ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Проблема наличия или отсутствия смысла жизни
Проблема отсутствия смысла жизни не обязательно предполагает отрицание жизни, отрицание возможности жизни. Проблема отсутствия смысла жизни, как мне кажется, несет в себе возможность раскрытия смысла в самой жизни. Проблема смысла жизни несет в себе субъективный оттенок. Это важно, поскольку раскрытие субъективных переживаний дело экзистенциализма. В этом аспекте проблема смысла жизни несет в себе не только понимание содержания, наполнения жизни, но и сам факт возможности наполнения жизни смыслом. Проблема смысла жизни – это не проблема конкретного значения (предназначения) жизни, но скорее проблема реализации жизни, которая не обязательно предполагает объективный смысл.
2.1. Сартр
Главной темой рассмотрения философии Сартра является существование человека. Одной из главных задач, соответственно, он видит в поиске и нахождении смысла человеческого бытия. Во взглядах Сартра можно найти сходство с тем, что говорит Франкл: смысл обнаруживается в моменте, в нахождении человека в определённой ситуации. При этом ситуация получает интерпретацию относительно всей человеческой жизни и тех перспектив, которые открываются для человека в процессе выбора. Поэтому Сартр считает, что нет оснований говорить о смысле вообще, безотносительно к конкретному моменту жизни человека.
Сартр говорит о том, что «существование предшествует сущности». Но в качестве первичного существования он признаёт не Бога, а бытие самого человека («Экзистенциализм - это гуманизм» 322-323с). Признание существования Бога для Сартра противоречит идее свободы, являющейся частью человеческой сущности. Сартр говорит о том, что каждый человек создаёт себя сам посредством собственного свободного выбора. Изначально человек представляет собой «чистый лист», он – никто. Человеком необходимо стать, им невозможно родиться. Сущность человека – то, что он «вылепил» из себя сам – это его историческое развёртывание, включающее в себя все выборы, когда-либо совершённые им, а также их последствия. Для того, чтобы осуществлять выбор уже необходимо существовать. Таким образом, мы можем заметить, что сущность человека способна меняться всякий раз, когда он совершает новый выбор. А сам выбор всегда устремлён в будущее и основан на отрицании того, что есть в настоящем.
Свобода является основой сущности человека. Всё бытие человека обнаруживает себя как её выражение. Человек не может отказаться от свободы и не совершать выбор, он с необходимостью делает это. Свобода является «крестом» человека, который ему суждено нести на протяжении жизни. Человек осознаёт собственную свободу тогда, когда понимает, что все его представления о существовании всеобщего «мирового смысла», исходящего от Абсолюта, иллюзия.
Как и у Хайдеггера можно найти у Сартра идею о противопоставлении подлинного существования, в котором человек действует самостоятельно, и существования неподлинного – когда действия человека продиктованы внешними причинами. В произведении «Тошнота», при помощи описаний состояния тошноты, Сартр показывает случайность мира, в чём выражается его абсурдность и отсутствие рациональности и смысла («Тошнота» 134с). Здесь и возникает главный вопрос экзистенциализма: стоит ли бессмысленная сама по себе жизнь того, чтобы быть прожитой? («Тошнота» 117с).
С точки зрения Сартра, человек, осознав бессмысленность мира, оказывается способным свободно выбирать смысл путём осознания собственного существования. Получается, что само существование бессмысленно, оно дано как таковое. То, во что человек способен привнести смысл – собственная сущность, осознаваемая им в конкретной ситуации. Свобода обеспечивает наш выбор самих себя, в который и закладывается смысл. Таким образом, смысл обретается в свободном выборе и в ответственности человека за выбор собственного способа существования. Сартр говорит, что выбор собственной сущности не выступает лишь в роли индивидуального «я», выбирая самого себя, человек выбирает и несёт ответственность за всех людей («Экзистенциализм- это гуманизм» 324с).