Файл: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации фгаоу во Урфу имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России

Б.Н. Ельцина»

Институт экономики и управления

Кафедра теории, методологии и правого обеспечения ГМУ

 

 

      Оценка работы______________

Руководитель от УрФУ Банных Г.А.  

 

 

Тема реферата по дисциплине «Введение в специальность»

Уровни государственного и муниципального управления
 
 

Студент: Эренбург Э.Н.

Специальность (направление подготовки) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Группа ЭУ-123801

Оглавление
Введение…………………………………………………………….……...……..3

Глава 1. Основы системы ГМУ…………………………………………..…...…4

Глава 2. Характерные черты государственной власти……………....…....……8

Глава 3. Уровни власти…………………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………….…………13

Список использованной литературы…………………………………..........….15

Введение.

Актуальность темы- тема «Уровни Государственного и муниципального управления» актуальна, так как государственная власть необходима в управлении государством, обществом и процессами, происходящими в них, а знание уровней власти является неотъемлемым при изучении закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права;

Цель работы- рассказать о том, какие существуют уровни государсвенного и муниципального управления, углубить слушателей в тему и разобрать каждый уровень власти отдельно;

Объект работы- Государственное и муниципальное управление;

Предмет работы -Уровни государственного и муниципального управления.

Основная часть.

Глава 1. Основы системы ГМУ.

Основу системы ГМУ составляют вертикальные и горизонтальные связи, создающие устойчивые для каждого территориального образования-будь то государство, регион или муниципальное образование-структуры управления, определяющие характер работы составляющих эти структуры социальных институтов.


Вертикальные связи включают в себя разделение территориальных образований на уровни власти или иначе - уровни ГМУ, тогда как горизонтальные - на ветви власти - ветви ГМУ.

Роль власти в государственного управлении заключается в следующем-"Власть- это реальная сила, обеспечивающая принятие и претворение в жизнь государственных решений".

Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

1) принцип разделения властей;

2) принцип комплементарности;

3) принцип субсидиарности;

4) принцип суверенности;

5) принцип демократизма;

6) принцип гомогенности.

Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. французским энциклопедистом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделе­ние единоличной государственной власти на три сферы: законодатель­ную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эф­фективного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией прин­ципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности.

Принцип комплементарности характеризуется установкой на не­прерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание ус­ловий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Ха­рактерным признаком равномерного распределения власти в структу­ре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу. Такой порядок реализации власти не оставляет места для проявления нелегальных центров управления. Дефицит власти спо­собствует тому, что функцию управления социальной системой берут на себя дисфункциональные структуры. Деятельность таких структур способствует разрушению общества, утрате им способности пропор­ционально удовлетворять основополагающие потребности всех его представителей.

Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленче­скими органами и порядок распределения ответственности этих орга­нов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществ­лена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне Принцип обусловливает необхо­димость в предварительном распределении управленческих функций между уровнями управления. Принцип субсидиарности имеет два измерения:

вертикальное и горизонтальное.

Вертикальное измерениевключает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от ме­стной власти к государственной. Динамичный характер происходя­щих в городах процессов требует учета соответствия имеющихся по­требностей населения и властных полномочий, вверенных уровням государственного и муниципального управления. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий меж­ду ветвями власти на федеральном, региональном или местном уров­нях. В триаде исполнительная – законодательная – судебная ветви власти горизонтальное измерение принципа субсидиарности уста­навливает устойчивую последовательность в организации социаль­ной политики: если законодательная ветвь задает правовые рамки такой политики, а исполнительная власть определяет ее реальные направления, то судебная – контролирует механизмы ее реализа­ции в конкретных социальных и политических условиях. В соот­ветствии с принципом субсидиарности власть должна быть разделена между властными структурами главным образом в связи с сокра­щением дистанции между властью и представляющим ее населени­ем. Увеличение численности населения способствует увеличению числа управленческих уровней и определению их взаимосогласо­ванной политики, главным критерием эффективности которой яв­ляется максимальное удовлетворение потребностей всего населения, а также строгое распределение сфер ответственности между субъек­тами власти.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической незави­симости как сущностного признака государства. Государственный су­веренитет означает «верховенство и независимость власти, подчинен­ной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимость государства в рамках международного правопорядка».

Будучи атрибутивным признаком государства, суверенитет предпо­лагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному госу­дарству статус самостоятельного субъекта международных отношений.

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муници­пальных органов власти, разработке программ территориального раз­вития, базирующихся на овладении механизмами вовлечения обще­ственности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.


Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности прояв­ляется в соответствии и соподчиненности регионального законодатель­ства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеоб­щая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.


Глава 2. Характерные черты государственной власти:


Государственная власть с точки зрения генетической обусловленности первична по отношению к государству. Именно потребность общества (на определенном этапе его развития) во вла­сти с такими свойствами, которые присущи государственной власти, и обус­ловили появление государства. Государство выступает как носитель государ­ственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуци­ровать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

Характерные черты государственной власти:

    1. распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

    2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

    3. опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

    4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

    5. устанавливает систему налогов;

    6. организует население по территориальному признаку;

    7. характеризуется легитимностью и легальностью.

Глава 3. Уровни власти.

Уровни власти — это вертикально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим.

Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и порядке передачи командной информации. Уровни власти задают способ разделения административной ответственности между должностными функциями в организационной структуре. Причем число уровней зависит от количества этих функций и степени их специализации.


Система ГМУ содержит два основных уровня управления: государственный и муниципальный. Функции обоих уровней существенно различаются, но в совокупности способны определять эффективный режим развития общества.

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований

В Российской Федерации выделяют следующие уровни власти:

  • федеральный уровень;

  • региональный уровень;

  • местный уровень.



Органы разных уровней власти представляют государственные органы РФ, субъекты РФ, органы местного управления. Государственная власть -это разновидность публичной власти. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная или судебная) имеет свои органы управления на каждом уровне.

На федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет высший законодательный орган:

  • Федеральное Собрание, включающее Верхнюю палату, Государственную Думу и Нижнюю – Совет Федерации. Федеральный Совет осуществляет властные полномочия через принятие законов и законодательных актов, обязательных на территории всей России.

Исполнительная власть на федеральном уровне представляет собой систему федеральных органов – Правительство России и Федеральные органы исполнительной власти (федеральные агентства и территориальные органы, федеральные службы, министерства). Взаимодействие и функционирование органов государственной власти обеспечивает Президент РФ, который является гарантом Конституции и главой государства.

Судебная власть на федеральном уровне – это система судов федерального значения (Конституционный, Верховный и другие федеральные).

На региональном уровне происходит формирование собственных законодательных органов, отличающихся по структуре, что обусловлено национальными и историческими особенностями региона.

В федеративное устройство РФ входит 85 региональных парламентов