Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Реклама и связи с общественностью
Форма обучения: ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
_____________________________________________________ Группа 20Р111 ______
| Студент: Юсупов Роберт Рахимович
|
| И.О. Фамилия
|
|
|
| МОСКВА 2021
Практические задания по дисциплине культурология.
-
Проанализируйте, особенности формирования социокультурной и эстетической парадигмы в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе:
Раскройте особенности формирования социокультурной парадигмы в традиционном обществе
Ответ: Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.
Раскройте особенности формирования социокультурной парадигмы в постиндустриальном обществе.
Ответ: постиндустриальное общество находится в процессе своего развития, его основные черты только конструируются. Пока даже трудно определённо сказать, в какой мере современное общество несёт в себе постиндустриальные признаки.
Дайте характеристику особенностям самоидентификация индивида в разных типах общества.
Ответ: Различают несколько типов социальной идентичности: профессиональную, этническую, гендерную, религиозную, политическую и много других. Идентичность – это не постоянное явление, она может изменяться в зависимости от ситуации и времени: смена деятельности человека, места проживания, образования, возраста.
-
Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.
Ответ: Культура, это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Зависимость от власти посредственная.
-
Покажите степень зависимости культуры от экономики и экономики от культуры.
Ответ: Экономика создаёт хозяйственную основу для развития культуры, а культура обеспечивает творческую направленность экономике
-
Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Как Вы это понимаете?
Ответ: первые не обладают, а вторые обладают особой художественной одаренностью, предопределяющей их к философско-художественному творчеству.
-
Из Учения Будды: «У того, кто думает, что его обругали, над ним надсмеялись, его избили, обида его не проходит. Нельзя утолить обиду, если все время думать о ней. Ее можно утолить, только позабыв ее». Дайте культурологический комментарий.
Ответ: Если вы обиделись, «впустили» обиду в себя, она оседает в вас, а если нет — возвращается к обидчику.
-
Знаменитые слова Аристотеля известны всему миру: «Платон мне друг, но истина дороже». Дайте свои комментарии.
Ответ: В идеале выбор стоит делать в пользу правды, не опираясь на личное отношение к своим идеалам.
-
Набоков говорил о себе: «Я американский писатель, родившийся в России и получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу, прежде чем провести пятнадцать лет в Германии». Что иллюстрирует данное высказывание?
Ответ: Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по-французски»
-
Заполните таблицу «Основные культурологические школы».
Название теории
| Авторы
| Содержание теории
| Культурно-исторический тип
| Н.Я. Данилевский,
| Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
| Теория локальных цивилизаций
| О. Шпенглер,
А. Тойнби,
| Под цивилизацией понимается устойчивая совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик.
| Психоаналитическая концепция культуры
| З.Фрейд, К.Юнг
| учение о культуре, сформировавшееся в ходе развития психоанализа как вида медицинской практики и психологической теории.
| Понимающей социологии
| М.Вебер
| одно из осн. теоретико-методологических направлений в немарксистской социологии, сформировавшееся в конце 19 — начале 20 в. в борьбе с позитивизмом и натурализмом в социологии и сосредоточивающееся на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни. П. с. ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства.
| Научная теория культуры
| Б. Малиновский
| это функциональный подход к пониманию культуры британского антрополога польского происхождения Бронислава Малиновского.
| социальной стратификации и социальной мобильности.
| П. Сорокин
| Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.
| Теория социального действия
| Т. Парсонс
| дна из важнейших теоретических концепций современной немарксистской социологии. Сторонники этой теории считают, что с ее помощью можно понять и объяснить самые разнообразные социальные явления от отдельных актов индивидуального поведения до крупномасштабных общественно-исторических процессов.
| Философия символических форм
| Э. Кассирер, К. Леви-
Стросс
| трехтомное философское сочинение немецкого философа-неокантианца Кассирера, опубликованное в конце 1920-х. Это выдающееся философское произведение представляет собой ряд взаимосвязанных исторических и систематических исследований, посвященных языку, мифу, религии и научному познанию, которые продолжают и развивают основные идеи предшествующих работ Кассирера.
| -
«Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку,душа его для них закрылась. Духовный труд чужд человеку толпы. Он не получает удовольствия в духовных исканиях. Ему чужда установка «золотого века», озвученная Сервантесом, считавшим, что «путь всегда лучше, чем отдых». Дайте интерпретацию данного отрывка Х. Ортеги-и-Гассета.
Ответ: Глупца нельзя освободить от глупости, вывести хоть на минуту из ослепления, сделать так, чтобы он сравнил свои убогие шаблоны со взглядами других людей. Глупость пожизненна и неизлечима.
-
«Я все время вижу висящий передо мной вопрос. Ищу ответ на него, но пока не нашел. И вопрос этот связан с тем, что, не будучи русским по крови, я связан с Россией, прожив здесь всю жизнь. С другой стороны, многое из того, что я написал, как-то связано с немецкой музыкой и с идущей из немецкого — логикой, хотя я специально и не хотел этого». Как Вы предполагаете ощущает себя композитор А. Шнитке?
Ответ: Ощущает себя и Русским и Немцем
-
Культурологическое объяснение девиации сосредоточено на анализе культурных ценностей в той же мере, как и реальных возможностей возникновения девиации. Селин и Миллер считают, что девиация возникает тогда, когда человек усваивает нормы субкультуры, которые противоречат правилам культуры господствующей. Сатерленд предложил теорию дифференцированной ассоциации, согласно которой — правонарушения возникают в результате «сильного влияния ценностей, содействующих нарушению закона». Дайте свой комментарий.
Ответ: Все общества, государства, как мы знаем, имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее, немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.
-
Хейзинга: «Среди душевных реальностей праздничность есть такая вещь в себе, которую ни с чем другим на свете спутать невозможно». Что можно добавить к данной позиции?
Ответ: Слово «празднество» го ворит уже само за себя: празднуется священный акт, то есть, иными словами, он попадает в рамки праздника. На род, торжественно собирающийся к своим святыням, со бирается для совместного выражения радости. Освяще ние, жертвоприношение, священные танцы, сакральные состязания, представления, таинства и мистерии — все они охватываются рамками празднества. И даже несмо тря на кровавые ритуалы, жестокие испытания посвящае мых, наводящие ужас маски, все событие разыгрывается как праздник. «Обыденная» жизнь остановлена. Трапезы, пиршества, веселье и озорство сопровождают праздник от первого до последнего дня. Вспомнить греческие праздники или африканские, все равно вряд ли удастся провести четкую границу между праздничным настрое нием вообще и священным волнением вокруг централь ной мистерии.
-
Бахтин: «Этот «другой» мир — мир игры — реальный феномен человеческой цивилизации на всех этапах». В какой сфере человеческой деятельности игровое начало выполняет важную роль?
Ответ: Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил
-
Три стадии развития культуры по Н.А. Бердяеву, дайте комментарии.
Природноорганическая
| Культурно-духовная
| Технически машинная
| Русский философ Н. А. Бердяев устанавливает три стадии в истории человечества - природно-органическую, культурную в собственном смысле и технически-машинную. На природно-органической стадии человек все еще жил в природном мире, он был связан с землей, с растениями и животными. Большое значение имели растительные и животные религиозные культы. Внутри природно-органической стадии люди рассматривали культуру, государство, быт с органической позиции, по аналогии с живыми организмами.
| Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".
| Технический механизм, по мысли Н. А. Бердяева, составляется из частей, он не может расти и развиваться, в нем целое не присутствует в частях и не предшествует частям. Механизм составляется с подчинением его определенной цели. Он не рождается с присушим ему замыслом. Часы действуют очень целесообразно, но эта целесообразность не в них, а в создавшем и заведшем их человеке.
|
|
|
|