Файл: Роль государства в развитии инвестиций в цифровой экономике России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

Реферат
на тему: «Роль государства в развитии инвестиций в цифровой экономике России»


ВЫПОЛНИЛ: Студент гр. ЭХТ-22-2

______________

/Савченко В. В./




(подпись)

(Ф.И.О.)


Оценка: _______________

Дата: __________________


ПРОВЕРИЛ: Доц.

______________

/ Кирсанова Н. Ю. /




(подпись)

(Ф.И.О.)



Санкт-Петербург

2023

Содержание:


1. Введение:

Современная цифровая экономика – всеобъемлющая сеть экономической деятельности, основанная, прежде всего, на цифровых технологиях и являющаяся неотъемлемой частью развития передовых государств XXI в. Другими названиями данного феномена в разные времена были «вэб-экономика», «API экономика» и «интернет-экономика» в зависимости от стандартизации и степени погружения в ту или иную экономическую сферу. Однако некоторые исследователи и эксперты считают, что цифровая экономика в текущем своем виде все же отличается от уже устаревших определений и понятий, связанных с интернет- развитием отрасли, экономическая ценность заключается в цифровизации задач, уже по умолчанию ставших решаемыми с помощью Интернета. В широком смысле цифровая экономика представляет собой как локальные, страновые, так и международные сетевые структуры экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов на кардинально новом качественном уровне, связанном с информационными технологиями.


Развитие цифровых технологий неразрывно связано с инвестиционной средой внутри страны. Ключевую роль в данном аспекте играет государство, которое определяет инвестиционную политику, задает рамочные положения для регулирования отрасли, обозначает «узкие места» в развитии, определяет точки роста и поддерживает инновационное развитие всей системы цифровизации государства.

2. Правила международных экономических условий:

Современные международные экономические условия диктуют свои правила – конкурентоспособность страновой экономической системы зависит от ряда факторов, среди которых одним из ключевых является степень развития инвестиционной среды вместе с технологиями цифровой экономики.
В Российской Федерации действует программа «Цифровая экономика», определяющая четыре основополагающих цели:

– создание целостной и стабильной экосистемы цифровой экономики страны;

– создание необходимых достаточных условий институционального и инфраструктурного характера;

– создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития;

– выявление и устранение характерных ограничений для создания и сопутствующего развития высокотехнологичных бизнесов.

По мнению экспертов, именно инвестиционным отношениям отводится ключевая роль в становлении и развитии цифровизации российской экономики.

3. Ключевые направления инвестиционной сферы:

Анализируя основы инвестиционной деятельности в какой-либо стране, необходимо учитывать два ключевых направления в данной сфере – инвестиционный климат и инвестиционную политику государства.

Инвестиционный климат в своем общем понятии обусловливается наличием необходимых условий инвестирования, действующих в разной степени на инвесторов, задумывающих вложение средств в тот или иной объект. Данное направление основано на совокупности факторов: законодательства, политического курса, инвестиционной политики, социальной и экономической среды. Возможности инвестиционного климата сильно влияют на рейтинги странового риска, определяющего степень надежности своих вложений иностранных инвесторов.



4. Инвестиционная политика Российской Федерации:

К целям инвестиционной политики РФ можно отнести:

– формирование благоприятного делового климата;

– стимулирование предпринимательской деятельности;

– совершенствование социальной сферы;

– обеспечение приоритетной реализации программ и проектов, имеющих первостепенное значение для государства;

– минимизацию рисков частных инвесторов и компаний;

– формирование благоприятных условий с целью повышения инвестиционной привлекательности страны.

Роль государства в развитии инвестиций в условиях современной цифровой экономики при этом возрастает с каждым годом. Необходимо выделить ключевые направления деятельности России в данной сфере:

– улучшение инвестиционного климата;

– совершенствование законодательной базы в области цифровизации экономики и использования инвестиций;

– развитие новых видов цифровых активов;

– поддержка коллективного цифрового финансирования проектов;

– трансформация страховых финансовых услуг в цифровой среде;

– применение искусственного интеллекта в финансовой и инвестиционной среде.

Основным и крупным блоком деятельности России в сфере развития инвестиций является улучшение инвестиционного климата, который направлен, в первую очередь, на достижение 25%-ной доли инвестиций в основной капитал от ВВП (включая частные источники финансирования). Сферами применения выступают: нефтегазовая отрасль, геология и недропользование, электроэнергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, энергетическая инфраструктура, тепло-, водоснабжение и водоотведение, информация и связь, образование, здравоохранение и социальные услуги, культура, спорт, досуг, развлечения.

Важным фактором повышения значения государства в развитии цифровых инвестиций является формирование определенных направлений в федеральном бюджете на 2021 г. и плановые 2022 и 2023 гг.

5. Показательный пример развития цифровых инвестиций:

Показательным примером является распределение субсидий на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды и на создание центров цифрового образования детей.


Согласно бюджету на первое направление будет выделено в 2021 г. – 7,89 млрд руб., в 2022 г. – 6,04 млрд руб., в 2023 г. – 9,13 млрд руб.; на второе направление: в 2021 г. – 585,86 млн руб., в 2022 г. – 1,16 млрд руб., в 2023 г. – 1,14 млрд руб.

Помимо этого, государство заинтересовано в кластерном развитии цифровой среды, выполняя задачи программы «Цифровая экономика». Так, к 2024 г. планируется достижение следующих ключевых показателей в сфере информационной инфраструктуры:

– 97% домохозяйств будут иметь широкополосный доступ к сети Интернет;

– более пяти ключевых отраслей экономики будут использовать сети связи 5G;

– 5% мирового объема услуг по хранению и обработке данных будет предоставляться российскими центрами обработки данных.
6. Направления для совершенствования законодательной базы в цифровых инвестициях:

Совершенствование законодательной базы в области цифровизации экономики и использования инвестиций связано, прежде всего, с двумя направлениями: модернизацией нормативно- правовых актов до уровня ведущих мировых стран по объему инвестиций и обеспечением конкурентоспособности российской юрисдикции, в том числе для ведения высокотехнологичного ИТ-бизнеса.

Самую важную роль в развитии новых видов цифровых активов государства играет регулирование криптовалют на территории Российской Федерации.

1 января 2020 г. вступил в действие Федеральный закон No 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который призван регулировать отношения, связанные с выпуском и оборотом двух ключевых объектов – цифровой валюты и цифровых финансовых активов (в законе четко определяется понятие цифровой валюты, отличное от нормативно-правовых актов других стран: «...совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам». Фактически никакой привязки к криптовалюте данные характеристики не осуществляют).

7. Цифровые права:

Цифровые активы же закрепляются в законодательстве как цифровые права, которые удостоверяют одно из списка прав:

– денежное требование;

– возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;

– право участия в капитале непубличного акционерного общества;

– право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов.

Желание государства контролировать рынок цифровых активов оправданно, логично и предсказуемо. Само по себе появление «теневой» зоны в данной сфере подталкивает власти на установку правил в сегменте, к которым, однако, Российская Федерация подходит осторожно и со скептицизмом.

8. Заключение:

Роль государства в сфере инвестиционных отношений в современной цифровой экономике России растет с каждым годом, набирая обороты. Власти понимают необходимость развития данной отрасли, координируя со смежными сферами – финансовой и социальной. Главный инструмент влияния государства в сложившейся ситуации – законотворчество, которое присуще становлению рынка инновационных технологий в какой бы то ни было сфере.

Специфика заключается в том, что в данных процессах преобладает очень осторожный подход, характеризующийся широкими определениями понятий в законах и предпочтением не регулировать сферы, которые еще не сформированы окончательно. Особенная активность в законотворческом процессе приходится на текущий период и последние два года, что определенно говорит о возросшем интересе государства к поддержке новых технологий в сфере инвестиций.

На сегодняшний день в России только формируется представление государства о регули- ровании сферы цифровых инвестиций. Однако немало инновационных инвестиционных сфер, где роль государства пока невелика. Несмотря на увеличение влияния страны в данной сфере, будущие инициативы Российской Федерации должны быть постепенными и упорядоченными, носить системный характер и социальную значимость, а также стать драйвером развития, но никак не барьером.