Файл: Специфика построения карьеры в различных сферах деятельности (на примере двух профессиональных областей).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему: «Специфика построения карьеры в различных сферах деятельности (на примере двух профессиональных областей)»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2

1. Карьерная стратегия в профессиональной деятельности человека…….…..4

2. Типовые модели карьеры………………………………………………….…..6

3. Условия построения успешной карьеры………………………………….…..8

Заключение…………………………………………………………………...…..12

Список литературы……………………………………………………………....13


Введение
Актуальность работы состоит в том, что российская экономика развивается стремительными темпами. Инновационный тип развития экономики, качественно изменяя спрос на рабочую силу, предполагает постоянное приведение качества человеческого капитала в организации в соответствие со сдвигами технологическом базисе, ценностными установками, стереотипами производственного и поведения наемного персонала и хозяйствующих субъектов.

Решающей предпосылкой конкурентоспособности отечественных предприятий становится высококвалифицированная рабочая сила, которая, будучи постоянно обучаемой, заинтересована в результатах своей деятельности и способна к быстрой адаптации к изменениям во внешней и внутренней среде организации. Компетенции сотрудников предстают как один из основополагающих факторов личного и организационного успеха, а затраты на их формирование и развитие - как инвестиции в человеческий капитал сотрудников, а значит, в успех компании. Все более очевидной становится зависимость успешности социально-экономических преобразований, стабильности развития и функционирования общественной системы не только от оптимизации самого механизма управления, но и от повышения эффективности деятельности кадров государственного аппарата Во многих случаях такое повышение осуществляемым в процессе их кадрового роста и карьерного движения.

Каждый человек в определенный момент начинает серьезно задумываться о своем будущем, о своей будущей карьере. Знание карьеры, ее типов и моделей, а также знание своих способностей, слабых и сильных сторон поможет любому найти организации, которые предоставят ему:

- возможности для профессионального роста и повышения уровня жизни;

- получение более высокой степени удовлетворения от работы;


- четкое представление личных профессиональных перспектив,

- целенаправленная подготовка к будущей профессиональной деятельности;

- повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Организации, в которых карьера является контролируемым процессом, получат:

- Мотивированные и лояльные сотрудники (связывающие свой профессиональный бизнес с данной организацией), которые повысят производительность труда и снизят текучесть кадров;

- Умение планировать профессиональное развитие сотрудников с учетом их личных интересов;

- Карьерные планы отдельных сотрудников как источник определения потребностей в обучении;

- Группа людей, заинтересованных в профессиональном росте, обучила сотрудников для продвижения на руководящие должности.


1. Карьерная стратегия в профессиональной деятельности человека
Карьерная стратегия - это способ построить карьеру таким образом, чтобы сам метод продвижения и организации деятельности обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления. Стратегической целью является обеспечение устойчивости карьерного процесса. Карьерная стратегия включает в себя цели, которые человек преследует в своей карьере, их сочетание с жизненными ценностями и основные принципы, и правила реализации карьерных целей.

При планировании профессионального пути важно помнить, что карьера - это поэтапный процесс достижения целей, в котором важно учитывать «человеческий фактор» индивида, т. е. интересы, предпочтения, особенности психики, личные качества человека. Перед планированием профессиональной карьеры в той или иной сфере нужно выяснить отношение человека к ней, понимание работы в данной области, общий эмоциональный настрой и уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов побуждения человека к трудовой деятельности также могут выступать особенности воспитания, нравственные убеждения, внешние ситуации и т. д.

Процесс построения карьеры начинается с выбора профессионального пути и проходит стадии обучения, поступления на работу, профессиональный рост. Карьера начинается не с первого назначения на должность

, а с правильного выбора сферы деятельности человека Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.

1. Нужно знание профессий и требований, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить развитие и достижение профессионального роста в компании с учетом возможных запасных вариантов смены вектора движения при возникновении препятствующих обстоятельств.

2. Нужно правильно определить интересы и склонности человека, оценить возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

3. Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

4. Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

После этого следует отобрать несколько смежных наиболее подходящих профессий и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели. Когда выбор сделан необходимо определиться со стратегией развития [1, 2].

2. Типовые модели карьеры
Модель карьеры «трамплин» широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта и квалификации. Соответственно меняются занимаемые должности - на более высокие и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержать это положение в течение длительного времени. А потом «прыжок с трамплина» ввиду ухода на пенсию.

Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время, например не более 5 лет. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Верхней ступеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимального потенциала, когда будет накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения. После занятия высшей должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях и руководства большим коллективом.

Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и специалиста. Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 года). Например, мастер после обучения в школе менеджеров работает последовательно диспетчером, технологом и экономистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более
глубоко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9 лет работает заместителем директора по кадрам, коммерции и экономике, всесторонне изучая важные участки деятельности.

Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта модель карьеры может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.

Таблица 1. - Рекомендуемая карьера руководителя предприятия

Должность

Возраст

Способ занятия должности

Повышение

квалификации

1

2

3

4

Стажер-

специалист

(предприниматель)

20-25

Назначение (в период стажировки)

Обучение в институте по программе высшего образования

Мастер-

бригадир

25-30

Выборы на собрании бригады

4-недельные курсы в школе менеджеров




1

2

3

4

Начальник

участка

30-35

Назначение

2-месячные курсы в школе менеджеров

Начальник

цеха

35-40

Назначение

2-месячные курсы в школе менеджеров

Заместитель

директора

предприятия

40-45

Конкурсное

замещение

2-годичная программа «Магистр управления»

Директор

предприятия

45-50

Избрание или назначение

2-недельное ежегодное обучение в институте бизнеса

Заместитель директора предприятия

50-55

Назначение

2-4-недельные курсы в институте менеджмента

Главный

специалист

55-60

Назначение

Месячные курсы в институте бизнеса

Консультант

директора

60-65

Назначение

Месячные курсы в институте бизнеса





 

3. Условия построения успешной карьеры
Профессиональная карьера - это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами признанными в обществе или организации. Таковыми являются:

- должностные ступени, уровни иерархии;

- ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;

- статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, уникальные рациональные предложения, судьбоносные для организации) его положение в коллективе;

- ступени власти как степени влиятельности в организации (участие в принятии важных решений, близость к руководству);

- уровни материального вознаграждения, дохода.

При этом следует подчеркнуть, что перечисленные блага могут быть рассмотрены как через призму субъективности человека, так и сточки зрения его среды (организации профессиональной сферы, общества), оценены как чисто субъективно в форме самоощущений, самооценки достижений, так и подкреплены признанием их в среде в виде повышения в должности, уровня оплаты и т.д. Например, человек может ощущать изменения своих навыков, знаний, но окружающие воспримут, «увидят» его профессиональный рост только после того, как ему повысят квалификационный разряд.

В концепциях профессионального становления личности подчеркивается тот факт, что субъект может выступать и автором своей карьеры, и ее объектом.

В настоящее время существуют разные критерии классификации карьер, а, следовательно, и стратегий их построения. Критерии могут быть поделены на объективные и субъективные.

К объективным критериям относятся: продвижение по службе, достижение определенного социального статуса, число смен мест и видов работ.

Субъективные критерии связаны с ценностными представлениями субъекта о своей карьере с его пожеланиями относительно того, как она будет складываться в дальнейшем.

Стратегия построения карьеры представляет собой специфическую систему действий, предназначенных для адаптации или развития самой карьеры и человека в ней и направленных на преобразование себя, преобразование других людей, изменение условий и содержания профессиональной деятельности для достижения карьерных целей.