки ориентирования по местным признакам;

  • продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся;

  • совершенствовать умения применять знания на практике;

  • воспитывать внимательное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

  • понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической;

  • переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную;

  • способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • умение наблюдать и сопоставлять.

Регулятивные УУД:

  • способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности;

  • осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

  • осуществлять контроль и оценку результатов.

Личностные УУД:

  • принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений;

  • желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия;

  • готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия;

  • принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.


Коммуникативные УУД:

  • умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками;

  • умение выражать в речи свои мысли и действия;

  • умение осуществлять совместную деятельность в малых группах.

 


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.
1 мин

- Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем.

Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи.

Обучающиеся настраиваются на работу.

2

Актуализация знаний.
3 мин

- Прежде чем мы узнаем что-то новое, я предлагаю вам поиграть в блиц-опрос:

1. Как называется земная поверхность, которую мы видим во круг?

2.Как называется граница,

Где небо как бы сходится с земной поверхности

3.Как называется прибор для определения сторон горизонта?

4.Назовите название основных сторон горизонта?

5.Как люди находят дорогу в знакомой местности?

Игра «Заморочки из мешка»

- Молодцы, на все вопросы ответили. У меня на столе лежит мешок. Давайте посмотрим, что же там спрятано. Достаю по очереди предметы.

И так, первый предмет. Что это? Для чего он нужен?

Второй предмет. Что это? Для чего он нужен?

Третий предмет. Что это? Для чего он нужен?

- Отлично, а кто может сказать. Что связывает все эти предметы?



  1. Горизонт

  2. Линия горизонта

  3. Компас

  4. Север, Юг, Запад, Восток

  5. По знаковым ориентирам

-фонарик. Нужен для освещения дороги

- бинт. Нужен для перевязки.
- карта. Нужна для определения места.
- дают свои ответы

3

Подведение к теме урока. Постановка целей.
1 мин

- Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя?

- Верно. А какова наша цель сегодня? (слайд)

- Что мы должны узнать? (слайд)


Дети высказывают свои предположения относительно темы и целей урока.

4

Открытие новых знаний
10 мин

- Представьте себе ситуацию: вы отправились в лес и нечаянно заблудились. Как быть? Как узнать, куда идти, в какой стороне город?

- Компас, конечно – хороший помощник. Но вот беда – компаса у нас с собой нет. Не взяли. Что делать?

-Правильно. Можно ориентироваться по небесным светилам – солнцу или Полярной звезде. Но и они не всегда видны на небе. А если погода пасмурная – что же, нам не удастся выбраться из леса?

- В глубокой древности, когда люди еще не придумали компас, они умели находить дорогу домой по разным ориентирам, потому что были очень наблюдательными и любили смотреть по сторонам и все интересное замечать. Однажды они заметили, что мох на пнях растет с холодной – северной стороны. И использовали этот признак для ориентирования. Это и понятно. Ведь мох – холодолюбивое, северное растение. Вот он и выбирает прохладное место. И грибы на стволах деревьев тоже растут с северной стороны. А еще ветви деревьев в лесу с южной и северной стороны отличаются – как вы думаете, чем? Конечно, длиной. С теплой, южной, стороны ветки растут быстрее. А с какой стороны пригорка быстрее тает снег весной? Догадались? Конечно, с южной стороны.

- А вот вам еще одна хитрость: на кусте шиповника или лесной малины ягоды быстрее зреют – как вам кажется, с какой стороны? Правильно, тоже с южной. Солнышко там припекает сильнее, ветер дует тёплый – вот ягоды и краснеют быстрее.

-Давайте вернемся к нашим отгадкам. Догадались ли вы, для чего нужен муравейник заблудившемуся путнику?

Дело в том, что склоны муравейника неодинаковые. Южный склон более пологий, а северный - более крутой. Это нужно для того, чтобы муравейник лучше прогревался солнцем. Да и сам муравейник муравьи строят почти всегда с южной стороны дерева – так муравьишки получат больше света и тепла. Все эти природные приметы – муравейники, ветки деревьев, ягоды, сугробы, мох на пнях – называются местными признаками. А определение сторон горизонта по этим признакам – ОРИЕНТИРОВАНИЕМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ. Наблюдательность и знание местных признаков помогут вам найти дорогу домой. Но необходимо соблюдать два очень важных правила. Первое: нужно точно знать, в каком направлении находится ваш дом. Тогда вы будете знать, в каком направлении вам двигаться. Второе: не стоит определять сторону горизонта только по одному местному признаку. Их обязательно должно быть несколько – чтобы исключить ошибку. Итак, повторим еще раз все местные признаки.


Дети предлагают использовать компас.
Дети высказывают различные предположения.

Дети высказывают предположения.


Дети высказывают предположения.

Дети совместно с учителем повторяют местные признаки, с которыми познакомились.

5

Первичная проверка понимания. Игра «Определи стороны горизонта правильно».

5 мин

-Предлагаю вам проверить себя. У вас на столах лежат тетради в них карточка с текстом местных признаков. (Приложение 1) Рассмотрите текст и обозначьте на рисунках правильные стороны горизонта. Вписывайте букву в пустое окошко. Каждый работает самостоятельно, не подсказывает соседу и не смотрит в его тетрадь.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте, правильно ли он выполнил задание. Эталон выполнения задания вы видите на экране.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

6

Динамическая пауза.
1 мин

- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся.

Игротанец «Двигайся! Танцуй!»

Учащиеся выполняют упражнения в соответствии с видео.

7

Первичное закрепление. Задание «Письмо барона Мюнхгаузена»».
7 мин

-Ребята, каких знаменитых путешественников вы знаете?

-Нам пришло письмо от знаменитого путешественника и выдумщика барона Мюнхгаузена. Хотите прочитать его? Я подготовила для вас несколько ксерокопий этого забавного письма. Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Заодно и проверим, какие вы дружные. Письмо Мюнхгаузена, как и все его истории, содержит ошибки.(приложение 2) Вам обязательно что-то покажется странным и даже неправильным в его письме. Вы должны найти и исправить все ошибки барона. Но не орфографические, а географические. Задание ясно? Приступайте.

- А теперь проверим вашу внимательность и сообразительность. Очень не хотелось бы, чтобы вы оказались такими же незнайками и путаниками, как барон Мюнхгаузен. Что ж, проверим, как вы справились с этим заданием.

- Молодцы! Осталось совсем чуть-чуть – и вы у цели. Работаем дальше.



Ответы детей.

Дети читают текст письма, находят фактические ошибки, исправляют их.
Вариант письма на экране обсуждается после окончания работы во всех группах, ошибки исправляются устно.

8

Закрепление.
5 мин

- Вам предстоит выполнить последнее, самое сложное задание. Предлагаю вам поиграть в игру «По углам».

Задание такое: В нашем классе есть 4 угла. В каждом углу весит листок. У каждого листочка есть свое название. Я буду задавать вопросы по пройденной теме. Ваша задача подойти к тому углу, где будет правильный ответ.

Будьте внимательны: я приготовила для вас ловушки. Не попадитесь в них!

1.У отдельно стоящих деревьев ветки с какой стороны обычно длиннее и гуще?

2. С какой стороны больше всего мхов и лишайников?

3. Где всегда находится полярная звезда?

4. Если правую руку расположить в восточном направлении, то левая рука будет направлена в какую сторону?

5. Растущая луна (в виде буквы р) указывает на западное направление, убывающая (напоминает с) – показывает на ?

- Отлично! Последнее задание выполнено.

А это – ваши оценки за старание и труд. Сегодня на уроке все-все получают пятерки!

Учащиеся выбирают правильный ответ, подходят к углу, где висит листок.


  1. Подходят к листочку где написано ЮГ

  2. Подходят к листочку где написано СЕВЕР

  3. Подходят к листочку где написано СЕВЕР

  4. Подходят к листочку где написано ЗАПАД

  5. Подходят к листочку где написано ВОСТОК




9

Итог урока. Рефлексия.
2 мин

- Понравился ли вам наш урок? В чем были затруднения? Что не получилось? Что особенно запомнилось? Что больше всего вам понравилось?

-Благодарю всех за урок. Молодцы! Отдыхайте.





Приложение 1

Приложение 2