Файл: Доклада iv. Факторы побед и поражений. Общие кадровые трудности "корпусов народной милиции".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 существовали подразделения Республиканской Гвардии ДНР, отдельные батальоны, подчинявшиеся Главе Республики и Министерству Обороны ДНР. В конце 2017 - начале 2018 гг эти батальоны (“Чечен”, “Пятнашка”, “Патриот” и т.д.) были сведены в полк специального назначения. Эти части, не подчиняясь корпусному командованию, практически не получали снабжения по линии 1-го АК НМ ДНР, но и жесткого безответного соблюдения “Минских соглашений” и перемирий вследствие этого от них требовать не получалось.
После гибели Александра Захарченко полк спецназа, подразделения Республиканской
Гвардии, спецназа МЧС ДНР и спецназа министерства доходов и сборов постепенно переводятся в состав Внутренних войск МВД ДНР.
Комплектование Народной Милиции осуществляется из добровольцев, на контрактной основе.
“Феникс” и “Лугаком”. Местные операторы мобильной связи, донецкий и луганский соответственно. Код Феникса - 071, код Лугакома - 072. На территориях ДНР и ЛНР до сих пор работают украинские МТС, но их покрытие сужается, а качество связи падает.
Межреспубликанские таможни. В это нелегко поверить, но между республиками по завершении Дебальцевской наступательной операции весной 2015 года созданы таможенные посты, осуществляющие контроль (в основном - просто серьезно затрудняющие передвижение по факту отсутствия спецсредств и оборудования) за перемещением людей и грузов внутри Донбасса. Они находятся на бывших административных границах Донецкой и Луганской областей и по состоянию на сентябрь 2018 года, несмотря на крайнюю непопулярность у широких масс мероприятий по их созданию и неоднократные заявления о необходимости их упразднения, продолжают функционировать.
Северный ветер.Общеупотребимое жаргонное обозначение появления на территории
Донбасса неопознанных вооруженных формирований без знаков различия, техникой, вооружением и снаряжением поразительно напоминающих Российскую армию.
Примерный смысловой аналог японского выражения
“Божественный ветер”(“камикадзе”), обозначающего мощнейшие тайфуны, дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожавшие монгольский флот вторжения.
Минские соглашения. Пакет неоднозначно трактуемых прессой и политиками документов, подписанных представителями РФ, Украины, ОБСЕ, ЛНР и ДНР сначала в сентябре 2014-го года (Минск-1), а затем переоформленных в феврале 2015-го года
(Минск-2), направленных на мирное урегулирование конфликта. Признает суверенитет
Украины над территориями ДНР и ЛНР после урегулирования конфликта, требуя при этом для Донецкой и Луганской областей определенной автономии в составе Украины.
Предусматривает определенные меры по отводу тяжелой техники от Линии
Соприкосновения и по прекращению огня, упорно игнорируемые украинской стороной.
Аббревиатуры в тексте, требующие пояснений.


8
ЛБС - Линия Боевого Соприкосновения.
МВЗ - Минно-взрывные заграждения.
НП, КНП - Наблюдательный пункт, командно-наблюдательный пункт.
ВОП, РОП - Взводный опорный пункт, ротный опорный пункт.
ТПУ - Танковое переговорное устройство. Система соединённых бронекабелями преобразователей сигналов с переключателями режимов работы, позволяющая экипажам бронетехники общаться между собой и по внешней радиосвязи.
ОМСБР - отдельная мотострелковая бригада.

ОМСП - отдельный мотострелковый полк.
БТрО - батальон территориальной обороны.
СПАМ - Сборный пункт аварийных машин.

9
IV. ФАКТОРЫ ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ
IV-1. Кадровые проблемы подразделений Народной милиции.
Читателям, лишенным возможности с самого начала пристально следить за развитием военного конфликта на Донбассе или участвовать в нем, для полноценного восприятия представленной нами информации и аналитических выкладок необходимы некоторые пояснения, касающиеся базовых моментов, определяющих формат военного строительства в Республиках.
Благодаря настойчивой пропаганде в СМИ и общим шапкозакидательским настроениям в российском обществе, ополчение лета 2014 года в общественном сознании представлялось мощной ударной силой, раз за разом истребляющей бесконечные полчища “нацбатальонов” и ВСУ. Реальная же война началась не с
Изваринского или Иловайского “котлов”, а с Лисичанского и Славянского. Из первого едва успели вырваться малочисленные отряды “Призрака” и луганских казаков, из второго, уже почти захлопнувшегося, вывел наиболее боеспособную часть донецкого ополчения Стрелков.
Мало кто в России, наблюдая за конфликтом сквозь призму российских СМИ, мог объективно оценить, например, итоги боев под Ямполем 19 июня, где наскоро формировавшийся батальон ополчения, практически без тяжелого вооружения, был, несмотря на понесенные противником потери, в течение одного дня разгромлен и выбит со своих позиций, а подходившие ему на помощь резервы - рассеяны ещё до вступления в бой.
Противник, многократно превосходивший ополчение в живой силе, уже тогда сумел не только сконцентрировать необходимое для успешного наступления количество боеспособной пехоты, исправной бронетехники и снабженной боеприпасами артиллерии, но и организовать минимально необходимое управление всеми этими силами.
В дальнейшем ополчение на протяжении более чем месяца вынуждено было практически повсеместно после боев разной степени интенсивности оставлять одну за другой полевые оборонительные позиции. Некоторые выгодные и даже подготовленные для обороны позиции и до этого, и после этого оставлялись некоторыми подразделениями без боя. Эффективно обороняться против армии, пусть даже украинской, наиболее боеспособные ополченцы могли только в “застройке”, но
“потоп” украинского наступления вполне логично ограничивался открытыми пространствами. Так Луганск оказался в окружении, Донецк - в полуокружении.
Попытки замкнуть кольцо вокруг Донецка и прикрыть фланг этого маневра, блокировав границу, породили, соответственно, бои за Саур-Могилу, Степановку и
Иловайск, за Новосветловку-Хрящеватое и Луганский аэропорт.
Первые попытки сколько-нибудь масштабных контратак силами ополчения, как на луганском
(Хрящеватое), так и на донецком
(Кожевня), направлении,


10 демонстрировали не только малочисленность реально боеспособных подразделений, но и плохую координацию между ними. Попытки централизовать управление и наладить хоть какую-то координацию действий были, но имели ограниченный успех.
Именно в этом состоянии - малочисленных легко вооруженных подразделений непредсказуемой боеспособности, с мизерными средствами связи, с единичными приборами ночного видения и тепловизорами, с крайне малочисленной артиллерией, ведущих изматывающие непрерывные оборонительные бои с превосходящими силами противника, ополчение стало “наковальней” для “молота” “Северного ветра”.
К этому моменту реальная численность некоторых подразделений ополчения сократилась, по отношению к пиковой, июня 2014-го, до 30-40%, в основном за счёт дезертирства.
Личный состав в массе своей крайне плохо владел даже легким стрелковым оружием, эксплуатация тяжелого вооружения, бронетехники и танков была жестко ограничена наличием экипажей, ранее имевших практику армейской службы именно с таким вооружением/техникой или службы на бронетанковой технике вообще. В большинстве подразделений отсутствовали полноценные штабы, не было карт, руководство службой войск было в массе своей настолько неадекватно, что от 50 до (временами, в пике, в отдельных подразделениях) 70 процентов потерь ополчения в живой силе приходилось на “дружественный огонь”. (От большего количества потерь такого
рода спасало только ранее упомянутое плохое владение стрелковым оружием.
Наиболее широко известный случай - расстрел выходящей после первого штурма
Донецкого Аэропорта группы “Искра” постом батальона “Восток”. Другой типовой
случай осени 2014-го года - возвращающаяся из выхода разведгруппа попала под
огонь поста ополчения, который, получив предварительную вводную об этом
проходе, тем не менее, не смог опознать своих. Дистанция автоматной
перестрелки - 100 метров. Итог - ни одного раненого с обеих сторон. Таким образом
бойцы, в том числе разведчики, провалили первое “упражнение учебных стрельб”, 1
УУС, выполняемое каждым “срочником” в российской армии.)
Главной проблемой ополчения являлось отсутствие жесткого централизованного управления и чудовищная динамическая неравномерность боеспособности - численность отряда и список его вооружения, оторванные от людей, ничего не значили. Отдельные группы и отряды могли иметь очень высокий уровень боеспособности, однако основная масса ополчения была посредственно подготовлена, а некоторые группы вообще годились только для того, чтобы стоять на блокпостах и досматривать автотранспорт в поисках “подозрительных личностей” (на самом деле - контролировать грузопотоки, в основном - контрабанду угля).
Озвученная после заключения “Минских соглашений” идеология создания из ополчения “корпусов народной милиции” ЛНР и ДНР предполагала централизацию снабжения и управления воинских частей, приведения их к неким стандартным штатным расписаниям, контроль за набором людей в войска, стандартизацию их обучения, фильтрацию нежелательного элемента (алкоголики, наркоманы, криминал, агентура противника). Все это должно было обеспечить единоначалие в управлении войсками, рабочую “командную цепочку” и, главное, обеспечить полноценное


11 военное планирование через предсказуемость результатов применения войск, чего крайне редко удавалось добиться ранее.
Для решения этой задачи в структуру корпусов НМ вводились на должностях командиров подразделений, начальников штабов и служб на уровнях от корпусного вплоть до батальонного российские военные советники, которым передавалось все реальное руководство войсками. Местные командиры формально назначались их первыми заместителями. “Советники” сменялись с частотой от полугода до года-двух.
Основным инструментом кадровой политики провозглашалась зарплата рядового солдата в 15 000 рублей под лозунгом “Идейные нам не нужны, за эти деньги мы здесь людей наберём”. Целью военного строительства провозглашалось создание вооруженных сил, способных поддерживать соблюдение “Минских соглашений”, армии не просто временной, но “армии мирного времени”.
Сочетание этого подхода к руководству Народной Милицией и экономической ситуации в Республиках на протяжении прошедших четырех лет породило ситуацию, которую сложно охарактеризовать иначе, чем “затянувшийся шабаш “халифов на час”.
В итоге за прошедшие почти пять лет от ситуации “Минские соглашения” спасают от
разгрома ВСУ”, мы пришли к ситуации “Минские соглашения” спасают от разгрома
Корпуса Народной Милиции Республик”.
Ключевым моментом для понимания сложившейся в корпусах НМ плачевной ситуации, фундаментом этой ситуации, является кадровый вопрос и его развитие на протяжении прошедших четырех лет. Идеология “армии-времянки“ и принесенный основной массой российских “советников” дух “армии мирного времени”, породили следующую смену рисунка антропотоков в рядах Народной милиции на протяжении её существования.
Первый период. “Начали платить деньги”, Октябрь 2014 - Январь 2015. Становление
корпусов Народной Милиции.
В этот период, после прекращения августовского контрнаступления и подписания
Минска-1, начали уходить из ополчения с формулировкой “Больше повоевать не дадут” наиболее опытные бойцы-добровольцы, приехавшие из РФ. Также ряды ополчения как добровольно, так и принудительно, покинуло значимое количество российских авантюристов и откровенного криминала, для которого перекрывались каналы быстрой наживы (наиболее неудачливые, приехавшие только в конце августа - начале сентября, вынуждены были практически сразу “паковать чемоданы” обратно).
Знаковым событием стало выдворение в декабре 2014 года обратно в РФ казачьего атамана Козицына, прославившегося “отжимом” собственности, мародёрством, торговлей углём с Украиной и постоянными отступлениями его подразделений при первой же опасности реального боя с противником.
Под угрозой прекращения всякого снабжения с последующим разоружением и роспуском отряды ополчения подчинялись корпусному командованию и сводились в
“мотострелковые бригады”, вследствие чего процесс первоначального формирования корпусов приобрел неблагозвучное народное название “обригаживание”. Помимо