Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена Практическое занятие 2.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Синица Ирина Руслановна
Преподаватель:
Пузикова Ольга Юрьевна
Задание 1.
Заполните таблицу «Закономерности развития детского организма»:
Название закономерности развития | Суть |
Неравномерность темпов роста и развития | Проявляется в чередовании периодов плавного и ускоренного развития. В период бурного роста детский организм чувствителен к неблагоприятным факторам внешней среды, и прежде всего, к ограничению его двигательной активности. Дело в том, что периоды ускоренного развития сочетаются со значительной активизацией энергетических и обменных процессов, что, в свою очередь требует активизации двигательной активности. Скачок роста наблюдается у детей 6-7 летнего возраста и в период полового созревания (11-14 лет), когда длина тела увеличивается на 5-10%, в то время как в остальные периоды лишь на 3%. Данная закономерность учитывается при формировании учебных групп для занятий физическими упражнениями и определения физических нагрузок в период бурного роста. В каждой возрастной группе есть отдельные дети, которые опережают своих сверстников и свой собственный хронометрический возраст, а также дети с замедленным темпом развития (10-20%). «Опережающие», или так называемые «акселераты», встречаются реже, чем «отстающие». Наибольшее число «опережающих» встречается среди подростков. Их работоспособность, общая выносливость ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному. Чаще они имеют избыточную массу тела за счёт жироотложения, у них выше показатели заболеваемости, чаще проявляются функциональные отклонения. Ускоренное развитие наблюдается чаще у девочек. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 3-5 лет. Школьники с замедленным темпом развития характеризуются снижением большинства антропометрических показателей, отклонениями параметров опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. У детей с отставанием биологического возраста на 3 года и более отмечается снижение работоспособности и ухудшение состояния здоровья. Различия между биологическим и календарным возрастом в пределах 1,5-2 лет считается вариантом нормы. Поздно созревающие дети на каком-то этапе развития сравниваются с обогнавшими их ранее, и к моменту окончания развития те и другие выходят примерно на один уровень. Дети с отклонениями темпов роста и развития нуждаются в строгом дифференцированном подходе. Систематические физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию. |
Гетерохронность (неравномерность) роста и развития отдельных органов и систем | Данная закономерность хорошо прослеживается в развитии двигательной функции. Так, прирост мышечной силы с 7 до 16 лет составляет 260% и наиболее выражается в первые 2-3 года после пубертатного скачка роста. Девочки достигают максимума мышечной силы к 15, а мальчики только к 18 годам. В абсолютном отношении мышечная сила девочек меньше, и с возрастом эта разница увеличивается. Особое значение имеет возрастное развитие выносливости. Так, в дошкольном возрасте при наступлении утомления дети немедленно прекращают работу. В 8-10 лет они способны продолжать работу в этих условиях, но при сниженной мощности. С 12-14 лет приобретается способность продолжать утомительную работу без снижения мощности, компенсируя нарастающее утомление за счёт вегетативных сдвигов. Выносливость продолжает расти до 20-30 лет. При бурном развитии выносливости наблюдается отставание в развитии силы, и наоборот. К началу школьного обучения достаточно развиты точность движений, ловкость и быстрота; к 13-14 годам дети достигают высокого уровня развития этих качеств и совершенствуются до 15 лет. Мышечная сила, выносливость и ловкость движений развиваются раньше в крупных группах мышц, обеспечивающих сохранение позы, передвижение и относительно малодифференцированные движения. Окончательное формирование различных органов и систем организма происходит неодновременно: развитие двигательного анализатора заканчивается в основном к 13-14 годам, развитие скелетных мышц продолжается значительно дольше, функция доставки кислорода к работающим мышцам достигает зрелости к 16-17 годам. |
Обусловленность роста и развития половыми особенностями детей | Половые различия в развитии функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, физической работоспособности подтверждаются тем, что у мальчиков школьного возраста эти показатели выше, чем у их сверстниц. Поэтому необходим дифференцированный подход при определении характера и интенсивности нагрузок. |
Биологическая надёжность функциональных систем | Природой предусмотрены большие потенциальные возможности детей любой функциональной системы. Это позволяет применять большие нагрузки уже в младшем школьном возрасте. Однако, несмотря на большой запас прочности систем, рассчитанный на самосохранение организма в критических ситуациях, следует при использовании больших нагрузок учитывать физическую подготовленность и функциональные возможности растущего организма. |
Обусловленность процессов роста и развития генетическими и средовыми факторами | Генетическая программа предопределяет темпы роста и развития, порядок созревания отдельных систем и органов, их биологическую надёжность. Однако эта программа допускает возможность воздействия различных факторов внешней среды. Следует отметить, что у современных школьников отмечается тенденция к снижению в режиме дня динамического компонента и заметному увеличению видов деятельности, требующих статических положений (учебная деятельность, чрезмерное пристрастие к телепередачам, компьютерные игры). Пониженная двигательная активность (гипокинезия) неблагоприятно отражается на развивающемся организме и может способствовать быстрой утомляемости при выполнении умственных и физических нагрузок, снижение возможностей вегетативных функций, отставании в развитии двигательных качеств, изменению в физическом развитии и др. Отрицательное воздействие может оказать и чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия), причиной которой является формирование спортивной подготовки. Чрезмерная мышечная деятельность может вызвать перестройку гормональной регуляции и неблагоприятные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы детей. Следует помнить, что двигательная активность, являясь своеобразным условием жизнедеятельности, оказывает оздоровительное влияние на растущий организм только в диапазоне оптимальных величин. Физические нагрузки являются мощным биологическим регулятором правильного роста и развития детей. |
Акселерация физического и физиологического развития | Необходимо учитывать, что современные школьники на 2-4 года опережают по темпам физического развития и полового созревания сверстников, родившихся 30-50 лет назад. Наиболее ярко акселерация наблюдается в подростковом возрасте. Ускоренный рост и развитие сопровождаются, как правило, увеличением мышечной силы и более ранним созреванием ряда физиологических функций. Поэтому важно соблюдать рациональный режим жизни и подобрать оптимальные физические нагрузки для укрепления здоровья школьников. |
Задание 2.
Заполните таблицу«Общая характеристика возрастных периодов развития»:
Возрастной период | Общая характеристика |
От 0 до 1 года | Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за легкого дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка. Ребенок вскармливается водянистой жидкостью, выделяющейся из молочных желез матери (молозивом).Грудной возраст (до 1 года). Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, а вес утраивается. С шести месяцев начинают прорезываться молочные зубы. |
от 1 до 3 лет | Ребенок приобретает некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает ходить и говорить. С этого времени ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Совершенствуются двигательные навыки, в частности развивается грубая и тонкая моторика. А совершенствование движений стимулирует появление инициативных движений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а отсюда и развитие творческих действий. |
от 4 до 7 лет | Имеет место увеличение скорости роста, которое называется первым ростовым скачком. С шести лет появляются первые постоянные зубы. Возраст от 1 года до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и по форме тела. Обычно, только с пяти лет устанавливается «ведущее» полушарие головного мозга и ребенок становится «правшой» или «левшой». Ребенок перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей. С одной стороны, взрослый создает условия для систематического обучения и воспитания, а с другой – «детское общество», с которым ребенок договаривается и совместно действует: в процессе этой деятельности создается общественное мнение. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен. Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется: осознанием собственного «Я», осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. |
От 8 до 12 лет | Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учеба, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости. Вследствие повышения секреции половых гормонов начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела. Увеличиваются темпы роста, особенно у девочек, которые по длине и массе тела обгоняют мальчиков. Появляются вторичные половые признаки, причем сначала у девочек (формируются молочные железы, увеличиваются матка и влагалище, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах), и только в конце периода - у мальчиков (рост полового члена и яичек, оволосененние лобка и подмышечных впадин). |
От 12 до 16 лет | В основном заканчивается половое созревание. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков поллюции (непроизвольные семяизвержения). Наблюдается выраженное ускорение роста - это 2-й, или «пубертатный» скачок, особенно у мальчиков, которые догоняют и обгоняют девочек по длине и массе тела. У мальчиков интенсивно развивается мышечная система. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины. Основные морфологические и функциональные характеристики органов и систем приближаются к характеристикам взрослого организма. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенное притязание, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. |
От 16 до 21 года | Происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Расширяется диапазон социальных ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. |
Пермь - 2021